Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Западный бихевиоризм: генезис в социологии и теоретические положения



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Западный бихевиоризм: генезис в социологии и теоретические положения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность курсовой работы. Сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого, например, структурно-функциональным подходом привела к возникновению в конце XIX - начале ХХ вв. направления в психологии - бихевиоризма. Особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов.

Заслугой бихевиористкого подхода в социологии к изучению жизни является то, что в центре внимания - возможность изменить поведенческие и познавательные формы через механизмы воздействия социальной среды.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляюттруды, освещающие вопросы становления и развития бихевиоризма в истории Западной и Российской социологии и психологии социологии таких учёных как: Т. А. Барановская, В. А. Бачинин, И. В. Головачёва, Л. В. Зубова, А. А. Краснова, Д. М. Менделеева, М. Олсон, Г. В. Осипов, А. И. Савенков, Ю. А. Сандулов, О. В. Соловьёва, К. В. Судаков, П. Б. Торопов, А. А. Фёдоров, П. Филин, Б. Хегенкан, И. В. Хитрова, Г. Х. Шингаров, Э. С. Шульц, М. Г. Ярошевский и др.

Объект курсовой работы - теория социального бихевиоризма.

Предметом нашей курсовой является генезис и теоритические положения бихевиоризма зарубежных и российских социологов.

Цель курсовой работы - изучение генезиса, истоков социального бихевиоризма, развитие теоретических положений зарубежными и российскими социологами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ø рассмотреть генезис в социологии и теоретические положения западного бихевиоризма;

Ø охарактеризовать развитие идей социального бихевиоризма Западной социологии;

Ø охарактеризовать социальный бихевиоризм в истории западной социально-психологической мысли

Ø проанализировать развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов.

 


Глава 1. Зарождение и развитие бихевиоризма в зарубежной социологии

Западный бихевиоризм: генезис в социологии и теоретические положения

Бихевиоризм (от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) - направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул - реакция. В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях.

Бихевиористическое направление зародилось в американской психологии в конце XIX - начале ХХ вв. Отец-основатель - Дж. Уотсон, влияние, на идейные воззрения которого оказало учение российского физиолога И. П. Павлова. Центральная идея данного направления - понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Важнейшая категория - стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Классический бихевиоризм изучал психику животных на основе принципиальной формулы S - > R(стимул -> реакция). Этот универсальный принцип распространялся на стимулы и реакции от биологических, врожденных, непроизвольно возникающих до сложнейших социальных, специально заученных. Задача бихевиористов заключалась в том, чтобы по стимулам (биологическим или социальным) предугадать реакции и, наоборот, по реакциям - понять стимулы.

Согласно Дж. Уотсону поведение индивидов должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Экспериментально доказывая возможность управления и формирования реакции страха на нейтральный стимул, американский психолог пришёл к выводу - эмоциональным поведением можно управлять.

Новый импульс развитию бихевиоризма дала теория Б.Ф. Скиннера, разработавшего концепцию «оперантного бихевиоризма». Одной из центральных идей Б. Ф. Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, он считал, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Стремясь переработать классический бихевиоризм, Б. Ф. Скиннер исходил, прежде всего, из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Неврозы, психические расстройства, болезни и связанное с ними асоциальное поведение, согласно Б. Ф. Скиннеру, порождены не природой человека как таковой, а пороками среды и, в частности, воспитания.

Б. Скиннер и другие социальные бихевиористы интересуясь связями между индивидами и окружающей их средой, утверждали, что она включает в себя ряд социальных и несоциальных сущностей. Это означает, что для бихевиориста ребенок, бросающий камушек в реку, как объект изучения качественно тождествен бихевиоральным феноменам любой степени сложности (мать, бранящая ребенка, учитель, наставляющий класс, производственное совещание на уровне директоров).

С точки зрения бихевиориста, «мышление есть поведение мозга. Большая часть мозговой деятельности неосознанна». Таким образом, с точки зрения социального бихевиориста действующий субъект бессознательно реагирует на стимулы. Реакция индивида определяется характером внешних стимулов.

Образ действующего субъекта у сторонников социального бихевиоризма заключён в представлении о силах, управляющих индивидом: взаимоотношения индивидов в обществе базируются на основе социальных связей, влияние на которые может оказать вероятное их поведение.

Профессор политической и социальной науки Иельского университета У. Г. Самнер отстаивал в направлении социального бихевиоризма два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, У. Самнер рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, У. Самнер разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по У. Самнеру, связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы.

В дальнейшем, идеи бихевиоризма были продолжены Э. Торндайком, который утверждал, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Весь процесс научения описывался им в объективных терминах, а исходным моментом двигательного акта он считал проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями.

Рядбихевиористов включают в сферу своих интересов понятия знания, эмоций, разума. Например, Артур Стаатс привел доказательства в пользу включения в исследование понятия разума. Джон Болдуин и Дженис Болдуин подчеркивали, что бихевиористам и даже всем социологам следовало бы пользоваться как традиционным научным аппаратом, так и понимающей методологией для того, чтобы осмыслить все разнообразие социальных феноменов.

Возникновение бихевиористкого направления в социологии датируется 1963 годом и получило название - социальный бихевиоризм. По словам Г. В. Осипова «бихевиористская социология является в некотором смысле уникальной социологической теорией. С одной стороны, они обязаны своим происхождением не столько предшествующим социологическим концепциям, сколько психологии, в первую очередь бихевиоризму Б. Ф. Скиннера».

Бихевиористы обратили внимание на то, что усиление, укрепление отдельных черт позволяет людям «бороться» с физической и социальной средой, приспосабливая их к своим нуждам и желаниям. Посредством экспериментов они подтвердили, что отмирание какого-либо образца поведения или идеи зависит от последствий, выводов, значений для социальной практики. Отмирание опасных форм поведения относится к последствиям, которые они создают для общества. Таким образом, бихевиоризм - ведущее направление в психологии, в соответствии с которым предметом психологии является не сознание, а поведение понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов - реакций на воздействие внешней среды. Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, метод проб и ошибок. Впитав в себя основные идеи, методы и термины классического бихевиоризма в 1963 году появилось новое направление в социологии - «социальный бихевиоризм».

 



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Западный бихевиоризм: генезис в социологии и теоретические положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Западный бихевиоризм: генезис в социологии и теоретические положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)