Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие цены, её функции и классификация



2020-02-04 2546 Обсуждений (0)
Понятие цены, её функции и классификация 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Цена - это сумма денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению и использованию внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения. Товар или цена проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги - равновесие между спросом и предложением. В рыночной экономике цены образуют часть системы саморегулирования.

Сущность цены, прежде всего, проявляется в её функциях:

Функция сбалансированности спроса и предложения - установление соответствия между объёмом произведённого и предложенного для продажи товара и величиной спроса на него на рынке. В этом смысле цена выполняет регулирующую функцию и выступает инструментом регулирования экономических интересов предприятия, их собственников, наёмных работников и государства, а также экономических процессов, которые уравновешивают спрос и предложение;

Измерительная - позволяет определить количество денег, которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить. Цена даёт возможность деньгам как платёжному средству обрести материально-количественную определённость в акте купли-продажи;

Учётно-информационная - отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, а также уровень прибыли, оценивает затраты и результаты производства, доводит до всех участников рынка сведения о складывающейся конъюнктуре рынка по конкурентному товару;

Стимулирующая - определяется тем, что цена выступает весьма эффективным экономическим инструментом мотивации развития производства, роста прибыли и потребления продукции. Эта функция предопределяет эффективность производства и его конкурентоспособность на основе стимулирования заинтересованности предприятий в активации инновационно-инвестиционной деятельности и внедрения новых технологий.

Распределительная - обеспечивает распределение ограниченных ресурсов между альтернативными производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Цены являются основой перераспределения вновь созданной стоимости (чистого дохода) между различными отраслями и секторами национальной экономики, социальными группами, т.к. в составе цены предусматривается ряд налогов, поступающих в бюджет государства и региона для решения социальных задач.

В экономической литературе в систему цен включают их классификацию по видам, разновидностям и типам установления.

Традиционно цены делятся на такие виды, как отпускные, розничные, закупочные, тарифы.

Оптовая (отпускная) цена - это цена, используемая в расчётах со всеми покупателями, кроме населения. Она устанавливается на товар, произведённый в результате переработки, обработки и иной трансформации сырья (материалов) в Республике Беларусь, а также на импортированный товар и применяется в расчётах между субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь.

 

ОЦ = ОЦ без НДС + ОН + НДС, (1)

 

где ОЦ - оптовая цена;

ОЦ без НДС - отпускная цена без НДС;

ОН - оптовая надбавка;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Розничная цена - это фиксированная или свободная цена, используемая в расчётах с населением. Она отражает цену реализации товара из розничной торговой сети гражданам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также субъектам хозяйствования в случаях, разрешённых законодательством.

 

РЦ = ОЦ без НДС + ОН + ТН + НДС, (2)

 

где РЦ - розничная цена;

ТН - торговая надбавка.

Закупочная цена - это цена на производимую сельскохозяйственную продукцию, применяемая в расчётах между субъектами хозяйствования.

Тариф - денежная оценка стоимости единицы услуги (работы).

Цены классифицируются также:

по типу установления:

регулируемые (фиксированные и предельные) - это цены, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые субъектами ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учётом установленных этими органами определённых ограничений;

свободные - это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Она формируется в соответствии с установленным порядком.

в зависимости от стадии товародвижения:

отпускная цена изготовителя - это цена, по которой предприятие-изготовитель реализует произведённую продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям обычно крупными партиями;

отпускная цена оптового посредника - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют товары различным организациям и потребителям;

розничная цена - это цена, по которой розничные торговые организации реализуют товары населению или мелкооптовым потребителям.

в зависимости от размеров включаемых транспортных расходов:

Франко - склад изготовителя (все расходы по транспортировке оплачивает покупатель сверх цены);

Франко - станция отправления (поставщик оплачивает расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и сдаче груза к отправке; эти расходы включаются в отпускную цену);

Франко-вагон - станция отправления (по сравнению с предыдущим видом франкировки поставщик несёт также расходы по погрузке продукции в вагон; эти расходы включаются в цену);

Франко-вагон - станция назначения (поставщик оплачивает все расходы по доставке продукции до станции назначения);

Франко - станция назначения (поставщик оплачивает все расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по выгрузке продукции из вагона);

Франко - склад потребителя (поставщик несёт все расходы по доставке продукции до покупателя).

Модель формирования цены с учётом франкировки:

на обычный товар:


ОЦ с НДС = С + П + ТР + НДС, (3)

 

где ОЦ с НДС - отпускная цена с НДС;

С - себестоимость;

П - прибыль;

ТР - транспортные расходы.

на подакцизный товар:

 

ОЦ с НДС = С + П +А + ТР + НДС, (4)

 

где А - акциз.

в зависимости от рынка, на который поставляется продукция:

цена внутреннего рынка;

цена на импортируемый товар;

цена для внешнего рынка на экспортируемый товар.

Классификация цен даёт ответ на вопрос о составе цены, её составных элементов. В зависимости от вида цены состав элементов меняется. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Зная структуру цены товара, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль, торговые надбавки (скидки), косвенные налоги и другие составляющие. На основе анализа структуры цены определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, выбирается соответствующий данному моменту и цели развития предприятия метод ценообразования.

 



2020-02-04 2546 Обсуждений (0)
Понятие цены, её функции и классификация 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Понятие цены, её функции и классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)