Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Усилительные слова, словосочетания и конструкции



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Усилительные слова, словосочетания и конструкции 0.00 из 5.00 0 оценок




. Усиление передается при помощи слов действительно, на самом деле, все же, ведь, именно.

«Следящие коллекторы действительно следуют за солнцем в течение дня».

«Диффузор, в самом деле, увеличивает давление воздуха в реактивном двигателе».

«Выбросы или парообразование происходят именно при низких температурах».

2. Усиление передается при помощи слов целый, уже.

«По нашим оценкам стоимость тепловых потерь через крышу составляет целых 6,680 фунтов за отопительный сезон».

«Уже в конце второй мировой войны стали применяться антибиотики».

3. Усилительное слово именно.

«Именно радиаторы обеспечивают обогрев комнаты».

«Для нас представляют важность именно эти характеристики».

Инверсия

 

Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении с целью выделения определенного члена предложения по логическим или стилистическим причинам. В начале предложения может стоять вторая часть сказуемого, существительное с предлогом или прилагательное, затем первая часть сказуемого и потом подлежащее.

«Этой цели оказываются подчиненными так или иначе все языковые единицы - лексические, грамматические, а также текстообразующие факторы» [21].

Преобразовав данное предложение в стилистически нейтральное с прямым порядком слов, очевидно, получим следующее:

Все языковые единицы - лексические, грамматические, а также текстообразующие факторы так или иначе оказываются подчиненными этой цели.

Как видно, смысл высказывания не изменился, однако читатель не чувствует логического акцента (этой цели), задуманного автором.


Устойчивые выражения

 

Для научного стиля характерно использование специальной фразеологии, клишированных фраз.

суть вопроса;

- одним словом;

невосполнимая утрата;

полной тягой;

провод под током;

провод отключен;

Это, не лишая текст точности, сообщает ему известную живость и разнообразие.

Сравнения

Довольно часто в текстах научного стиля можно встретить сравнения, которые, как правило, не содержат ярких образов и не нарушают общей нейтральной интонации изложения:

«Персональный компьютер используется в таких же целях, как и лист бумаги - для фиксирования информации, которую не способен сохранять мозг в полном объеме, т.е. масштабных и сложных описаний разнообразных проектов по мере их развития».

«Сейчас, когда схемные платы ввода-вывода для микрокомпьютеров LSI-11 и LSI-11/2 появляются как грибы после хорошего дождя, новая плата должна представлять собой нечто особое, чтобы вызвать интерес у потенциальных потребителей».

«Словно усталые марафонцы, все медленнее бегущие из последних сил по длинной холмистой трассе, страны Западной Европы, в общем, не имеют тех качеств, которые необходимы, чтобы сохранить и в этом году высокий темп развития экономики».

Частое употребление сравнений не случайно. Сравнение служит автору для наглядного и детального описания объекта исследования, а также для выделения в этом объекте какой-то одной характерной особенности, специфику которой автор хочет показать или углубить. Это последнее достигается благодаря тому, что сравнение, как стилистический прием, основано на выделении сходства какой-либо одной черты у сравниваемых предметов (явлений) при полном расхождений других черт:

«Если мы рассмотрим тепловой эффект как ритмичный танец атомов, возможно движение отдельного атома можно будет считать сольным номером…»

Здесь тепло рассматривается как танец атомов, т.е. в качестве сходства выделена только одна черта - ритмичность движения; все другие черты характеризуются полным расхождением.

При помощи сравнений разъясняется научная терминология:

«…белые кровяные тельца или лейкоциты не имеют никакого отношения к отделу дорожного движения. Они скорее являются членами вооружённых сил, чья работа заключается в защите всего сообщества клеток от внешнего вторжения».

Сравнения могут быть индивидуальными (речевыми) и общепринятыми, устойчивыми (языковыми). В первом случае они способны характеризовать предмет с разных точек зрения, во втором случае сравнения обычно передают только меру качества, само же качество должно быть выражено отдельно. Речевые (индивидуальные) сравнения чаще всего используются для положительной оценочной характеристики деятельности ученого:

«Рэнкин не был упомянут…, хотя для английского инженера это то же самое, что для нас вычеркнуть Колумба из истории открытия Америки».

Во всех случаях употребления речевых сравнений автор проявляет свое эмоциональное отношение к описываемому, поскольку образ обладает эмоциональными оттенками: он действует на читателя (слушателя) в силу своей чувственности и конкретности; он живо представляется воображению и затрагивает чувства именно потому, что действует на воображение.

Олицетворение

Гораздо реже в научном изложении используются оригинальные олицетворения:

«Киберпространство - это жидкость. Жидкое киберпространство, жидкая архитектура и жидкие города. Жидкая архитектура - это архитектура дышащая, пульсирующая, начинающаяся в одном стиле и плавно завершающаяся в другом».

Метафора

Метафора является наиболее распространенным образным средством в научных текстах. Встречается как языковая, так и речевая (индивидуально-авторская метафора). Первая принадлежит выразительным средствам языка, уже сложилась в языке как нечто целое, и используется автором в виде «готового блока». Единственный элемент «новаторства», заметный при употреблении языковых метафор, это использование того или иного определения, имеющего логический характер, перед существительным, входящим в метафору.

«Среди мелкого щебня и гравия также были обнаружены осколки вулканической лавы, что существенно объясняет состояние современной Антарктики…»

Речевая метафора всегда свежа, оригинальна, носит творческий характер. Она не спаяна со всей организацией научного произведения; она появляется скорее как дополнительное средство для придания аргументации большей убедительности. Речевая метафора в научных работах может быть развернутой и неразвернутой. Последняя ограничивается одним образом. Например:

«Развитие в сфере генетических аспектов в регуляции обмена отличается своей новизной…»

Метафора как стилистический прием сознательно применяется в строго ограниченных целях, отвечающих задачам научно-популярного повествования. Такое преднамеренное сужение возможностей функционирования метафоры в научно-популярной статье указывает на специфически рациональный подход к использованию образной субъективно-эмоциональной оценки в научной литературе.

Метафора «служит тем орудием мысли, при помощи которого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля. Объекты, к нам близкие, легко постигаемые, открывают мысли доступ к далеким и ускользающим от нас понятиям. При этом важно, что «метафора в функции терминологической единицы является не конечным продуктом речевой деятельности или неким эффективным экспрессивным средством, а составляет основу процесса индивидуального научного творчества, целью которого является представление новизны открываемого знания и его оязыковления» [1].

Научная метафора имеет противоречивый характер: в процессе терминологической метафоризации актуализируется как определенное сходство между референтами, поскольку метафора должна быть обязательно понята, так и несходство, поскольку порождается новый смысл, причем степень сходства и несходства определяет истинное значение метафоры. Ученый оперирует понятиями и поэтому использует прямые номинативные значения слов, стремясь к точности, терминированности, однозначности. Вместе с тем было бы неверно считать образность и эмоциональность выражения мысли вообще несвойственными научной речи. Монотонность, серость, как замечает Р.А. Будагов, нежелательны и недопустимы в научной речи.

В силу общей понятийности и точности научной речи к использованию в этой сфере образных средств, в особенности метафор, следует подходить осторожно: лучше подыскать точный термин, чем использовать образ. Из истории научного стиля известно, что образность здесь нередко рождается как раз в том случае, когда не найдено еще точно наименования - термина. А это свидетельствует о том, что само понятие еще не определилось со всей ясностью. Вопрос о роли метафоры в языке науки имеет сложную историю. Как показывают многочисленные исследования метафоры, история развития многих основных научных понятий, таких как: язык, тяжесть, сила, электронная дыра, пожирающие клетки, пустынность Вселенной и подобных, демонстрирует их метафорическую природу.

Некоторые исследователи называют проблемы метафоры «горячими» точками, в которых сходятся интересы философов и лингвистов. При этом особенно ценно то обстоятельство, что «новое в наук прокладывает себе путь метафорическим языком» [14]. В этом высказывании содержится важная мысль о том, что метафора естественна для языка науки и очищение научного языка от метафор противоречит понятию познавательной деятельности.

«При восприятии метафорического контекста повышается креативность мышления, поскольку возникает необходимость усиления его интегративной функции для обнаружения неосознаваемых... имплицитных доминантных компонентов смысла» [7].

Метонимия

В отличие от метафор, в научном тексте метонимия встречается гораздо реже. Стилистический прием метонимии основан на смежности предметов или явлений. Наименование предмета или явления переносится на другой предмет или явление в результате ассоциации по смежности. Слово «смежность» обозначает тесную реальную постоянную связь между двумя объектами реальной действительности.

«Представители промышленной фирмы считают, что цена крупной системы для тестирования микропроцессоров является слишком высокой…»

 

Эпитеты

 

Автор научного текста обязательно пользуется оценочными понятиями. Его цель - показать, что эти факты в высшей степени интересны, увлекательны, что они, безусловно, заслуживают внимания не только специалистов, но каждого любознательного человека. С этой целью сам предмет описания подвергается эмоционально-экспрессивной оценке.

Оценочный момент появляется в научных текстах и в связи с анализом высокой степени совершенства того или иного предмета. Оценка может быть выражена прямо и косвенно. Прямая оценка выражается в основном благодаря эпитетам.

Эпитет является важным средством создания образности в научно-популярном произведении. Он позволяет дать яркую эмоциональную характеристику предмету или явлению. Образность эпитета в немалой степени определяется его языковым окружением. Выступая, в составе терминологических сочетаний, эпитет приобретает нейтральную речевую окраску.

«Получив формулу, соответствующую экспериментальным результатам для излучения абсолютно черного тела...»

«Спектральные линии являются примером дискретности в природе».

«Успех новой теории Планка в объяснении излучения абсолютно черного тела...»

«Современная техника развивается настолько быстро, что новые типы приборов появляются значительно чаще, чем это было раньше».

«Появляются на (нашем) горизонте», «появляются в нашем поле зрения» и т.п. - все это возможно, но необычно образно для русского научного текста.

 



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Усилительные слова, словосочетания и конструкции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Усилительные слова, словосочетания и конструкции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)