Реализация практической направленности содержания школьного географического образования
Лекция. Реализация компетентностного подхода в географическом образовании – инновационное и направление, которое позволяет по- новому осознать и понять значимость школьной дисциплины. Во многом это определяется состоянием и развитием географической науки, усиливающимися интегративными процессами ее научных направлений, масштабностью географических исследований и своевременностью использования данных в решении проблем на различных уровнях. Формируемые географические знания должны стать действенными фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций. Ключевые компетенции не противопоставляются основным компонентам содержания географического образования. Они представляют особый комплекс, совокупность всех компонентов содержания образования на уровне применения не только в рамках определенного предмета, но и в различных жизненных ситуациях. Географическое образование должно вооружать школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, переносить ее на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать изменения развития окружающей среды. На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача –сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В содержании географического образования увеличился объем практической направленности. Реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников практическим работам придавать большую значимость. Практические работы создают у учащихся основу для формирования опыта деятельности, для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями. Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся: В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно. Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров. Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения. Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы. • Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности. В средней школе, каждый учитель выбирает оценочные/проверочные работы в соответствии со спецификой класса и УМК, по которому он работает. Каждая тема сопровождается проверочной/оценочной практической работой. На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача –сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В содержании географического образования увеличился объем практической направленности. Реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников практическим работам придавать большую значимость. Практические работы создают у учащихся основу для формирования опыта деятельности, для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями. Наиболее важным звеном, обеспечивающим реализацию целей и задач школьного географического образования на современном этапе, становится учебно – методический комплекс. Организация работы с различными элементами УМК, направлена на формирование умений и практических навыков учащихся. В обучении географии необходимо применять практические задания, которые отвечают различным требованиям: одни из них направлены на приобретение знаний, другие – на закрепление умений и навыков, использование знаний в новых условиях, формирование практических навыков. Главная ценность заданий состоит в том, что они учат учащихся не только решать, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения. Примеры работ практической направленности 7 класс География «Материков и океанов»
Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении методического аппарата учебника и других источников географической информации: карты, статистические таблицы, тетради. Задания практической направленности учебника способствуют достижению личностных и метапредметных результатов. Рассмотрим виды работ с методическим аппаратом учебника. Задание по теме «Климат России»: 1. Определите по картам учебника для городов Мурманск, Иркутск, Владивосток суммарную солнечную радиацию, среднюю температуру января и июля, среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения. 2.Сделать на основе полученных данных выводы об изменении этих климатических характеристик.3. Объяснить причины особенностей такого распределения тепла и влаги на территории страны. Инструкция для учащихся. 1.Внимательно прочитать задание и выбрать наиболее правильную форму фиксации результатов работы. 2. На основе анализа климатических карт собрать необходимые данные об особенностях климата указанных пунктов и выявить, в каком климатическом поясе они расположены. 3. Используя формулу определите коэффициент увлажнения. 4.Сравнить полученные данные, объяснить причины их различий. 5.Сделать вывод о причинах различия климата регионов нашей страны. Задания по теме «Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Суммировав полученные баллы, ученики, смогут оценить свой труд на уроке. Пример заданий практической направленности при изучении темы «Население России» Инструкция 1. Изучите данные таблицы «Площадь территории и демографические показатели РФ и отдельных её регионов в 2016г.» и заполните ее 2. Определите показатели плотности населения для всех регионов и России 3. Определите долю городского и сельского населения (%) для всех регионов 4. Определите в ком из регионов смертность наибольшая, наименьшая 5. Сравните данные механического (миграционного) прироста по регионам 6. Сделайте выводы о причинах различий демографических показателей Площадь территории и демографические показатели РФ и отдельных её регионов в 2016г.
Задания практической направленности на уроках географии способствую формирования УУД учащихся. Наиболее эффективными учебными заданиями, используемые для формирования личностных результатов школьников, являются задания ценностно- смыслового характера.
Используя задания практической направленности, учитель обеспечивает мотивационную вовлеченность учащихся в работе на уроке, что позволяет реализовать деятельностный подход, т.ж формированию предметных, метапредметных и личностных результатов. Практические работы – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки школьного учебника. Главная ценность заданий состоит в том, что они учат учащихся не только решать, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |