Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое применение социальной работы с многодетной семьей



2020-02-04 1085 Обсуждений (0)
Практическое применение социальной работы с многодетной семьей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Социальная поддержка многодетных семей

 

Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры поддержки: Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года были установлены льготы для этой категории семей. Многодетным семьям и их членам (совместно проживающие бабушки и дедушки перечисленными ниже льготами не пользуются) в качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:

. Скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - не ниже 30% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений (до 18 лет);

. 50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные организации соответствующего профиля независимо от форм собственности, а также многодетным родителям (одному из них), сопровождающим детей к месту лечения и обратно;

. Право на прием детей из многодетных семей в дошкольные учреждения в первую очередь;

. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и общего профессионального образования за счет средств всеобуча, отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательном учреждении за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

. При наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности;

. Бесплатное пользование детьми до 18 лет из многодетных семей всеми видами медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, а также обеспечение протезно-ортопедическими изделиями при наличии медицинских показаний;

. Один день в месяц для бесплатного посещения детьми из многодетных семей музеев, парков культуры и отдыха, выставок;

. Одноразовое предоставление многодетной семье льготного кредита или беспроцентного займа на приобретение строительных материалов, строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. Первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

. Первоочередное предоставление многодетным семьям садовых или огородных земельных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;

. Одноразовое выделение многодетным родителям для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий земельных участков с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. Выделение в первоочередном порядке многодетным родителям, создающим крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочных кредитов или беспроцентных займов для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. Трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и т.д.) с закреплением данных положений в региональных программах занятости;

. Первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей специальностям, востребованным экономикой региона [9].

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб. Принятие данного Федерального закона способно не только способствовать увеличению уровня рождаемости, но и оказать помощь многодетным семьям в разрешении проблем с образованием и жильем.

Поскольку в многодетных семьях возникают самые разные проблемы, предоставляется целесообразным создать для оказания им необходимой помощи различные службы. Исходя из опыта других стран, такими службами могли бы стать:

. попечительские советы, созданные на микроуровне (квартал, ЖЭК, школа), которые совместно с социальными работниками выявляли бы многодетные семьи, изучали их состояние, потребности и на основании этого оказывали необходимую помощь сами или привлекали для этого другие организации;

2. специальные комиссии при органах самоуправления, церковные общины, которые могли бы брать детей из многодетных семей под свою опеку;

.   ассоциации многодетных семей, организации так, чтобы самостоятельно решать свои проблемы;

.   службы контроля за социальным здоровьем безнадзорных детей, подверженным влияния улицы;

.   пункты помощи многодетным семьям, оказавшимся в трудном положении (существенная имущественная потеря, серьезное заболевание, стихийное бедствие, повреждение жилья и прочее) [12, с. 218].

В настоящее время в России действуют 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми [6, с. 149].

многодетный семья социальный технология


 

2.2 Технологии социальной работы с многодетной семьей

 

Помимо государственной поддержки существуют различные технологии социальной работы с многодетной семьей. Рассмотрим каждую из них подробно.

Технология социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греческого diagnosis - распознавание. Социальная диагностика - оценка состояния социального объекта. распознавание и анализ социальных патологий и проблем [21, c. 39].

Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение нежелательного развития событий.

Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение проблемы многодетной семьи и нахождение правильных средств для её разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагноститические процедуры [21, c. 40].

Примерная схема процесса социальной диагностики приведена на рис. 1.

Начальный этап - обозначение проблемы (жалоба клиента, семьи, близких, заявление педагога и т. д.)

Далее сбор данных о ситуации. Существует 2 типа исследовательских методов:

. историко-генетические - призваны определить время, истоки, причины зарождения проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии, проследить ее состояние на различных этапах;

2. структурно-функциональные методы предполагают получение данных о текущем состоянии проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы [21, c. 40].


 

Рис. 1. Схема процесса социальной диагностики

 

Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы, в частности интервью и наблюдение.

Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление. Сортирование на важные и малозначимые. Ранжирование проблем, выделение ключевой. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социального диагноза [21, c. 41].

Примерами применения социальной диагностики при работе с многодетными семьями может служить: диагностика благополучности семьи, диагностика социально-психологического здоровья семьи, диагностика семейных нарушений и т. д.

Социальное посредничество и консультирование, как коммуникативные технологии. Когда семьи сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии решить сами возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании.

