Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры



2020-02-04 311 Обсуждений (0)
Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры 0.00 из 5.00 0 оценок




Ю.Э. Шустова

 

 

РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов, обучающихся по специальности

№ 020700 - История,

 № 020800 - Историко-архивоведение,

№ 021000 - Музеология,

№ 020600 - Культурология, 

№ 022200 - Религиоведение,

№ 020900 - Искусствоведение,

№ 021700 - Филология.

Москва - 2003

 


ББК

 

 

Русская хронология:

Учебно-методическое пособие

Автор-составитель:

канд.ист.наук Ю.Э. Шустова

 

 

Ответственный редактор

д-р ист. наук, проф. Е.И. Каменцева

 

© РГГУ, 2003

© Шустова Ю.Э., 2003

 


Оглавление

 

 

 


Введение

 

Хронология (от греческих слов cronoz - время и logoz - слово, учение) – наука об измерении времени. Хронология является такой научной областью, в которой астрономия тесно соприкасается с историей. Она изучает как астрономические основы календаря (закономерности движения небесных тел – Земли, Луны, Солнца, комет; условия наступления солнечных и лунных затмений, определение возможности их наблюдения в конкретном пункте Земли), так и историю развития календарных систем у разных народов, способы датировки событий. Существует два раздела науки о времени: математическая и историческая. Математическая хронология изучает способы определения, измерения астрономического времени путем исследования движения астрономических тел. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю формирования и эволюции систем времясчисления, календари, представление о времени в обществе на разных этапах исторического развития.

Объектом изучения исторической хронологии как вспомогательной исторической дисциплины является изучение исторических источников, содержащих информацию о тех или иных единицах или способах измерения времени. Предмет исторической хронологии – изучение систем измерения и счета времени, их происхождение и эволюция в различных культурах, соотношение их между собой. Задачи исторической хронологии как науки – изучать все формы и методы счисления времени, вырабатывать методики перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Историческая хронология в системе точного гуманитарного знания решает основную задачу: изучение комплекса исторических источников, содержащих календарно-хронологическую информацию, для установления эволюции представлений о счете времени и календаре в обществе с целью установления методов атрибуции, перевода и уточнения дат исторических источников для каждого исторического периода. 

Представления о времени, единицах и способах счета времени различались у разных народов, в разных культурах. Системы счета времени и представления о нормах использования единиц счета времени менялись во времени. Например, теоцентричность средневековой культуры оказала существенное влияние на способы датировки средневековых источников, в которых указывались даты по церковным праздникам, причем как по неподвижным (бывшим ежегодно в определенное число месяца), так и по подвижным (переходящие на разные числа месяца соответственно переходу даты праздника Пасхи).

Исторические источники сохранили разные способы фиксирования времени тех или иных событий. Знакомясь с документами, необходимо правильное понимание способов датировки, которые использовались в разных системах времясчисления, и умение правильно соотносить элементы даты источника с современными единицами измерения времени. Это необходимо для установления точной даты исторического события или исторического источника.

Данное учебное пособие рассматривает методы работы с календарно-хронологической информацией, применительно к комплексу древнерусских и русских исторических источников XI-XX вв.

Цель учебно-методического пособия рассмотреть основные принципы и способы счета времени и его фиксации в древнерусских и русских исторических источниках XI-XX вв.; изложить системное знание о принципах, методе и технологии исследования заключенных в исторических источниках хронологических указаний или указаний на время совершения тех или иных событий; показать основные методы перевода дат на современную систему летосчисления.

Учебно-методическое пособие содержит справочные материалы по русской хронологии; знакомит с основными способами датировки, использовавшихся в русских исторических источниках; с основными элементами датировки, способами уточнения, проверки и перевода дат на современную систему летосчисления. При помощи формул и таблиц, содержащихся в учебном пособии, можно осуществлять:

- перевод дат на современную систему счета времени;

- проверку дат;

- определение и уточнение дат.

В пособии приведены примеры решения задач по хронологии, причем предлагаются разные способы их решения, а также схемы и диаграммы, которые могут помочь студентам в понимании и освоении основных вопросов курса русской хронологи.


Глава 1.

Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры

Для решения одной из главных задач хронологии – соотношение даты события с современной системой счета времени – необходимо:

1)  соотнести номер года исторического события с современной системой счета лет;

2)  соотнести начало года, в котором произошло историческое событие с современным новогодием.



2020-02-04 311 Обсуждений (0)
Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)