СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
экспрессивность научный текст эмоциональность В данной главе представлены отрывки научных текстов с примерами применения различных языковых средства, придающих тексту образность, эмоциональность, при этом не отходя от общепринятых канонов. О языке ученых нередко говорят, что он отличается «сухостью», лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально - экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность. Знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов в одной из научных работ писал: «Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменится, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно оберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание.» В современной работе по радиофизике приводится такое образное сравнение: «Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.» Вот, например, как наглядно, с использованием сравнений, олицетворений и метафор рассказывается о нейронах мозга: «Подобно снежинкам или человеческим лицам, в природе нет двух в точности одинаковых нейронов. Несхожесть нейронов обусловлена не только богатством их внутреннего строения, но и запутанностью связей с другими клетками. Некоторые нейроны имеют до десятка тысяч таких контактов («синапсов», если по-научному, или «застежек» в буквальном переводе на русский). Так что поневоле в общем дружном хоре каждый нейрон вынужден вести свою мелодию, отличную от других и высотой звука и тембром. Впрочем, нейроны мало похожи на хористов, они «переговариваются» друг с другом, подобно муравьям, с помощью различных химических кодов. Передают сигналы вещества, называемые медиаторами. Сейчас мы знаем около ста медиаторов, и сколько еще неизвестно! Комбинации химических приливов и отливов, идущих по приводящим путям мозга, несут не только информацию. Ученые полагают, что эти химические волны ответственны и за вечно меняющийся калейдоскоп эмоций и восприятий - всего того, что мы называем настроением. Нейрон способен говорить с другими нейронами не только на языке химии. Мозг является также небольшим генератором (мощностью около 25 ватт) электрических импульсов. И нейрон с нейроном говорит... Денно и нощно не смолкают, не прерываются эти беседы. Их ритмы, темп, характер подчинены жизненным задачам человека, особенностям его физического и духовного развития и его состояния. Здесь-то и кроются истоки сознания» [28]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научный стиль характерен для текстов, предназначенных для сообщения точных сведений из какой-либо специальной области и для закрепления процесса познания. В результате исследования научного текста литературы, можно сделать вывод о том, что основной стилистической чертой такого текста является логическое, точное и четкое изложение материала. Однако, при всей своей стилистической отдаленности от живого разговорного языка, научно-технический текст все же допускает использование небольшого количества более или менее нейтральных по окраске выразительных средств. В ходе работы были исследованы основные способы выражения экспрессивности в научном тексте. Стилистически окрашенные лексические средства достаточно часто встречаются в научных текстах. Чаще всего в научных работах для придания текстах эмоциональности используются следующие приемы: инверсия устойчивые выражения сравнения олицетворения метафора метонимия эпитеты восклицательные и вопросительные предложения Подводя итог, можно сказать, что в современном научном языке существует достаточное количество способов для передачи экспрессивности и эмоциональности. Использовать их или нет - каждый автор решает сам. Язык - это живая динамическая система, которая постоянно развивается и совершенствуется. Использование новых тенденций в научных работах может только украсить их, сделать более привлекательными и доступными для читателя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.М. Проблемы термина и терминообразования: учебное пособие по спецкурсу. - Пермь, 1998. 2. Базанова А. Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. - Ч. 1. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 105 с. . Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров : хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» / сост. А. В. Блиновидр. - М., 2005. 560 с. . Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1997. . Былинский К.И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование: Учебное пособие, 3-е издание - М.: ФЛИНТА, 2011. . Воробьева М.Б. Особенности реализации оценочных значений в научном тексте // Научная литература / Язык, стиль, жанры. - М.: Наука, 1985. . Герман И.А. Лингвосинергетика - Барнаул, 2000. . Голуб И.Б. Литературное редактирование - М.: Логос, 2010. . Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учеб. для педагогических университетов и гуманитарных ВУЗов - М.: АСТ: Астрель, 2006. 10. Караваев Г.А. Научная речь: характеристика и правила использования (из опыта работы): методическое пособие - Благовещенск: АмГУ, 2005. 11. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. - Пермь, 1972. . Кожина, М. Н. Стилистика русского языка : учеб. пособие.- М., 1997. . Константинова Л.А. Стилистика и литературное редактирование (курс лекций) - Тула, 2007. . Котюрова М.П. Стилистика научной речи: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования - М.: “Академия”, 2010. . Левицкий Ю. А. Лингвистика текста : учеб. пособие.- М., 2006. . Максимов В.И. Стилистика и литературное редактирование: учебник под ред. проф. В.И. Максимова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. . Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика - М.: “Оникс 21 век”: Мир и образование, 2001. . Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. . Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций : монография.- М., 2008. . Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 2008. Статьи 21. Варшавская А.И. статья «О контексте высказываний-определений». . Дементьев В. В. статья «Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия» 23. Скрипак И.А. - Метафоризация как коннотативный аспект экспрессивности// Педагогическая наука и практика - региону: Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. /Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: ООО Бюро новостей., 2006. - 104 c. . Скрипак И.А. - Научный текст в аспекте прагматики// Язык, образование и культура в современном обществе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции// СКСИ, Ставрополь, 2006. . Стоянович А. статья «Квазиэлитарный научный текст в аспекте стереотипизации» . Хохловская О.Г. Статья «Ученые - тоже люди, и ничто эмоциональное им не чуждо. К вопросу об эмоциональности научных текстов» - Вестник Челябинского государственного университета. 2013. №1 (292) 2013. №1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. . Чернявская В.Е. статья «Когнитивная лингвистика и текст: необходимо ли новое определение текстуальности?» . Чирков Ю. «И нейрон с нейроном говорит»// Наука и жизнь. 1988. №11 Электронные источники 29. http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_стиль
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |