Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассмотрим практические задания содержащие элементы исследования.



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Рассмотрим практические задания содержащие элементы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сегодня исследовательский метод представляет собой совокупность технологических решений. Исследовательское обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска: учащимся предлагается пройти путь, в результате которого открываются ранее неизвестные ему факты, теоретические знания и способы деятельности. Содержательную основу составляют знания, умения и способы деятельности, личностные установки, способы осуществления творческой деятельности.

Приведу примеры заданий, в основе которых лежит активная, познавательная, исследовательская деятельность учащихся.

В 8 классе учащимся могут быть предложены исследовательские задания следующего содержания:

Задание 1. ТИПЫ КЛИМАТОВ РОССИИ

1. Заполните таблицу, используя данные карт атласа и учебни­ка.

 

Территория

Северный Урал Юг острова Сахалин

Тип климата

   

 

   

Суммарная солнечная радиация

   

 

   
Средние * °С июля    
         
    января    
       
Среднее годовое количест­во осадков (О) июля    
           
    января    
       

Испаряемость (И)

   

 

   

Коэффициент увлажнения (К)

   

 

   

Оценка климатических условий

   

 

   

2. В каких климатических поясах расположена Россия? Обо­значьте на контурной карте границы климатических поясов и подпишите их названия.

3. По каким показателям оценивается комфортность (диском­фортность) климатических условий? Укажите наиболее бла­гоприятные для проживания человека условия в России.

Главная особенность исследовательской деятельности на уроке – сходство этапов и логика учебного познания.

При изучении экономических районов в 9 классе, можно предложить задания, при выполнении которого учащиеся, проводят комплексное исследование изучаемой территории.

Пример задания. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

1. На контурную карту нанесите: а) границы Европейского Севера' б) республики, области, округ, образующие территорию района; в) природные ресурсы района (условными знаками).

 

2. В чем особенность ЭГП района?

3. Сравните среднюю плотность населения на Европейском Севере со средней плотностью населения в Центральном районе, а также в России.      

4. Важнейшая проблема Европейского Севера — будущее его лесного комплекса. В чем сущность проблемы? Наметьте пути ее решения.      

5. Европейский Север славится своими народными художественными про­мыслами, известными во всем мире.

В таблице укажите основные центры народных художественных промыслов и объясните, с чем связано их развитие.

6. На контурных картах с помощью условных знаков покажите, как шло хозяйственное освоение территории Европейского Севера: а) в XVI — XIX вв.; б) в XIX — XX вв.

7.Ученые различают следующие группы экологических проблем: а) антропоэкологические — защита здоровья людей от неблагоприятных воздейст­вий природных условий и хозяйственной деятельности человека; б) ресурс­но-хозяйственные — обеспечение населения продовольствием, природными ресурсами для развития производства; в) природно-ландшафтные — охрана природы от разрушительного природного воздействия. На примере г. Архан­гельска покажите проявление этих групп экологических проблем. Наметьте пути их решения.

8. В виде картосхемы изобразите «образ» Европейского Севера.

Важной составляющей учебной деятельности должно стать решение различных учебных задач, построенных на географическом исследовании. Вопросы и задания для учащихся должны представлять собой учебно-исследовательские задачи, направленные на организацию определенной учебной деятельности учащихся, и способствовать выполнению ими определенных умственных действий, позволяющих либо по-новому осознать имеющиеся знания, либо сформировать новые знания на основе имеющихся.

Примеры учебно-исследовательских задач. География 7 класс.

На решении исследовательских задач может строиться изучение природных особенностей Северного Ледовитого океана: «Мировой океан делят на океаны и второстепенные моря. Это деление основано, прежде всего, на двух существенных признаках – на размерах водной поверхности и характере береговой линии. Размеры Северного Ледовитого океана настолько отличаются от размеров остальных океанов, что он не может быть отнесен нами к их классу. Это самое большое внутреннее море – Арктическое море, площадью 14 млн. км² - так написано в известном учебнике по океанологии «Общая география морей» Камилл Валло, изданном во Франции в начале 20века.» Однако в настоящее время Северный Ледовитый океан выделяется как самостоятельный океан. Приведите доказательства в пользу правомерности выделения Северного Ледовитого океана, принятого в современной океанологии. Исследование строится на теоретическом знании понятия океан как части Мирового океана. Учащиеся выделяют признаки, кроме величины акватории, которые присущи Тихому, Индийскому и Атлантическому океанам: глубина, наличие срединно-океанических хребтов. Определяют по карте глубины Арктического бассейна, принадлежность хребта Гаккеля системе срединно-океанических. И на основании новых знаний, полученных при сопоставлении карт физической и строение земной коры, учащиеся делают вывод о правомерности выделения этого океана.

Исследовательская деятельность на уроке может быть связана с решением задач на моделирование или прогнозирование. В процессе проводимого исследования учащиеся учатся строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Такие задания наиболее эффективны для обобщения изученного.

При изучении географии материков, последовательно познакомившись с природой каждого из них, узнав многие географические закономерности, можно предложить учащимся следующее задание: «Представьте, что на Земле существует седьмой материк. Это гипотетический материк (основанный на гипотезе). Используя приобретённые знания, попробуйте представить себе природу гипотетического материка и составьте его географический атлас. Для этого нарисуйте контур материка. Разместите материк примерно между 15 с.ш-35ю.ш и 130- 160 з.д». Для выполнения исследовательской работы учащимся предлагается решить ряд практических задач.

Задание 1. Определите географическое положение мате­рика (в том числе рассчитайте его размеры: протяженность с севера на юг вдоль 140° з. д.; протяженность с запада на восток вдоль 30° ю. ш..; протяженность с запада на восток вдоль экватора).

Задание 2. Определите положение материка в системе литосферных плит. Для этого: 1. На контурной карте мира (сначала работая простым карандашом) обозначьте пример­ные границы существующих литосферных плит, подпишите их названия и обозначьте направления их горизонтального перемещения. 2. Обозначьте границы гипотетической литосферной плиты, в пределах которой находится ваш мате­рик. Подпишите ее название и укажите направление ее го­ризонтального перемещения. 3. Обозначьте виды границ этой гипотетической плиты. 4. Сделайте предположение, какие формы рельефа суши и дна океана возникли бы вдоль этих гипотетических границ.

Задание 3. Составьте физическую карту и опишите рельеф материка.

Задание 4. В соответствии с размещением крупных форм рельефа продумайте и обозначьте на карте внутренние воды. Назовите речные системы и озерные системы вашего мате­рика.

Задание 5. Составьте карту строения земной коры и на­зовите основные черты строения материка.

Задание 6. Определите положение вашего материка на карте тепловых поясов и сделайте вывод о климатических особенностях материка. Сравните их с особенностями Юж­ных материков.

Задание 7. Сделайте предположение, какие поверхност­ные течения возникли бы вдоль берегов материка, и нанеси­те их на карту. Назовите их. Для этого на контурной карте мира (сначала работая простым карандашом) обозначьте направления существующих поверхностных течений Тихо­го океана (в том числе ветровых и стоковых, теплых и хо­лодных) и подумайте, какие изменения произошли бы в слу­чае существования гипотетического материка.

Задание 8. Обозначьте стрелками предполагаемые направ­ления господствующих ветров и подпишите их названия.

Задание 9. Определите положение вашего материка на карте климатических поясов. Назовите, для каких террито­рий материка какие типы погод наиболее характерны. По­думайте, в каких климатических поясах и почему могут быть выделены климатические области. Обозначьте их на карте и объясните различия.

Задание 10. Покажите роль гор как климатораздела ма­терика. Для этого постройте профиль рельефа материка и обозначьте, какое количество осадков выпадает на разных склонах гор и под воздействием каких причин.

Задание 11. Составьте карту природных зон и опишите природные зоны материка как природные комплексы. (По­думайте, какие закономерности размещения природных зон вы проиллюстрируете.)

Задание 12. Составьте схему высотной поясности в го­рах материка. (Подумайте, какие закономерности размеще­ния высотных поясов вы проиллюстрируете.)

Задание 13. Составьте карту плотности населения. Пред­положите, какие народы могли бы населять материк.

Задание 14. Расскажите о народах, населяющих материк (например, об их обычаях, жилищах, национальных особен­ностях, в которых нашли отражение особенности природы материка).

В зависимости от уровня подготовленности учащихся, реального учебного времени и многих других причин эта работа может выполняться полностью или по час­тям. Во втором случае учащиеся ограничиваются модели­рованием отдельных черт природы материка, иллюстрируя проявление лишь некоторых географических закономерно­стей. Таким образом, в процессе обучения учащихся решение практических задач на географичес­ком содержании, предметом мышления может стать сам процесс мышления, т. е. реализуется его рефлексивный ха­рактер, отвечающий особенностям развития личностных УУД.

Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приемов и методов, формирующих у обучающихся самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Содержание каждого задания основывается на богатом культурном наследии – сказках, притчах, легендах народов мира. Носит воспитательный характер.

РУССКАЯ СКАЗКА «ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЦА»

Жили-были муж с женой. Пришла старость, и стали они ч и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а о ему — два. И такая ссора между ними начинается, что хоть из изб убегай. Вот стала старуха думать, что делать? Пошла она к сосед и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:

—Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водиц. Как старик начнёт кричать, ты возьми в рот немного этой вод цы. Но, смотри, не проглоти её, а держи во рту до тех пор, пока о не успокоится... И всё будет хорошо.

И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарил соседку и пошла домой.

Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:

—Где ты была? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!

Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взял в рот воды из бутылочки и не проглотила её, а стала во рту дер жать. А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал, обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно волшебная!» Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.

—Что это ты там гремишь? — закричал старик. — Самовар по­ставить не умеешь!

А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу. Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и.… замолчал. И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха — за волшебную водицу. Вот, сила-то в ней какая!

Описание деятельности.

Вода, действительно, имеет волшебные свойства и является для живых организмов основой существования. Убедиться в этом можно в любом уголке Земли. Вам предстоит длительное и трудное путешествие в Чили, страну в Южной Америке. Ваша задача, как туристов, увиденное в путешествии отобразить в путевых заметках, а в дневнике наблюдений, как исследователей, записать выводы о воде, её свойствах. По окончании путешествия представьте всему классу ваш научный и творческий труд.

Задание № 1. Перед путешествием определите, что вам следует взять с собой из одежды, если путешествие начинается в июле. Вам в помощь предлагается таблица температурного режима и количе­ства осадков, выпадающих на юге, севере и в центре Чили. Опреде­лите, в какой из таблиц № 1-3 указана температура севера Чили. Сделайте вывод о климате страны.

(А — температура от минимальной до максимальной по Цель­сию — °С, В — количество осадков в месяц в мм.)

Таблица М 1

 

ме- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
сяц                        
А 17- 17- 16- 15- 14- 13- 13- 13- 14- 14- 15- 16-
  24 25 24 22 го 19 19 18 19 го 21 23
В 0 0 0 0 0,2 0,1 0 0 0 0 0 0,2

Таблица № 2

ме- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
сяц                        
А 13- 12- 11- 8- 6- 4- 5- 6- 8- 10- 12- 12-
  30 29 27 23 19 15 17 19 22 25 28 29
В 0 1 3 10 42 70 87 52 22 13 9 2

Таблица № 3

ме- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
сяц                        
А 9- 9- 8- 7- 6- 4- 4- 4- 4- 6- 7- 9-
  20 19 18 15 13 11 10 11 13 14 17 19
В 90 93 99 143 234 224 229 209 146 121 112 103

 

Задание № 2. Вы приобрели билеты на самолёт из Москвы в Чили с посадками в городах АСТАНА, ПЕКИН, МАНИЛА, САН­ТЬЯГО. Выясните, в столицах, каких государств ваш самолёт совер­шит посадки. Запишите названия этих стран.

И вот путешествие началось, но над самым большим океаном (назовите его) из-за погодных условий ваш самолёт приземлился на чилийском острове Пасхи.

Задание № 3. Определите на глобусе или карте остров Пасхи. Почему он так назван? Какую самую известную достопримечатель­ность острова Пасхи вы сможете увидеть? Найдите в Интернете (книге, журнале) фотографии этой достопримечательности.

Ваше путешествие продолжается. С острова Пасхи к чилийско­му побережью вы отправляетесь на теплоходе, который садится на мель у необитаемого острова Сан-Педро. Как вы понимаете, без воды человек жить не сможет. На Сан-Педро нет источников воды (рек, озёр, родников), и выжить без неё можно только питаясь ово­щами и фруктами. На острове вы нашли заброшенный дом и ого­род, где вы собрали 3 кг листьев салата, 1,5 кг малины и земляни­ки, 1 кг диких яблок, 500 г винограда, 1 арбуз (1,5 кг), 2 тыквы (10 кг), 5 кочанов капусты (10 кг), 5 кг моркови, 2 кг огурцов и 7 кг помидоров, а также 1 кг апельсинов. Спасательный катер прибудет за вами только через неделю.

Задание № 4. Сделайте расчёт потребления соков одним чело­веком по таблице № 4 при условии, чтобы он смог компенсировать необходимую для себя потребность в двух литрах воды в сутки. Хватит ли на всех собранного вами урожая на семь дней?

Таблица № 4

Содержание воды в некоторых продуктах питания

 

Объект Содержание воды, % массы (1000 г) Объект Содержание воды, % массы (1000 г)
листья салата 86 малина, клубника 86
морковь 75 апельсины 63
яблоки 63 орех грецкий 1

 

Объект Содержание воды, % массы (1000 г) Объект Содержание воды, % массы (1000 г)
виноград 58 помидоры 94
тыква 44 капуста 78
арбуз 38 огурцы 92

С острова Сан-Педро вы попадаете на берег океана, у пустыни Атакама. Без воды не смогут выжить не только люди, но и расте­ния. Как выживают растения в самом сухом месте на Земле? Ответ прост: ту часть пустыни, которая выходит на берег Тихого океана, по ночам накрывают туманы, а к утру влага из них оседает на зем­лю. Таким образом, произрастающие здесь кактусы получают необ­ходимую для жизни воду. Кактусу в сутки, например, требуется не менее 0,5 г воды.

Задание № 5. Объясните, почему в этом месте над пустыней ча­сто бывают туманы и почему влага тумана оседает на землю. По­лучит ли кактус, вся площадь поверхности которого составляет 400 см2, необходимое для выживания количество воды, если побе­режье пустыни накрыл до утра десятиметровый слой тумана?

Путешествие продолжается. Из пустыни вы поднимаетесь в горы, к леднику Серрано, чтобы продолжить свои наблюдения

0 воде в другом её состоянии, твёрдом.

Задание № 6. Вам предстоит заночевать на перевале у горного ледника на высоте 1500 метров, а дежурному придётся приготовить для всей команды суп и чай. Сколько кг льда нужно растопить, что­бы получить 10 литров питьевой воды для приготовления пищи? Каков объём лежалого снега следует растопить, чтобы получить1 литр самой полезной для человека талой воды?

При выполнении задания используйте следующие данные:

♦ в 1 кг льда содержится 900 г воды;

♦ в 1 м3 лежалого снега — 200 кг воды;

♦ 1 кг воды — это 1 литр воды;

♦ в 1 м3 тумана содержится 1 г воды.

 

При температуре 100 °С на газовой плите у вас дома вода вски­пает. А вот если атмосферное давление понижается, например, вы­соко в горах, меняется и температура кипения воды.

Задание № 7. Выясните по графику, при какой температуре вскипит вода на самых высоких горах Земли и в том месте, на пе­ревале у горного ледника, где вы находитесь. На каких материках расположены указанные над графиком горы?

Эверест - 8848 м Аконкагуа — 6962 м Мак-Кинли — 6194 м Килиманджаро — 5895 м Эльбрус — 6642 м

500 1000 2000  3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10000

 

Задание № 8. Из Сантьяго в Москву вы летите самолётом с по­садками в ЛИМЕ, КАРАКАСЕ, МАДРИДЕ. Определите, используя географический атлас, столицами каких государств являются эти города. У вас получилось кругосветное путешествие? Проверьте по глобусу.

Решение таких заданий позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, дает им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый результат. Такие задания носят предметный, межпредметный и метапредметный характер, способствуют развитию познавательных способностей, способностей к самообразованию, саморазвитию, формируют самостоятельность, аналитические умения. Учебно-исследовательские задачи позволяют реализовать метапредметные результаты , которые отражают: умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владеть основами самоконтроля, самооценки, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Рассмотрим практические задания содержащие элементы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рассмотрим практические задания содержащие элементы исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)