Рассмотрим практические задания содержащие элементы исследования.
Сегодня исследовательский метод представляет собой совокупность технологических решений. Исследовательское обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска: учащимся предлагается пройти путь, в результате которого открываются ранее неизвестные ему факты, теоретические знания и способы деятельности. Содержательную основу составляют знания, умения и способы деятельности, личностные установки, способы осуществления творческой деятельности. Приведу примеры заданий, в основе которых лежит активная, познавательная, исследовательская деятельность учащихся. В 8 классе учащимся могут быть предложены исследовательские задания следующего содержания: Задание 1. ТИПЫ КЛИМАТОВ РОССИИ 1. Заполните таблицу, используя данные карт атласа и учебника.
2. В каких климатических поясах расположена Россия? Обозначьте на контурной карте границы климатических поясов и подпишите их названия. 3. По каким показателям оценивается комфортность (дискомфортность) климатических условий? Укажите наиболее благоприятные для проживания человека условия в России. Главная особенность исследовательской деятельности на уроке – сходство этапов и логика учебного познания. При изучении экономических районов в 9 классе, можно предложить задания, при выполнении которого учащиеся, проводят комплексное исследование изучаемой территории. Пример задания. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР 1. На контурную карту нанесите: а) границы Европейского Севера' б) республики, области, округ, образующие территорию района; в) природные ресурсы района (условными знаками).
2. В чем особенность ЭГП района? 3. Сравните среднюю плотность населения на Европейском Севере со средней плотностью населения в Центральном районе, а также в России. 4. Важнейшая проблема Европейского Севера — будущее его лесного комплекса. В чем сущность проблемы? Наметьте пути ее решения. 5. Европейский Север славится своими народными художественными промыслами, известными во всем мире. В таблице укажите основные центры народных художественных промыслов и объясните, с чем связано их развитие. 6. На контурных картах с помощью условных знаков покажите, как шло хозяйственное освоение территории Европейского Севера: а) в XVI — XIX вв.; б) в XIX — XX вв. 7.Ученые различают следующие группы экологических проблем: а) антропоэкологические — защита здоровья людей от неблагоприятных воздействий природных условий и хозяйственной деятельности человека; б) ресурсно-хозяйственные — обеспечение населения продовольствием, природными ресурсами для развития производства; в) природно-ландшафтные — охрана природы от разрушительного природного воздействия. На примере г. Архангельска покажите проявление этих групп экологических проблем. Наметьте пути их решения. 8. В виде картосхемы изобразите «образ» Европейского Севера. Важной составляющей учебной деятельности должно стать решение различных учебных задач, построенных на географическом исследовании. Вопросы и задания для учащихся должны представлять собой учебно-исследовательские задачи, направленные на организацию определенной учебной деятельности учащихся, и способствовать выполнению ими определенных умственных действий, позволяющих либо по-новому осознать имеющиеся знания, либо сформировать новые знания на основе имеющихся. Примеры учебно-исследовательских задач. География 7 класс. На решении исследовательских задач может строиться изучение природных особенностей Северного Ледовитого океана: «Мировой океан делят на океаны и второстепенные моря. Это деление основано, прежде всего, на двух существенных признаках – на размерах водной поверхности и характере береговой линии. Размеры Северного Ледовитого океана настолько отличаются от размеров остальных океанов, что он не может быть отнесен нами к их классу. Это самое большое внутреннее море – Арктическое море, площадью 14 млн. км² - так написано в известном учебнике по океанологии «Общая география морей» Камилл Валло, изданном во Франции в начале 20века.» Однако в настоящее время Северный Ледовитый океан выделяется как самостоятельный океан. Приведите доказательства в пользу правомерности выделения Северного Ледовитого океана, принятого в современной океанологии. Исследование строится на теоретическом знании понятия океан как части Мирового океана. Учащиеся выделяют признаки, кроме величины акватории, которые присущи Тихому, Индийскому и Атлантическому океанам: глубина, наличие срединно-океанических хребтов. Определяют по карте глубины Арктического бассейна, принадлежность хребта Гаккеля системе срединно-океанических. И на основании новых знаний, полученных при сопоставлении карт физической и строение земной коры, учащиеся делают вывод о правомерности выделения этого океана. Исследовательская деятельность на уроке может быть связана с решением задач на моделирование или прогнозирование. В процессе проводимого исследования учащиеся учатся строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Такие задания наиболее эффективны для обобщения изученного. При изучении географии материков, последовательно познакомившись с природой каждого из них, узнав многие географические закономерности, можно предложить учащимся следующее задание: «Представьте, что на Земле существует седьмой материк. Это гипотетический материк (основанный на гипотезе). Используя приобретённые знания, попробуйте представить себе природу гипотетического материка и составьте его географический атлас. Для этого нарисуйте контур материка. Разместите материк примерно между 15 с.ш-35ю.ш и 130- 160 з.д». Для выполнения исследовательской работы учащимся предлагается решить ряд практических задач. Задание 1. Определите географическое положение материка (в том числе рассчитайте его размеры: протяженность с севера на юг вдоль 140° з. д.; протяженность с запада на восток вдоль 30° ю. ш..; протяженность с запада на восток вдоль экватора). Задание 2. Определите положение материка в системе литосферных плит. Для этого: 1. На контурной карте мира (сначала работая простым карандашом) обозначьте примерные границы существующих литосферных плит, подпишите их названия и обозначьте направления их горизонтального перемещения. 2. Обозначьте границы гипотетической литосферной плиты, в пределах которой находится ваш материк. Подпишите ее название и укажите направление ее горизонтального перемещения. 3. Обозначьте виды границ этой гипотетической плиты. 4. Сделайте предположение, какие формы рельефа суши и дна океана возникли бы вдоль этих гипотетических границ. Задание 3. Составьте физическую карту и опишите рельеф материка. Задание 4. В соответствии с размещением крупных форм рельефа продумайте и обозначьте на карте внутренние воды. Назовите речные системы и озерные системы вашего материка. Задание 5. Составьте карту строения земной коры и назовите основные черты строения материка. Задание 6. Определите положение вашего материка на карте тепловых поясов и сделайте вывод о климатических особенностях материка. Сравните их с особенностями Южных материков. Задание 7. Сделайте предположение, какие поверхностные течения возникли бы вдоль берегов материка, и нанесите их на карту. Назовите их. Для этого на контурной карте мира (сначала работая простым карандашом) обозначьте направления существующих поверхностных течений Тихого океана (в том числе ветровых и стоковых, теплых и холодных) и подумайте, какие изменения произошли бы в случае существования гипотетического материка. Задание 8. Обозначьте стрелками предполагаемые направления господствующих ветров и подпишите их названия. Задание 9. Определите положение вашего материка на карте климатических поясов. Назовите, для каких территорий материка какие типы погод наиболее характерны. Подумайте, в каких климатических поясах и почему могут быть выделены климатические области. Обозначьте их на карте и объясните различия. Задание 10. Покажите роль гор как климатораздела материка. Для этого постройте профиль рельефа материка и обозначьте, какое количество осадков выпадает на разных склонах гор и под воздействием каких причин. Задание 11. Составьте карту природных зон и опишите природные зоны материка как природные комплексы. (Подумайте, какие закономерности размещения природных зон вы проиллюстрируете.) Задание 12. Составьте схему высотной поясности в горах материка. (Подумайте, какие закономерности размещения высотных поясов вы проиллюстрируете.) Задание 13. Составьте карту плотности населения. Предположите, какие народы могли бы населять материк. Задание 14. Расскажите о народах, населяющих материк (например, об их обычаях, жилищах, национальных особенностях, в которых нашли отражение особенности природы материка). В зависимости от уровня подготовленности учащихся, реального учебного времени и многих других причин эта работа может выполняться полностью или по частям. Во втором случае учащиеся ограничиваются моделированием отдельных черт природы материка, иллюстрируя проявление лишь некоторых географических закономерностей. Таким образом, в процессе обучения учащихся решение практических задач на географическом содержании, предметом мышления может стать сам процесс мышления, т. е. реализуется его рефлексивный характер, отвечающий особенностям развития личностных УУД. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приемов и методов, формирующих у обучающихся самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Содержание каждого задания основывается на богатом культурном наследии – сказках, притчах, легендах народов мира. Носит воспитательный характер. РУССКАЯ СКАЗКА «ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЦА» Жили-были муж с женой. Пришла старость, и стали они ч и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а о ему — два. И такая ссора между ними начинается, что хоть из изб убегай. Вот стала старуха думать, что делать? Пошла она к сосед и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит: —Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водиц. Как старик начнёт кричать, ты возьми в рот немного этой вод цы. Но, смотри, не проглоти её, а держи во рту до тех пор, пока о не успокоится... И всё будет хорошо. И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарил соседку и пошла домой. Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать: —Где ты была? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет! Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взял в рот воды из бутылочки и не проглотила её, а стала во рту дер жать. А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал, обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно волшебная!» Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить. —Что это ты там гремишь? — закричал старик. — Самовар поставить не умеешь! А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу. Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и.… замолчал. И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха — за волшебную водицу. Вот, сила-то в ней какая! Описание деятельности. Вода, действительно, имеет волшебные свойства и является для живых организмов основой существования. Убедиться в этом можно в любом уголке Земли. Вам предстоит длительное и трудное путешествие в Чили, страну в Южной Америке. Ваша задача, как туристов, увиденное в путешествии отобразить в путевых заметках, а в дневнике наблюдений, как исследователей, записать выводы о воде, её свойствах. По окончании путешествия представьте всему классу ваш научный и творческий труд. Задание № 1. Перед путешествием определите, что вам следует взять с собой из одежды, если путешествие начинается в июле. Вам в помощь предлагается таблица температурного режима и количества осадков, выпадающих на юге, севере и в центре Чили. Определите, в какой из таблиц № 1-3 указана температура севера Чили. Сделайте вывод о климате страны. (А — температура от минимальной до максимальной по Цельсию — °С, В — количество осадков в месяц в мм.) Таблица М 1
Задание № 2. Вы приобрели билеты на самолёт из Москвы в Чили с посадками в городах АСТАНА, ПЕКИН, МАНИЛА, САНТЬЯГО. Выясните, в столицах, каких государств ваш самолёт совершит посадки. Запишите названия этих стран. И вот путешествие началось, но над самым большим океаном (назовите его) из-за погодных условий ваш самолёт приземлился на чилийском острове Пасхи. Задание № 3. Определите на глобусе или карте остров Пасхи. Почему он так назван? Какую самую известную достопримечательность острова Пасхи вы сможете увидеть? Найдите в Интернете (книге, журнале) фотографии этой достопримечательности. Ваше путешествие продолжается. С острова Пасхи к чилийскому побережью вы отправляетесь на теплоходе, который садится на мель у необитаемого острова Сан-Педро. Как вы понимаете, без воды человек жить не сможет. На Сан-Педро нет источников воды (рек, озёр, родников), и выжить без неё можно только питаясь овощами и фруктами. На острове вы нашли заброшенный дом и огород, где вы собрали 3 кг листьев салата, 1,5 кг малины и земляники, 1 кг диких яблок, 500 г винограда, 1 арбуз (1,5 кг), 2 тыквы (10 кг), 5 кочанов капусты (10 кг), 5 кг моркови, 2 кг огурцов и 7 кг помидоров, а также 1 кг апельсинов. Спасательный катер прибудет за вами только через неделю. Задание № 4. Сделайте расчёт потребления соков одним человеком по таблице № 4 при условии, чтобы он смог компенсировать необходимую для себя потребность в двух литрах воды в сутки. Хватит ли на всех собранного вами урожая на семь дней? Таблица № 4 Содержание воды в некоторых продуктах питания
С острова Сан-Педро вы попадаете на берег океана, у пустыни Атакама. Без воды не смогут выжить не только люди, но и растения. Как выживают растения в самом сухом месте на Земле? Ответ прост: ту часть пустыни, которая выходит на берег Тихого океана, по ночам накрывают туманы, а к утру влага из них оседает на землю. Таким образом, произрастающие здесь кактусы получают необходимую для жизни воду. Кактусу в сутки, например, требуется не менее 0,5 г воды. Задание № 5. Объясните, почему в этом месте над пустыней часто бывают туманы и почему влага тумана оседает на землю. Получит ли кактус, вся площадь поверхности которого составляет 400 см2, необходимое для выживания количество воды, если побережье пустыни накрыл до утра десятиметровый слой тумана? Путешествие продолжается. Из пустыни вы поднимаетесь в горы, к леднику Серрано, чтобы продолжить свои наблюдения 0 воде в другом её состоянии, твёрдом. Задание № 6. Вам предстоит заночевать на перевале у горного ледника на высоте 1500 метров, а дежурному придётся приготовить для всей команды суп и чай. Сколько кг льда нужно растопить, чтобы получить 10 литров питьевой воды для приготовления пищи? Каков объём лежалого снега следует растопить, чтобы получить1 литр самой полезной для человека талой воды? При выполнении задания используйте следующие данные: ♦ в 1 кг льда содержится 900 г воды; ♦ в 1 м3 лежалого снега — 200 кг воды; ♦ 1 кг воды — это 1 литр воды; ♦ в 1 м3 тумана содержится 1 г воды.
При температуре 100 °С на газовой плите у вас дома вода вскипает. А вот если атмосферное давление понижается, например, высоко в горах, меняется и температура кипения воды. Задание № 7. Выясните по графику, при какой температуре вскипит вода на самых высоких горах Земли и в том месте, на перевале у горного ледника, где вы находитесь. На каких материках расположены указанные над графиком горы? Эверест - 8848 м Аконкагуа — 6962 м Мак-Кинли — 6194 м Килиманджаро — 5895 м Эльбрус — 6642 м 500 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000
Задание № 8. Из Сантьяго в Москву вы летите самолётом с посадками в ЛИМЕ, КАРАКАСЕ, МАДРИДЕ. Определите, используя географический атлас, столицами каких государств являются эти города. У вас получилось кругосветное путешествие? Проверьте по глобусу. Решение таких заданий позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, дает им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый результат. Такие задания носят предметный, межпредметный и метапредметный характер, способствуют развитию познавательных способностей, способностей к самообразованию, саморазвитию, формируют самостоятельность, аналитические умения. Учебно-исследовательские задачи позволяют реализовать метапредметные результаты , которые отражают: умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владеть основами самоконтроля, самооценки, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |