Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение

. Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи

Понятие и категории многодетной семьи

Проблемы многодетной семьи

. Практическое применение социальной работы с многодетной семьей

Социальная поддержка многодетных семей

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Реализация технологий социальной работы с многодетной семьей на примере муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям (г. Кемерово)

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.

Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации.

Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъективность.

С другой стороны, усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.

Существующие формы социальной поддержки многодетных семей не достаточно развиты на территории нашей страны. Для улучшения положения требуется обновить модели социальной защиты в отношении многодетных семей. Рассмотреть вопросы об усовершенствовании законодательной базы в отношении лиц, данной категории.

Цель исследования: изучить технологии социальной работы с многодетной семьей.

Объект исследования: социальные проблемы современной многодетной семьи.

Предмет исследования: технологии социальной работы с многодетной семьей.

Задачи исследования:

1. Выделить понятие и категории многодетной семьи.

2. Изучить социальные проблемы многодетных семей

.   Осуществить теоретический анализ современного состояния проблем многодетной семьи и выделить способы их решения.

.   Изучить технологии социальной работы с многодетной семьёй.

.   Рассмотреть социальную работу с многодетной семьей на примере муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям (г. Кемерово).

Для достижения цели и реализации поставленных задач применялся теоретический и практический метод исследования.

 


 

Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи

1.1 Понятие и категории многодетной семьи

 

Семья, под каким бы углом зрения её ни рассматривали. Столь многослойное социальное образование, что является одним из объектов различных наук. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии, политики и права, труда, культуры и т.д. [13, с. 43].

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям [14, c. 159].

Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию [17, с. 245].

Рассмотрим подробнее многодетные семьи.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности) [17, с. 251].

На данный момент, статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений - до окончания ими обучения. Учитываются также дети, проходящие срочную военную службу по призыву, - но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

В состав многодетной семьи при регистрации включаются дети, находящиеся под опекой (попечительством).

При регистрации в составе многодетной семьи не учитываются:

. дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав;

2. дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.

Все многодетные семьи могут быть распределены на четыре категории:

. семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей [17, с. 252];

2. семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи [17, с. 252];

.   Многодетность, возникшая вследствие появления большего числа детей, чем предполагали супруги (рождение двойни, позднее осознание беременности, невозможное прерывание беременности по медицинским показаниям) [2, с. 217];

.   неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально - психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [17, с. 252].

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей [17, с. 252].

На самом деле это лишь мала доля тех проблем с которыми сталкиваются многодетные семьи, более подробно эта тема рассмотрена в следующем параграфе.

 

1.2 Проблемы многодетной семьи

 

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [6, с. 144].

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные [6, с. 144].

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность-поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети [6, с. 145].

Многодетная семья чаще всего в нашем сознании ассоциируется с малообеспеченностью, безнадзорностью детей, детей неблагополучием. В числе главных проблем многодетной семьи называют: материальную, жилищную, проблему здоровья, проблемы в сфере образования, проблемы досуга и отдыха [2, с. 218].

Материальные проблемы. В России, во-первых, фиксированные величины оплаты труда, как то минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум имеют косвенное отношение к реальным потребностям индивидов и семей или реальным минимальным нормам выживания. Так, минимальный размер заработной платы покрывает не более четверти расходов [12, с. 41].

В многодетных семьях материальные проблемы стоят наиболее остро и связанны с усилением иждивенческой нагрузки на работающих членов семьи. Можно сказать, что рождение третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности [2, с. 218].

Таким образом, уровень жизни семей резко снижается. Меньше употребляется молока, яиц, мяса, фруктов. Возникают проблемы с обеспечением детей одеждой, товарами первой необходимости, учебниками игрушками и др. [12, с. 43].

Жилищная проблема. Семья обычно растет быстрее, чем возможности по её улучшению жилищных условий. В результате более половины многодетных семей имеют семь и менее квадратных метров жилья на человека. Как в городах, так и в сельской местности среднедушевая обеспеченность жильем в семьях из пяти человек и более существенно ниже, чем по России в целом. Особенно остро стоит жилищный вопрос у молодежи, выросшей в многодетной семье. Жилищные условия, являясь частью воспитательного потенциала семьи, оказывает прямое воздействие на развитие ребёнка [2, с. 218].

Проблема здоровья в многодетных семьях. Здоровье детей зависит от физического и генетического здоровья родителей, полноценности питания, ухода и содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей жизни. На ухудшение здоровья детей сегодня оказывает ухудшение здоровья родителей, белково-витаминный дефицит в питании беременных женщин, снижение возможностей здравоохранения, снижение уровня и качества жизни населения. В последние годы наблюдается устойчивый рост заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе дифтерией, туберкулезом, заболеваниями передающимися половым путем, онкологическими заболеваниями [12, с. 75].

В многодетных семьях отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение. Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка - вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же, в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Проблемы в сфере образования. В многодетных семьях меньше возможностей для полноценной учебы, для разностороннего образования детей, снижены возможности духовного и культурного развития ребенка. несомненно, многодетная семья имеет и свои достоинства. Дети рано приобщаются к труду, к ведению домашнего хозяйства, привыкают быть ответственными. В такой семье создается атмосфера для трудового, нравственного, эмоционального воспитания. Проблемы и трудности, задачи по их преодолению могут сплотить семью [12, с. 218].

Проблема досуга и отдыха. Индустрия детского досуга и отдыха все в большей степени ориентируется на платные блага и услуги. Это сказывается на детях из семей с низким доходом, в первую очередь - многодетных. Платными услугами могут воспользоваться не более 4% семей с детьми [12, с. 218].

Если проанализировать проблемы многодетной семьи в целом, то становится очевидным, что ни одна из них не может быть в полной мере решена при существующей системе социальной поддержки многодетных семей, каждая многодетная семья, не зависимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со стороны общества, государства. Основную роль должны сыграть местные социальные службы. Поскольку в многодетных семьях возникают самые разные проблемы, предоставляется целесообразным создать для оказания им необходимой помощи различные службы [12, с. 218].

Изучив проблемы многодетных семей и выделив способы их решения, стоит рассмотреть, как же на практике применяется технология социальной работы с многодетной семьей.

 


 



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)