Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация практической направленности содержания школьного географического образования



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Реализация практической направленности содержания школьного географического образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция.

Реализация компетентностного подхода в географическом образовании – инновационное и направление, которое позволяет по- новому осознать и понять значимость школьной дисциплины. Во многом это определяется состоянием и развитием географической науки, усиливающимися интегративными процессами ее научных направлений, масштабностью географических исследований и своевременностью использования данных в решении проблем на различных уровнях. Формируемые географические знания должны стать действенными фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций.

Ключевые компетенции не противопоставляются основным компонентам содержания географического образования. Они представляют особый комплекс, совокупность всех компонентов содержания образования на уровне применения не только в рамках определенного предмета, но и в различных жизненных ситуациях.

Географическое образование должно вооружать школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, переносить ее на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать изменения развития окружающей среды.

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача –сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В содержании географического образования увеличился объем практической направленности. Реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников практическим работам придавать большую значимость. Практические работы создают у учащихся основу для формирования опыта деятельности, для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями.

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации.

Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:
• репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
• частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
• творческий.
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
а) по предоставленному ему учителем готовому плану;
б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.
По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах.
По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться не только дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.
Различия указанных в программах практических работ по продолжительности времени на их выполнение столь же велики. Например, на выполнение работ «Определение географических координат точки на глобусе» или «Определение по карте крайних точек материка на примере Африки» при наличии у учащихся требуемых умений потребуется до 10 минут. На, подготовку рефератов по темам “Глобальные проблемы человечества”, “Современное мировое хозяйство” в 10- 11 классе потребуется уже несколько часов.
Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объектив, ной действительности в сознании человека. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие.
Практические работы могут выполняться:
• без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);
• на основе одного источника, например, географической карты или текста;
• на основе нескольких источников.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров. Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.

Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Возможна классификация по форме представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.

• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
•Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты.

В средней школе, каждый учитель выбирает оценочные/проверочные работы в соответствии со спецификой класса и УМК, по которому он работает. Каждая тема сопровождается проверочной/оценочной практической работой.

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача –сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В содержании географического образования увеличился объем практической направленности. Реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников практическим работам придавать большую значимость. Практические работы создают у учащихся основу для формирования опыта деятельности, для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями.

Наиболее важным звеном, обеспечивающим реализацию целей и задач школьного географического образования на современном этапе, становится учебно – методический комплекс. Организация работы с различными элементами УМК, направлена на формирование умений и практических навыков учащихся. В обучении географии необходимо применять практические задания, которые отвечают различным требованиям: одни из них направлены на приобретение знаний, другие – на закрепление умений и навыков, использование знаний в новых условиях, формирование практических навыков. Главная ценность заданий состоит в том, что они учат учащихся не только решать, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения.

Примеры работ практической направленности 7 класс География «Материков и океанов»

Виды работ Примеры
Нахождение необходимых сведений, составление перечня объектов На физической карте найдите низменности, плоскогорья материка Южная Америка, укажите их преобладающие высоты, нанесите на контурную карту. Пользуясь картой атласа, назовите страны Евразии не имеющие выхода к морю, подпишите на контурной карте.
Ответы на вопросы, приведение доказательств. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг или других источников, составьте хронологическую таблицу. На примере одной из природных зон Евразии покажите связи между компонентами ее природы. Сравните природные зоны Евразии и Северной Америки по 40с.ш. В чем причины их чередования?
Установление причинно-следственных связей, выделение причины и следствия По климатической карте Северной Америки проследите изменение годового количества осадков с севера на юг. Установите связь количества осадков с поясами атмосферного давления и воздушными массами.
Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста, кластер. Пользуясь текстом учебника, составьте схему «Климатические пояса Земли», «Типы воздушных масс».
Составление описания и характеристик на основе текста и других источников. Составление по картам и другим источникам характеристику природы, населения, хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Аппарат организации усвоения знаний и умений Использование системы вопросов и заданий, направленных на работу с картой, дополнительной литературой и другими источниками знаний, задания проектно-ориентированных учебных проектов.
Аппарат ориентировки Наличие рубрик практической направленности (планы характеристик, умеете ли вы называть и показывать, определять, объяснять и прогнозировать, решение географических задач)

 

Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении методического аппарата учебника и других источников географической информации: карты, статистические таблицы, тетради. Задания практической направленности учебника способствуют достижению личностных и метапредметных результатов. Рассмотрим виды работ с методическим аппаратом учебника.

Задание по теме «Климат России»:

1. Определите по картам учебника для городов Мурманск, Иркутск, Владивосток суммарную солнечную радиацию, среднюю температуру января и июля, среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения. 2.Сделать на основе полученных данных выводы об изменении этих климатических характеристик.3. Объяснить причины особенностей такого распределения тепла и влаги на территории страны.

Инструкция для учащихся.

1.Внимательно прочитать задание и выбрать наиболее правильную форму фиксации результатов работы.

2. На основе анализа климатических карт собрать необходимые данные об особенностях климата указанных пунктов и выявить, в каком климатическом поясе они расположены.

3. Используя формулу определите коэффициент увлажнения.

4.Сравнить полученные данные, объяснить причины их различий.

5.Сделать вывод о причинах различия климата регионов нашей страны.

Задания по теме «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

 Материал с указанием задания Рекомендации по усвоению учебного материала Балл
1 Назовите виды внутренних вод России, используя схему учебника. Вспомните известные вам виды внутренних вод. Проверьте себя по тексту учебника 1
2 Покажите на карте крупные реки нашей страны Вспомните как правильно показывать реки по карте 1
3 К бассейнам, каких океанов относятся реки России Вспомните, что такое бассейн океана, моря, реки. Изучив карты, определите, к каким бассейнам относятся реки нашей страны. 1
4 По карте определите, что служит водоразделом между реками Определите наибольшие по площади океанические бассейны России. На контурной карте подпишите названия крупных рек нашей страны 2
4 От чего зависит скорость течения рек Вспомните, как влияет рельеф на характер течения 1
5 Определите падение реки Падение реки – это разница в абсолютных высотах ее истока и устья 2
6 Определите уклон реки Уклон реки- отношение величины ее падения к длине 2
7 Чем отличается половодье от паводка Изучите карту и текст учебника определите типы водного режима рек России. Половодье — это весенний подъем воды в реке. Паводок – может быть в любое время года, т. к. подъем воды в реке может происходить из-за обильных дождей. 3
8 В чем причина наводнений? На каких реках нашей страны бывают наиболее часто По материалам учебника познакомьтесь с определением наводнения, с районами распространения наводнений и их причинами. 3

 

Суммировав полученные баллы, ученики, смогут оценить свой труд на уроке.

Пример заданий практической направленности при изучении темы «Население России»

Инструкция

1. Изучите данные таблицы «Площадь территории и демографические показатели РФ и отдельных её регионов в 2016г.» и заполните ее

2. Определите показатели плотности населения для всех регионов и России

3. Определите долю городского и сельского населения (%) для всех регионов

4. Определите в ком из регионов смертность наибольшая, наименьшая

5. Сравните данные механического (миграционного) прироста по регионам

6. Сделайте выводы о причинах различий демографических показателей

Площадь территории и демографические показатели РФ и отдельных её регионов в 2016г.

Показатели Российская Федерация Республика Адыгея Республика Коми   Московская область
Площадь территории (тыс. км²) 17 098,2 7,8 416,8 44,38
Все население за 2015 г. (тыс. человек) 146 267 449,2 864,4 7231,1
Средняя плотность населения (человек на км²)        
Рождаемость (на тыс. человек) 13,3 12,5 13,6 13,1
Естественный прирост (на тыс. человек) 0,2 -0,8 +1,3 0,1
Городское население (тыс. человек) 108 282 211,7 671,5 5900,6
Сельское население (тыс.человек) 37 985 237,4 192,9 1330,5
Доля городского населения (%)        
Доля сельского населения (%)        
Механический прирост (тыс.человек) 2013 г. 295,9 2,2 -10,0 98,9

 

Задания практической направленности на уроках географии способствую формирования УУД учащихся. Наиболее эффективными учебными заданиями, используемые для формирования личностных результатов школьников, являются задания ценностно- смыслового характера.

Личностные результаты Варианты учебных задач ценностно- смыслового характера
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. Усвоение демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества Оцените демографическую ситуацию в России начало 21 века. Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? Выскажите свою точку зрения. Можно привести множество примеров «живучести «городов в некоторых географических точках, где города возникали снова и снова после войн и природных катастроф, после, казалось полного уничтожения. С чем это связано? Какова ваша точка зрения.?
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Формирование нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам. Приведите примеры влияния природных условий на образ жизни людей. Как влияют природные условия на жизнь людей в вашей местности? Как вы считаете, можно ли решить проблему охраны природы только созданием охраняемых территорий? Обоснуйте свою точку зрения. Какую роль играет географическая наука в решении проблем взаимодействия человека и природы. Выделяют разные точки зрения на экологическую ситуацию в России. Точка зрения оптимиста: огромные просторы России, ее природный потенциал, большие территории, не освоенные человеком, позволяют считать экологическую ситуацию вполне благополучной. Точка зрения пессимиста: вся Россия – зона экологического бедствия. Как вы оцените экологическую ситуацию в нашей стране?

Используя задания практической направленности, учитель обеспечивает мотивационную вовлеченность учащихся в работе на уроке, что позволяет реализовать деятельностный подход, т.ж формированию предметных, метапредметных и личностных результатов. Практические работы – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки школьного учебника. Главная ценность заданий состоит в том, что они учат учащихся не только решать, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения.

 



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Реализация практической направленности содержания школьного географического образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация практической направленности содержания школьного географического образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)