Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



2020-02-04 494 Обсуждений (0)
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




экспрессивность научный текст эмоциональность

В данной главе представлены отрывки научных текстов с примерами применения различных языковых средства, придающих тексту образность, эмоциональность, при этом не отходя от общепринятых канонов.

О языке ученых нередко говорят, что он отличается «сухостью», лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально - экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность.

Знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов в одной из научных работ писал:

«Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменится, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно оберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание.»

В современной работе по радиофизике приводится такое образное сравнение:

«Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.»

Вот, например, как наглядно, с использованием сравнений, олицетворений и метафор рассказывается о нейронах мозга:

«Подобно снежинкам или человеческим лицам, в природе нет двух в точности одинаковых нейронов. Несхожесть нейронов обусловлена не только богатством их внутреннего строения, но и запутанностью связей с другими клетками. Некоторые нейроны имеют до десятка тысяч таких контактов («синапсов», если по-научному, или «застежек» в буквальном переводе на русский). Так что поневоле в общем дружном хоре каждый нейрон вынужден вести свою мелодию, отличную от других и высотой звука и тембром. Впрочем, нейроны мало похожи на хористов, они «переговариваются» друг с другом, подобно муравьям, с помощью различных химических кодов. Передают сигналы вещества, называемые медиаторами. Сейчас мы знаем около ста медиаторов, и сколько еще неизвестно! Комбинации химических приливов и отливов, идущих по приводящим путям мозга, несут не только информацию. Ученые полагают, что эти химические волны ответственны и за вечно меняющийся калейдоскоп эмоций и восприятий - всего того, что мы называем настроением. Нейрон способен говорить с другими нейронами не только на языке химии. Мозг является также небольшим генератором (мощностью около 25 ватт) электрических импульсов. И нейрон с нейроном говорит... Денно и нощно не смолкают, не прерываются эти беседы. Их ритмы, темп, характер подчинены жизненным задачам человека, особенностям его физического и духовного развития и его состояния. Здесь-то и кроются истоки сознания» [28].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научный стиль характерен для текстов, предназначенных для сообщения точных сведений из какой-либо специальной области и для закрепления процесса познания. В результате исследования научного текста литературы, можно сделать вывод о том, что основной стилистической чертой такого текста является логическое, точное и четкое изложение материала. Однако, при всей своей стилистической отдаленности от живого разговорного языка, научно-технический текст все же допускает использование небольшого количества более или менее нейтральных по окраске выразительных средств.

В ходе работы были исследованы основные способы выражения экспрессивности в научном тексте.

Стилистически окрашенные лексические средства достаточно часто встречаются в научных текстах.

Чаще всего в научных работах для придания текстах эмоциональности используются следующие приемы:

    инверсия

    устойчивые выражения

    сравнения

    олицетворения

    метафора

    метонимия

    эпитеты

    восклицательные и вопросительные предложения

Подводя итог, можно сказать, что в современном научном языке существует достаточное количество способов для передачи экспрессивности и эмоциональности. Использовать их или нет - каждый автор решает сам. Язык - это живая динамическая система, которая постоянно развивается и совершенствуется. Использование новых тенденций в научных работах может только украсить их, сделать более привлекательными и доступными для читателя.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева Л.М. Проблемы термина и терминообразования: учебное пособие по спецкурсу. - Пермь, 1998.

2. Базанова А. Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. - Ч. 1. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 105 с.

.   Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров : хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» / сост. А. В. Блиновидр. - М., 2005. 560 с.

.   Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1997.

.   Былинский К.И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование: Учебное пособие, 3-е издание - М.: ФЛИНТА, 2011.

.   Воробьева М.Б. Особенности реализации оценочных значений в научном тексте // Научная литература / Язык, стиль, жанры. - М.: Наука, 1985.

.   Герман И.А. Лингвосинергетика - Барнаул, 2000.

.   Голуб И.Б. Литературное редактирование - М.: Логос, 2010.

.   Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учеб. для педагогических университетов и гуманитарных ВУЗов - М.: АСТ: Астрель, 2006.

10. Караваев Г.А. Научная речь: характеристика и правила использования (из опыта работы): методическое пособие - Благовещенск: АмГУ, 2005.

11. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. - Пермь, 1972.

.   Кожина, М. Н. Стилистика русского языка : учеб. пособие.- М., 1997.

.   Константинова Л.А. Стилистика и литературное редактирование (курс лекций) - Тула, 2007.

.   Котюрова М.П. Стилистика научной речи: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования - М.: “Академия”, 2010.

.   Левицкий Ю. А. Лингвистика текста : учеб. пособие.- М., 2006.

.   Максимов В.И. Стилистика и литературное редактирование: учебник под ред. проф. В.И. Максимова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007.

.   Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика - М.: “Оникс 21 век”: Мир и образование, 2001.

.   Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010.

.   Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций : монография.- М., 2008.

.   Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 2008.

Статьи

21. Варшавская А.И. статья «О контексте высказываний-определений».

. Дементьев В. В. статья «Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия»

23. Скрипак И.А. - Метафоризация как коннотативный аспект экспрессивности// Педагогическая наука и практика - региону: Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. /Под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: ООО Бюро новостей., 2006. - 104 c.

. Скрипак И.А. - Научный текст в аспекте прагматики// Язык, образование и культура в современном обществе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции// СКСИ, Ставрополь, 2006.

. Стоянович А. статья «Квазиэлитарный научный текст в аспекте стереотипизации»

. Хохловская О.Г. Статья «Ученые - тоже люди, и ничто эмоциональное им не чуждо. К вопросу об эмоциональности научных текстов» - Вестник Челябинского государственного университета. 2013. №1 (292) 2013. №1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73.

. Чернявская В.Е. статья «Когнитивная лингвистика и текст: необходимо ли новое определение текстуальности?»

. Чирков Ю. «И нейрон с нейроном говорит»// Наука и жизнь. 1988. №11

Электронные источники

29. http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_стиль



2020-02-04 494 Обсуждений (0)
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)