Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социология и об ы денное знание



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Социология и об ы денное знание 0.00 из 5.00 0 оценок




Как правило, все мы имеем некоторые представления о социальных явлениях и проблемах, руководствуемся ими в нашей повседневной жизни и считаем их правильными. Но достаточно ли таких знаний для эффективного функционирования общественного организма, для разрешения многочисленных конфликтов, неизбежно и постоянно возникающих в жизни людей? Вопрос явно риторический. Иллюзии и заблуждения, пренебрежение к объективному знанию зачастую сами становятся источником конфликтов, создают проблемы, которых можно было избежать.

Коротко сравним научные и обыденные (ненаучные) знания о социальных явлениях. Оба вида знания опираются на факты. Однако для обыденного сознания характерен случайный их отбор, неполный охват, субъективное к ним отношение (принимаются во внимание главным образом те, которые «работают» на уже имеющуюся точку зрения), отождествление фактов и «мнений» о них (здесь большую «помощь» оказывают средства массовой информации). Основным же требованием науки является использование определенной методологии для выявления объективных фактов, их максимальный охват, специальные способы обработки (например, классификация) и проверки достоверности фактов. Особенностью социологии является использование особых процедур сбора фактов социальной действительности, направленных на ее измерение. Они включают анкетирование, интервью, наблюдение, полевое исследование, контент-анализ, использование данных официальной статистики и т.п.

Обобщая факты, обыденное сознание часто конструирует мнимые причинно-следственные связи (Горбачев разрушил Советский Союз), псевдотеории (западное общество как совершенство, цивилизация, «рай»), стереотипные представления (власть=принуждению, насилию), мифы и т.п. Наука вырабатывает достаточно разветвленную систему обобщений, включающую понятия и категории (например, личность, социальное действие, мобильность), теории и концепции, которые аккумулируют знания о социальных явлениях, их свойствах, закономерностях, описывают и объясняют эти явления. Так, наркомания рассматривается социологией как общественное явление, вызванное к жизни и получившее распространение главным образом под влиянием социальных факторов. В таком виде наркоманию исследуют как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения. Причины существования, распространения, механизмы девиантного поведения и его преодоления описываются в теориях аномии Э. Дюркгейма, теориях конфликта, теории «навешивания ярлыков» и т.д.

Обыденные знания выполняют очень важную функцию - они служат приспособлению людей к социальному миру, интеграции в него. Без таких знаний человек не может успешно взаимодействовать с другими, достигать своих целей, жить в согласии с окружающими. Задача же социологии как науки заключается в поиске объективного и достоверного знания, которое расширяет и углубляет наши представления о том обществе, в котором мы живем, о социуме вообще.

Научные знания ориентированы, в отличие от обыденных, на совершенствование, изменение, преобразование общественных отношений. Например, толчком к борьбе с бедностью в США стала книга видного социолога М. Харрингтона «Другая Америка», изданная в 1963 году и получившая широкую популярность. Администрацией США была объявлена «война с бедностью», вложения в социальную сферу увеличились с 1965 по 1975 годы почти в 4 раза, число людей, живущих за чертой бедности, снизилось с 40 до 23 млн. человек.

Итак, можно сказать, что социология - особый, научный способ самопознания общества, которое хочет больше знать о себе, разбираться в своих проблемах, избавляться от «социальных болезней», гармонизировать свои отношения.

 

Специфика социологического знания

 

Общество и человеческий мир - чрезвычайно сложный и многоуровневый, разнокачественный и разноаспектный вид реальности. Он исследуется, различными науками, постигается и осмысливается искусством, религией, философией. Поэтому неизбежно встаёт вопрос о специфике социологии, её отличии от других социогуманитарных наук, об особенностях социологического знания, о том, в чём заключается вклад социологии в дело познания общества и человека. Любая наука, занявшая среди других наук определённое место, имеет и свой, более или менее чётко очерченный предмет, ту «борозду», которую она «пашет». Предмет науки - особые аспекты, относительно самостоятельная часть реальности, всесторонним изучением которой занимается именно данная наука.

Предмет социологии

О предмете социологии и в отечественной, и в зарубежной науке ведутся нескончаемые споры. Это и понятно. Во-первых, предмет науки - не набор каких-то эмпирических фактов, а действительность, представленная в виде определенных понятий, категорий, отношений, взаимосвязей, проблем. Она, как выражаются ученые, должна быть концептуализирована. Скажем, детская преступность как область социологического исследования «появилась» лишь в конце XIX - начале XX века в результате осмысления многочисленных фактов правонарушений среди детей рабочих, выявления некоторых отличительных черт и свойств этой преступности, особенностей поведения и положения несовершеннолетних. Само определение предмета социологии предполагает одновременное создание теории общества, которая этот предмет объясняет. Множественность таких теорий в современной социологии затрудняет чёткое определение предмета науки.

Во-вторых, стремление социологии создать целостное представление об обществе, «ухватывающее» само его существо, наталкивается на сложность и многозначность социальной реальности. В итоге, как сами концепции общества, так и сформулированные в их рамках представления о предмете социологии выглядят неполными и однобокими и подвергаются критике со стороны оппонентов.

Не вдаваясь в дискуссии о предмете социологии и тем более в обсуждение конкретных позиций и точек зрения, попытаемся выделить общезначимые или сходные моменты в представлениях социологов о предмете своей науки.

Можно считать, что ткань социальной жизни образуется многочисленными и разнообразными по своему содержанию и характеру взаимодействиями между людьми. Соответственно эти взаимодействия и представляют собой главный интерес для социологов, хотя различные научные школы по-разному их истолковывают.

Под взаимодействием подразумеваются любые явления, в ходе которых люди воздействуют, влияют друг на друга. Это, например, общение, передача информации, борьба, сотрудничество, кооперация, принятие решений, голосование и т.п. Оно кажется простым, но на самом деле предполагает наличие ценностей, норм, без которых взаимная связь просто невозможна, выдвижение целей, в свою очередь обусловленных наличием у субъектов взаимодействия потребностей и интересов, а также выбор методов и средств действий.

Сами субъекты взаимодействий могут быть представлены в виде отдельных индивидов, социальных групп и общностей. Многие социологи придают их изучению первостепенное значение, считают, что эти группы и общности и являются главным предметом социологического исследования. Дело в том, что объединение людей в различного рода группы является и причиной, и следствием различий и неравенства между людьми. Это неравенство и составляет существо социальных взаимодействий, его и исследуют социологи.

Повторяющиеся взаимодействия приобретают форму:

Ø социальных явлений (например, мода, выборы, преступность);

Ø социальных процессов (например, мобильность, конкуренция, институционализация, конфликт);

Ø социальных отношений (например, господство и подчинение, брак, функциональная зависимость).

Устойчивые и массовидные, постоянно воспроизводящиеся социальные явления, процессы и отношения образуют всевозможные социальные структуры и системы, придающие социальной реальности стабильный, упорядоченный и целостный характер (это, например, классовая и половозрастная структуры, политическая система, социальный контроль, организации и т.п.). Их изучение позволяет выявить законы, закономерности или, по крайней мере, тенденции социальной жизни.

Совокупности устойчивых и повторяющихся взаимодействий, удовлетворяющих наиболее фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Обычно к ним относят экономику (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения и т.п.), политику (государство, партии, суд, армия и т.п.), семью, образование, религию, мораль, искусство, право, науку, общественное мнение и т.п. Общество обычно представляют как систему социальных институтов, чьё нормальное функционирование обеспечивает стабильное развитие общества в целом, а неэффективность и рассогласованность которых ведёт к глобальным общественным кризисам.

Итак, можно сказать, что предметом социологии являются многообразные взаимодействия между людьми, те структуры, общности, формы совместной жизни, которые возникают в результате социальных взаимодействий и в которых последние протекают. Совершенно очевидно, что у социологии нет никакой особой, конкретной («социальной») сферы; напротив, она исследует взаимодействия, встречающиеся в любых сферах и секторах общества. Это, так сказать, объединяет социологов. Но, с другой стороны, социологические исследования всегда тяготеют к той или иной предметной области (экономика, политика, семья и т.п.). В результате формируются отрасли социологического знания, единые тематически, но относительно независимые друг от друга (например, экономическая социология, социология семьи).

Структура социологии

Наличие в социологии многочисленных разделов, обилие теорий и концепций, методологических подходов и научных школ, а также различных направлений в конкретных (прикладных) исследованиях создаёт впечатление некоторого хаоса, неструктурированности социологического знания. Социология предстаёт в виде комплекса разнородных и относительно автономных дисциплин, которые социологи называют социологией. Проблема единства социологии и в самом деле существует. Представление о том, как она решается, даёт рассмотрение структуры социологического знания.

Между блоками социологического знания существуют различные по своему типу устойчивые связи и соотношения. В зависимости от типов научных обобщений выделяют три уровня социологических исследований:

Ø эмпирические, или прикладные исследования, нацеленные на сбор и обработку социальных фактов, выяснение взаимосвязей между ними. Скажем, с помощью анкетирования социологи собирают данные о политических ориентациях жителей Донбасса, а потом устанавливают связь между этими ориентациями и такими параметрами, как пол, возраст, профессия, уровень образования и доходов респондентов. В рамках эмпирических исследований выявляются и более опосредованные взаимосвязи. Например, американские социологи в 1980-ых годах установили, что рост безработицы в стране на 1% увеличивает дефицит федерального бюджета на 25 млрд. долл., ведёт к увеличению числа убийств на 5,7%, а самоубийств на 4,1%, «увеличивает» число пациентов психиатрических клиник на 3,5%;

Ø отраслевые и специальные социологические теории. Это более высокий уровень и охвата материала, и научного обобщения, связанный с интерпретацией и объяснением либо определённых социальных институтов (семья, общественное мнение и т.д.), либо с определённой проблематикой (социология личности, социология управления и т.д.). Смысл таких теорий заключается в обнаружении более или менее универсальных тенденций и механизмов, которым подчинено существование данных явлений. Такова, например, теория самоубийств Э. Дюркгейма, которая представляет собой социологическую модель суицида, его зависимостей от ряда параметров, одинаково применимую для анализа самоубийств в любой стране и в любую эпоху;

Ø общесоциологические теории. Под ними подразумевают теоретические конструкции, объясняющие и интерпретирующие социальную жизнь (общество) целостно и на основе некоторых постулатов, которые рассматриваются сторонниками данных теорий в качестве универсальных свойств (детерминант) социума и исторического процесса. Это предельно абстрактный уровень социологического теоретизирования, создающий методологические предпосылки для всех остальных социологических исследований и стремящийся их синтезировать в виде целостной и непротиворечивой картины социальной жизни. К таким общесоциологическим теориям относят функционализм, марксизм, символический интеракционизм, конфликтологический подход и некоторые другие.

Популярным и продуктивным является также выделение в социологии двух полюсов - макросоциологического и микросоциологического, к которым, так или иначе, тяготеют все социологические теории, методологии и исследования. В чем различие между ними?

Прежде всего, оно обнаруживается в направленности исследовательского интереса. Макросоциологи ориентируются на изучение крупных, масштабных явлений и процессов, которые у нас часто называют общественными. Это, например, классы и нации, социальные институты и организации, общества и государства, процессы, связанные с их функционированием и развитием. Иная направленность у микросоциологии. Ее интересуют непосредственные социальные взаимодействия, которые имеют характер отношений между индивидами, часто называются межличностными. Речь идет о личностях, их поступках, поведении, взаимодействиях, складывающих в малых социальных группах. Представители ряда микросоциологических теорий подчеркивают, что предметом социологии должна быть повседневная реальность.

К макросоциологическим теориям обычно относят функционализм, теории конфликтов, структурализм. К микросоциологическим - теории социального обмена, символический интеракционизм, этнометодологию, феноменологическую социологию.

По-разному эти ориентации трактуют предмет социологии. Макросоциологи, подчеркивая значение крупных общественных процессов и явлений, указывают, что специфика социальной жизни связана именно с их существованием и функционированием. Что же касается явлений микроуровня, повседневной жизни людей, непосредственных межличностных взаимодействий, то все они производны от социальных институтов, являются проявлением их свойств, особенностей, закономерностей. Так, изучая религию, макросоциолог скорей всего будет исследовать ее как социальный институт, выявляя ее роль в обществе, взаимосвязи с другими социальными институтами, особенности церковной организации, религиозной доктрины, считая, что все это как бы предопределяет субъективные переживания, представления и цели отдельного верующего.

Микросоциологи считают, что непосредственные, наблюдаемые социальные взаимодействия между индивидами и являются единственной реальностью социальной жизни. Социальные институты (например, капиталистическая экономика, рыночное хозяйство и т.п.), организации - это скорее неправомерные обобщения, пустые абстракции, «слова», в лучшем случае они обозначают совокупность определенных привычных форм деятельности индивидов. Например, М. Вебер, формулируя стратегию изучения религии, писал: «мы должны вообще иметь дело не с "сущностью" религии, а с условиями и следствиями определенного рода действий общины, понимание которых также и здесь может быть обретено, только исходя из субъективных переживаний, представлений, целей отдельного индивида, т.е. исходя из "смысла", так как их внешнее протекание в высшей степени многообразно» [14, с. 78].



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Социология и об ы денное знание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социология и об ы денное знание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)