Посредническая деятельность социального работника начинается с диагностики социальной ситуации, уточнения проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему [21, c. 109].

На следующем этапе посреднического процесса социальный работник совместно с клиентом делают выбор учреждений, к услугам которым они хотят обратиться. После осуществления выбора учреждения социальный работник помогает установить контакт с избранной организацией. Важным моментом последнего этапа является то, что социальный работник должен не просто направить клиента в организацию способную ему помочь. Но и проконтролировать процесс установления и налаживания контакта мжду клиентом и специалистом учреждения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы [21, c. 109].

Консультирование в социальной работе может быть очным и дистантным. Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое, семейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое. Консультирование как социальная технология имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем [21, c. 115].

Примером применения данной технологии в работе с многодетной семьей можно привести консультацию по вопросам оформления льгот и субсидий для многодетных семей, психолого-педагогическая консультация и т. д.

Технология социальной профилактики и коррекции. Технология социальной профилактики и коррекции в работе с многодетной семьей может быть применима, при предотвращении и коррекции девиантного поведения среди детей и подростков многодетных асоциальных семей, профилактике безнадзорности и правонарушений детей в многодетных семьях и т. д.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Современная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями [21, c. 64].

Основная цель профилактической деятельности состоит в выявлении причин и условий. Ведущих к отклонениям, предупреждении и уменьшении вероятности проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал [21, c. 64].

Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведением профилактической работы. Из этого следует, что профилактика должна проводится в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта [21, c. 65].

Методы профилактики обычно включают в себя обучение клиентов новым навыкам, которые помогают им успешно действовать или сохранять здоровье [21, c. 65].

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия, лечения социальной ситуации, коррекцию социально-психологических позиций семьи, разрешение конфликтов. Коррекционной воздействие может идти в разных планах: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление [21, c. 67].

В программе коррекционной работы девиантных подростков особое место должно занимать консультирование родителей и педагогов. Для родителей и педагогов это программы позволяющие преодолеть ригидность мышления, социальные стереотипы, жесткие алгоритмы воспитания и социального воздействия. Для детей и подростков необходимы как групповые программы по преодолению и коррекции негативных социальных установок, снятию синдромов тревожности, агрессивности, замкнутости, так и индивидуальные, диагностико-коррекционные, психотерапевтические и социально-психологические программы [21, c. 68].

Итак, среди основных технологий социальной работы с многодетной семьей можно выделить:

. технологии сбора и обработки информации о семье, нуждающейся в помощи;

2. технология оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, психолого-педагогической и т. д.);

.   технологии непосредственной работы специалиста с клиентом, по конкретным вопросам [13, с. 178].

 

Реализация технологий социальной работы с многодетной семьей на примере муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово

Рассмотрим деятельность центра в целом, так как многодетная семья является одним из клиентов данного учреждения, а соответственно, любая оказываемая им социальная помощь, направлена и на многодетные в том числе.

МУ «Центр социальной помощи семье и детям». Создан в июле 2000 г. Цель деятельности: улучшение социальной обстановки в городе за счет увеличения объема, качества социальных услуг семье и детям и их приближения к месту жительства населения. Центр оказывает помощь: малообеспеченным семьям: многодетным, неполным, замещающим, молодым, студенческим, несовершеннолетних родителей, погибших военнослужащих, имеющим детей-инвалидов, семьям, находящимся в социально опасном положении; детям и подросткам: безнадзорным, трудным, незанятым; взрослым: беременным женщинам, безработным, выпускникам детских домов и школ-интернатов.

Организационная структура Центра включает:

1. организационно-методическое отделение; 2. информационно-аналитическое отделение; 3. консультативное отделение; 4. отделение психолого-педагогической помощи; 5. отделение срочного социального обслуживания.

В предыдущем параграфе мы выяснили, что наиболее распространенными технологиями социальной работы с многодетной семьей являются: социальная диагностика, социальное посредничество и консультирование, социальная профилактики и коррекция. На примере данного центра мы рассмотрим деятельность социального работника по осуществлению социального консультирования по вопросам многодетных семей. Она осуществляется по следующим направлениям:



2020-02-04 1085 Обсуждений (0)
Практическое применение социальной работы с многодетной семьей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое применение социальной работы с многодетной семьей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1085)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)