Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Счет времени у древних славян.



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Счет времени у древних славян. 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнейшим способом счета времени на Руси был счет сезонами, то есть за единицу отсчета брались циклические природные явления, повторяемые из года в год. Такой способ измерения времени сохранился в нашем языке и сегодня. В современном русском языке мы употребляем выражения " мне столько-то лет", "с тех пор прошло много лет", "он еще не совершеннолетний". В этих выражениях мы употребляем слово "лет" как множественное число от слова "год". Вплоть до ХIX в. чаще всего употребляли выражение "в лето такое-то" в значении "в таком-то году", "год такой-то". Представления об измерении времени "летом", то есть сезоном, временем года сохранялись в народе вплоть до ХХ в. Именно с сезоном как мерой времени связано выражение "сколько лет, сколько зим". В.Даль в своем толковом словаре приводит примеры измерения времени и другими сезонами, сезонными явлениями и работами: тулуп трех зим, соловей двух зим, борзая по другой осени, корова по четвертой траве, расшива по третьей воде, лошадь третью соху пашет, сокол трех мытей (линек).[1]

Слово "год" до XIX в. употреблялся преимущественно в книжной традиции. С конца XV в. в русских рукописях появились трактаты, объясняющие устройство года в Юлианском календаре. Среди них встречается различные аллегорические толкования времен года, например, в трактате "Некоего мудреца приложшаго круг лету к животу человечю": "Весна наречеся яко дева преукрашена… А се уже замуж шла, сему подобно лето. Лето же нарицается муж тих… А се уже старелася жившее с ним, сему подобна осен. Осен же есть подобна жене уже състаре… А се муж пръвыи еи мертв и другыи вдовець з детми ее понял и нареклася мачеха его детем, сему зима подобна".[2] В рукописях XVI в. подобные аллегории представлений о временах года получают дальнейшее распространение, например в трактате "О весне и лете и осени и зиме": весна "наречеся аки дева преукрашена", лето – "муж тих, богат и красен", осень – "подобна жене старее и богатее и многочадне", зима - "подобна есть жене мачехе злей".[3]

Помимо счета времени сезонами, славяне делили год на 12 месяцев, названия которых отражали характерные для данного отрезка времени природные особенности или важнейшие сельскохозяйственные работы (травень – время цветения трав; серпень – время жатвы; листопад – пора опадания листвы с деревьев). Практически во всех современных славянских языках сохранились исконные названия месяцев (см. Табл. 1).

Табл. 1. Названия месяцев в славянских языках

Современные русские названия Старославянские названия Современные украинские названия Современные белорусские названия Современные польские названия
Январь Сечень, Просинец Січень Студзень Styczeń
Февраль Лютый Лютий Люты Luty
Март Березозоль, Сухый Березень Сакавік Marzec
Апрель Цветень Квітень Красавік Kwiecień
Май Травень Травень Май Maj
Июнь Червень, Изок Червень Чэрвень Czerwiec
Июль Липец Липень Ліпень Lipiec
Август Серпень, Зарев Серпень Жнівень Sierpień
Сентябрь Вересень, Рюень Вересень Верасень Wrzesień
Октябрь Листопад Жоврень Кастрычнік Październik
Ноябрь Грудень Листопад Лістопад Listopad
Декабрь Студень Грудень Снежань Grudzień

Начало года у древних славян связывалось с началом природного цикла. Обычно начало года связывалось с появлением новой Луны в первые весенние дни, когда таяли снега и природа просыпалась после долгого зимнего сна. Таким образом начало весны символизировало и начало года. Но соотнесение новогодия с первым весенним новолунием приходилось каждый раз на разные числа юлианского календаря, который был известен древним славянам. После принятия юлианского календаря новогодие было связано с первым числом первого весеннего месяца – 1 марта.

С принятием христианства на Руси была введена официально византийская система летосчисления. Во-первых, была позаимствована эра, то есть система счета годов, начиная с определенной точки. В Х в. в Византии господствовала эра "от сотворения мира". За точку отсчета этой эры брался рассчитанный на основании библейских текстов день сотворения Богом мира ­– мира людей, то есть времени исторического. Расчеты строились исходя из представлений сколько лет прошло "от Адама до Христа", то есть от сотворения Богом первого человека, до рождества Иисуса Христа. Поэтому в источниках можно встретить такие названия византийской эры: "въ лhто ^ сотворениа мира" или "...^ созданиа мира", " ^ зачала мира", " ^ Адама".

Согласно Византийской или Константинопольской эре, от сотворения мира до рождества Христова (от Адама до Христа) прошло 5508 лет. Именно эта эра была позаимствована при крещении в Древней Руси. Но принятая из Византии система счета лет от сотворения мира и Юлианский календарь не соотносились с привычной на Руси системой новогодия. Новый год в Византии начинался 1 сентября, то есть сотворение Адама имело место 1 сентября 1 года эры от сотворения мира. Именно с 1 сентября начинался на Руси церковный год. Но продолжало существовать и другое новогодие, связанное с извечными представлениями славян о возрождении природы с наступлением весны как символа начала новой жизни и начала нового года. Счет новолетий в повседневной жизни, в том числе и административной, считали с наступлением календарной весны – 1 марта. Таким образом, позаимствовав систему счета лет (эру), систему счета дней в году (юлианский календарь[4]), Древняя Русь частично сохранила свою систему новогодия. Система новогодий в пределах одной эры называется стилем.

& ! Стиль – система новогодий в пределах одной эры.

 

Но если система счета лет употреблялась византийская, то как же соотнести с ней мартовскую систему новогодия, ведь промежуток времени от марта до сентября составляет полгода? Начало года с одним порядковым номером в системе счета от сотворения мира могло вестись либо за полгода до наступления этого года по сентябрьской системе новогодия, либо спустя полгода после наступления нового года по сентябрьскому новогодию. Таким образом мартовский год мог быть либо на полгода "моложе" сентябрьского или на полгода "старше".

               1 марта            1 сентября         1 марта


                    6700 г.                         6700 г.                        6700 г.

 

Например, 6700 год мог начаться 1 марта и до наступления 6700 года по сентябрьскому стилю. Либо 6700 год по мартовскому стилю мог начинаться тогда, когда половина этого года по сентябрьскому стилю прошла.

В Древней Руси использовались обе схемы соотношения номера года по мартовскому стилю с сентябрьским. Мартовский год, который начинается раньше сентябрьского, получил в хронологии название ультрамартовского.[5]

Табл. 2. Соотношение месяцев года с одним порядковым.

Ультрамартовский стиль Сентябрьский стиль (Византийский) Мартовский стиль
Март    
апрель    
май    
июнь    
июль    
август    
сентябрь Сентябрь  
октябрь Октябрь  
ноябрь Ноябрь  
декабрь Декабрь  
январь Январь  
февраль Февраль  
  Март Март
  Апрель апрель
  май май
  Июнь июнь
  Июль июль
  Август август
    сентябрь
    октябрь
    ноябрь
    декабрь
    январь
    февраль

 

Последняя половина ультрамартовского года с одним номером совпадала с первой половиной сентябрьского года, со второй половиной года по сентябрьскому новогодию совпадала первая половина мартовского года, а вот областей совпадения между ультрамартовским и мартовским стилей нет. Когда год, например 6700, по ультрамартовскому стилю закончился, по мартовскому стилю он только начался, другими словами 6700 г. по ультрамартовскому стилю полностью соответствует 6699 г. по мартовскому стилю. Этим объясняется расхождения на единицу в датировках исторических событий в летописях. Например, смерть Андрея Боголюбского одни источники датируют 6682 г. по мартовскому стилю, а другие – 6683 г. по ультрамартовскому стилю.

Употребление трех стилей параллельно встречается в источниках до начала XIV в. Причем для богослужебных источников характерно употребление сентябрьского стиля, а в светских предпочтение отдавалось новогодиям весенним.  В XIV  в. в летописях устанавливается господство мартовского новогодия, а также появляются сентябрьские датировки событий, встречающиеся ранее преимущественно в памятниках религиозного и церковнослужебного содержания.

С конца XV в. (7000 г. по эре от сотворения мира или 1492 г. по эре от рождества Христова) устанавливается господство сентябрьского стиля, то есть смена новогодий происходила 1 сентября. Однако ультрамартовские датировки встречаются и в более поздних источниках до XVII в., преимущественно южнославянского происхождения. Например, венецианские кириллические издания датировались по ультрамартовскому стилю (работа над Служебником (Венеция: типография Божидара Вуковича, 1519) была закончена 7 июля "в лето 7028, а от Рождества Христова 1519).[6]

Знание стиля, по которому датировано историческое событие, важно в первую очередь для точного перевода даты из системы летосчисления от сотворения мира в современную систему летосчисления от рождества Христова, причем нужно учитывать, что мы живем по январскому стилю, то есть когда новый год наступает 1 января (см. Табл.3.).

Точно перевести дату на современную систему летосчисления можно, если известно, по какому стилю дана дата.


Табл. 3.



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Счет времени у древних славян. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Счет времени у древних славян.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)