Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов



2020-02-04 328 Обсуждений (0)
Развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из центральных фигур российского социального бихевиоризма является В. М. Бехтерев, изучавший в рамках данного направления в социологии проблему личности как целого существа. Он отмечал «основная цель учёных - изучить человека и суметь его воспитать». Исследователь утверждал, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды. Где именно социальная среда осуществляет социальный отбор и является источником развития человека, создавая нравственную личность.

Заслугой В. М. Бехтерева как одного из основоположников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц. Формирование личности возможно только во взаимоотношениях с коллективом. Общим законом, лежащими в деятельности коллектива, согласно В. М. Бехтереву, является «проявления собирательной личности, которая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности».

В. М. Бехтерев формулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов». При этом он подчеркивал, коллектив может принимать как организованные так и неорганизованные формы. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, В. М. Бехтерев вместе с тем подчеркивал: «влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация - две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции».

Основными причинами возникновения коллектива, согласно теории В. М. Бехтерева, являются:

Ø социальный инстинкт, который существует у человека и заставляет его входить в сообщества;

Ø невозможность решения большого числа задач в режиме индивидуальной деятельности;

Ø механизмы социального отбора и социальной поддержки регулируют индивидуальное поведение с позиций интереса коллектива.

Важно отметить, что интерес В. М. Бехтерева концентрировался вокруг таких образований, которые в современной психологии называются малой группой. Известны его эксперименты по сравнительному анализу индивидуальных и групповых способов решения, он изучал конформные реакции индивида в группе, рассматривал причины образования группы.

Профессор Петербургского университета биолог и социобиолог В. А. Вагнер (1849 - 1934) также не обошел актуальный для тех лет вопрос об инстинктах, являющихся одним из источников определенного типа поведения у животных и людей. Он выделяет инстинкты питания, размножения, самосохранения, страха (этот инстинкт проявляется как безотчетный, тоска, мировая скорбь, перед мнимой или реальной конкретной опасностью).

Согласно теории петербургского социобиолога, животные ведут себя в соответствие с инстинктами, они поддаются дрессировке, инстинкт подражания у них проявляется не только по отношению к поведению своего вида. Животное запоминает и передает по наследству удачные варианты «слепого отбора». Стадность - нормальное качество поведения животных, но оно проявляется и как некая предсоциальность.

Человек при подражании, по словам профессора, проявляет разумные способности, его подражание сопровождается творчеством. Научение плюс инстинкты определяют поведение человека. Подражание становится фактором эволюции человека. Человек развивает умственные способности и приучается к критическому отношению к жизни. Инстинкт подражания выше у детей, потому что они еще находятся в процессе социализации, а также у идиотов и слабоумных, т. е. тех, кто деградирован физически и психически.

Также как и Г. Тард, В. А. Вагнер пишет о толпе, что она в умственном и нравственном отношении всегда ниже ее составляющих. Он напоминает читателям римскую поговорку: «Сенаторы - люди хорошие, а Сенат - дурное животное». Он различает такие типы толпы как: предсоциальная (инстинкт общественности проявляется в самом стаде, повторение идет без целепонимания); уличная инстинктивная толпа (ее объединяет инстинкт питания или самосохранения, ведет вожак, проявляя могущество и грубость) и социальная толпа (она не слепа, критична, уходит от инстинкта к выбору, альтруизму, симпатиям, которые требуют напряжения воли; ее вожак - герой). Причём, он заключает, что толпа давит стремление человека жить и мыслить по-своему.

Среди российских социологов К. М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и данных статистики. Он подчеркивал, что без математики социология не может быть точной и объективной наукой.

Российский социолог рассматривая социальное явление как «явление, которое находится в необходимом соотношении с другими социальными явлениями и обусловлено всеми ими, как естественная часть одного и того же единого целого», определял основные задачи социологии как: понимание общественной жизни, взятой в целом, во всем многообразии ее явлений; разложение общественной жизни на ее различные составные основные явления - элементы общественной жизни; социологическое исследование этих элементов; выяснение и установление действительного соотношения элементов общественной жизни и их закономерностей развития.

Предпосылками становления социологии, согласно воззрениям К. М. Тахтарева, являются антропология и мезология, которая должна строиться на основании научных данных не только общественных, но и естественных наук, так как общественная жизнь людей и любое социальное явление есть, конечно, такое же естественное явление, как и все другие явления мировой жизни. При этом, социология - особая естественная наука об общественной жизни людей. В виде совокупности всех общественных наук, социология имеет свою собственную основу, свойственный ей фундамент, в котором биология и психология могут быть лишь предпосылками её становлений наряду с другими естественными науками. Строить социологию на основе биологии или психологии - значит превращать социологию в биологию или психологию, что не только неправильно, но и вовсе не имеет ни малейшей надобности

Первая женщина - социолог в России А. С. Звоницкая (1897-1942) выделяет в качестве центрального понятия социологии - социальные связи, учение о которых составляет предмет теоретической социологии. Естественной предпосылкой социальных связей выступают общение и подражание. В процессе общения между индивидами возникают специфические связи и отношения, которые выступают в виде «общности сознания и деятельности». Такое общение А. С. Звоницкая определяет как передачу содержания одного сознания другому сознанию. При этом, значение общения состоит в том, что в его процессе формируется и развивается личность.

Развитие личности, по мнению А. С. Звоницкой, включает в себя три главных момента: а) «проективный момент», т.е. приобретение личностью сведений об окружающей психологической среде; б) «субъективный момент», т.е. самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полученных сведений; в) «элективный момент», т.е. систему социальных ожиданий, означающую предположение о наличии сходных обобщений у других личностей и согласование совместной деятельности. Первый и третий моменты составляют два полюса самосознания, между которыми происходит движение «я». В этом движении и состоит основной закон развития личности. Когда ожидания людей подтверждаются, общество развивается в рамках нормативности, в случае отсутствия подтверждения - между личностью и обществом возникает конфликт (кризис), который обязательно затрагивает культуру, духовный мир и свидетельствует о недоверии к нормам социальной жизни у значительной части членов общества. Завершается кризис социальной бурей, вслед за которой происходит распад общества, который затем сменяется процессом его медленного выздоровления и восстановления нормативной системы.

Поведенческая социология П. А. Сорокина базируется на пяти принципах социологического подхода: 1) социология должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой. Она должна отказаться от создания умозрительных схем; 5) социология несовместима с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к какому-нибудь одному началу.

Значительное внимание П.А.Сорокин уделял анализу социальной структуры общества и определению критериев социальной дифференциации. Он - один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности, получившей всемирное признание. Содержание этой теории излагается при освещении проблематики социальной структуры.

В своей социологической теории П.А.Сорокин исходил из понятия «ценность». С его помощью объяснялось поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействие по различным направлениям. Общечеловеческие ценности он рассматривал как основу для сотрудничества народов.

Современный последователь бихевиористского направления П. Б. Торопов отмечает, что идеи бихевиоризма являются актуальными и в настоящее время. Согласно его взглядам, современный бихевиоризм давно отошел от примитивной идеи «стимул - реакция» (S → R). Не самым актуальным уже является положение последователей Дж. Б. Уотсона, Б. Ф. Скинера и Э. Торндайка о том, что человеку присуще относительно небольшое число врождённых поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми в дальнейшем надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «репертуаров поведения».

Сторонники учения не только продолжают утверждать, что выработка новых реакций - поведенческих актов, происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна из них не даст положительного результата (при этом удачная или поддерживаемая обществом приспособительная реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению), но и экспериментально подтверждают, что закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы.

П. Б. Торопов считает актуальной идею Б. Ф. Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому». Данный постулат Б. Ф. Скиннера, по нашему мнению, как нельзя лучше отражает современные постулаты девиантологии и возможные результаты предпринимаемых мер.

Второй группой учёных, изучающих бихевиоризм сегодня являются П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. А. Зимняя, В. Н. Дружинин, Ю. М. Орлов. Выработанная ими теория научения - приобретение индивидуального, широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций - опыта своими корнями уходит в бихевиоризм, что сегодня привело к выделению в рамках данной теории трёх основных направления: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм. Основой теории научения является «закон эффекта» Э. Торндайка. Согласно этому закону вероятность воспроизведения формы поведения возрастает, если ранее такое поведение приводило к полезному результату.

Таким образом, в ХХ веке российскими учеными, среди которых были И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев были «заложены» основы бихевиористского направления в социологии. Наиболее известные классические теории социального бихевиоризма сформулированы В. М. Бехтеревым, В. А. Вагнером, К. М. Тахтаревым, А. С. Звоницкой, П. А. Сорокиным и другими учёными.

 


Заключение

Бихевиоризм - направление в позитивистской социологии, зародившееся в конце XIX - начале ХХ вв., в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Основная идея данного социально-психологического учения - абсолютизация прямой связи между стимулом и реакцией на основе рассмотрения её как универсального объяснительного

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Э. Торндайка. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула и условного стимула можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию, вначале возникавшую только на безусловный стимул.

Цель бихевиоризма - превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного - это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.

Идейные истоки российского бихевиоризма также были взяты из трудов И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева. На современном этапе развития науки вопросами бихевиоризма в России занимаются такие учёные как: П. Б. Торопов, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. А. Зимняя, В. Н. Дружинин, Ю. М. Орлов.

Отделившись от общего течения западного бихевиоризма в 60-е годы ХХ века возникло несколько отличное от ключевых идей бихевиоризма направление с социологии - социальный бихевиоризм. В рамках социального бихевиоризма можно выделить следующие основные теории: теория фрустрации и агрессии (Н. Миллер и Дж. Доллард); теория социального научения (А. Бандура, Ф. Петермана); концепция локуса контроля» Дж. Роттера; теория ожидания Дж. Мида; теория взаимодействия исходов (Дж. Тибо и Г. Келли); теория элементарного социального поведения (Дж. Хоманс). В основе всех теорий социального бихевиоризма - исследование психологии на базе внутренних когнитивных процессов психики человека.

Таким образом, появление социального бихевиоризма привело социологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию социального взаимодействия в малой группе. Простота схемы «стимул-реакция» давала возможность простого количественного описания явления, но полностью исключало качественную характеристику поведения.

Бихевиоризм как теоретическое течение неоднороден, поэтому нельзя оценивать как положительное, так и отрицательное направление. Его главные представители Дж. Уотсон, Б. Скиннер, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, нуждаются в специфической характеристике, так как помимо основного интереса в изучении бихевиоризма, у них также были взгляды на это направление, но уже через призму своего мировоззрения. Критика бихевиоризма должна соответствовать общественно-историческим условиям его возникновения и развития.

 


Список использованной литературы

социальный психологический бихевиоризм

1. Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 11. - С. 216 - 222.

2. Бачинин, В. А. История западной социологии / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. - М. - Логос, 2002. - 384 с.

.   Бихевиоризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.libsib.ru/sotsiologiya/sotsiologiya-i-izuchenie-obschestva/bicheviorizm (дата обращения: 18.03.2012).

.   Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 57. - С. 145 - 150.

.   Голосенко, И. А. История русской социологии XIX - XX вв.: пособие / И. А. Голосенко., В. В. Козловский. - М. - Онега, 1995. - 288 с.

.   Желтов, В. В. История западной социологии: этапы, идеи, школы: учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. - Кемерово - ФГУИПП «Кузбасс», 2004. - 850 с.

.   Зборовский, Г. Е. История социологии. Классический и современный этапы: ученик / Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург. - Уральский госуд. проф-пед. ун-т, 2003. - 872 с.

.   Зубова, Л. В. К проблеме определения понятия агрессии в социологической литературе / Л. В. Зубова, А. А. Краснова // Образование и саморазвитие. - 2008. - Т. 4. - № 10. - С. 149 -154.

.   Менделевич, Д. М. О новом психотерапевтическом методе, разработанном В. М. Бехтеревым в Казани / Д. М. Менделевич // Журнал им. В. М. Бехтерева. - 2007. - Т. XXXIX. - № 4. - С. 112 -113.

.   Соловьева, О. В. Уотсон: бихевиоризм - предсказание поведения и контроль за ним / О. В. Соловьёва // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 15 - 17.

.   Осипов, Г. В. История социологии в Западной Европе и США / Г. В. Осипов. - М. - Норма, 2001. - 576 с.

.   Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохорова. - Т. 2. - М. - Изд-во: Советская энциклопедия, 1971. - 1006 с.

.   Психологические теории и концепции личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.my-article.net/get (дата обращения: 07.03.2012).

.   Савенков, А. И. Викарное научение и подражание в развитии личности / А. И. Савенков // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Педагогика и психология. -2010. - № 1. - С. 26 - 36.

.   Шпак Л. Л. Социология жизни: научное наследие и современные трактовки: монография / Л. Л. Шпак. - Кемерово: ООО «Фирма Полиграф», 2007. С. 42.

.   Сирота Н. М. Общая социология: уч. пособие / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. - СПб. - НОИР, 2009. - 416 с.

.   Судаков, К. В. От И. М. Сеченова к современным представлениям о системной организации психической деятельности / К. В. Судаков // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 2. С. 79 - 91.

.   Торопов, П. Б. Формирование поведения: практическое применение идей бихевиоризма / П. Б. Торопов // Вестник Балтийского федер. университета им. И. Канта. - 2011. - № 11. - С. 81- 85.

.   Фёдоров, А. А. Эволюция единиц анализа поведения в бихевиоризме: Уотсон, Кантор, Скиннер / А. А. Федоров // Вестник Новосибирского государственного университета. - Серия: Психология. -2010. - Т. 4. - № 1. - С. 19 - 27.

.   Филин, С. П. Концепции современного естествознания: конспект лекций / С. П. Филин. - М. - Эксмо, 2008. - 160 с.

.   Фрагменты социологического наследия К. М. Тахтарева // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2001. - Том IV. - № 2. - С. 16-27.

.   Хегенкан Б.Теория научения / М. Олсон, Б. Хегенкан. - СПб. - Питер, 2004. - 474 с.

.   Хитрова, И. В. Изучение личности в зарубежной психологии / И. В. Хитрова // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - № 5. - С. 246 - 249.

.   Шингаров, Г. Х. И. П. Павлов как учёный и мыслитель / Г. Х. Шингаров // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. - 2000. - № 1. - С. 225 - 231.

.   Шульц, Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, Э. С. Шульц. - М. - Евразия, 1998. - 533 с.

.   Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ веков / М. Г. Ярошевский. - М. - Инфра-М, 1996. - 416 с.



2020-02-04 328 Обсуждений (0)
Развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)