Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры
Ю.Э. Шустова
РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Для студентов, обучающихся по специальности № 020700 - История, № 020800 - Историко-архивоведение, № 021000 - Музеология, № 020600 - Культурология, № 022200 - Религиоведение, № 020900 - Искусствоведение, № 021700 - Филология. Москва - 2003
ББК
Русская хронология: Учебно-методическое пособие Автор-составитель: канд.ист.наук Ю.Э. Шустова
Ответственный редактор д-р ист. наук, проф. Е.И. Каменцева
© РГГУ, 2003 © Шустова Ю.Э., 2003
Оглавление
Введение
Хронология (от греческих слов cronoz - время и logoz - слово, учение) – наука об измерении времени. Хронология является такой научной областью, в которой астрономия тесно соприкасается с историей. Она изучает как астрономические основы календаря (закономерности движения небесных тел – Земли, Луны, Солнца, комет; условия наступления солнечных и лунных затмений, определение возможности их наблюдения в конкретном пункте Земли), так и историю развития календарных систем у разных народов, способы датировки событий. Существует два раздела науки о времени: математическая и историческая. Математическая хронология изучает способы определения, измерения астрономического времени путем исследования движения астрономических тел. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю формирования и эволюции систем времясчисления, календари, представление о времени в обществе на разных этапах исторического развития. Объектом изучения исторической хронологии как вспомогательной исторической дисциплины является изучение исторических источников, содержащих информацию о тех или иных единицах или способах измерения времени. Предмет исторической хронологии – изучение систем измерения и счета времени, их происхождение и эволюция в различных культурах, соотношение их между собой. Задачи исторической хронологии как науки – изучать все формы и методы счисления времени, вырабатывать методики перевода дат с одной хронологической системы на другую. Историческая хронология в системе точного гуманитарного знания решает основную задачу: изучение комплекса исторических источников, содержащих календарно-хронологическую информацию, для установления эволюции представлений о счете времени и календаре в обществе с целью установления методов атрибуции, перевода и уточнения дат исторических источников для каждого исторического периода. Представления о времени, единицах и способах счета времени различались у разных народов, в разных культурах. Системы счета времени и представления о нормах использования единиц счета времени менялись во времени. Например, теоцентричность средневековой культуры оказала существенное влияние на способы датировки средневековых источников, в которых указывались даты по церковным праздникам, причем как по неподвижным (бывшим ежегодно в определенное число месяца), так и по подвижным (переходящие на разные числа месяца соответственно переходу даты праздника Пасхи). Исторические источники сохранили разные способы фиксирования времени тех или иных событий. Знакомясь с документами, необходимо правильное понимание способов датировки, которые использовались в разных системах времясчисления, и умение правильно соотносить элементы даты источника с современными единицами измерения времени. Это необходимо для установления точной даты исторического события или исторического источника. Данное учебное пособие рассматривает методы работы с календарно-хронологической информацией, применительно к комплексу древнерусских и русских исторических источников XI-XX вв. Цель учебно-методического пособия – рассмотреть основные принципы и способы счета времени и его фиксации в древнерусских и русских исторических источниках XI-XX вв.; изложить системное знание о принципах, методе и технологии исследования заключенных в исторических источниках хронологических указаний или указаний на время совершения тех или иных событий; показать основные методы перевода дат на современную систему летосчисления. Учебно-методическое пособие содержит справочные материалы по русской хронологии; знакомит с основными способами датировки, использовавшихся в русских исторических источниках; с основными элементами датировки, способами уточнения, проверки и перевода дат на современную систему летосчисления. При помощи формул и таблиц, содержащихся в учебном пособии, можно осуществлять: - перевод дат на современную систему счета времени; - проверку дат; - определение и уточнение дат. В пособии приведены примеры решения задач по хронологии, причем предлагаются разные способы их решения, а также схемы и диаграммы, которые могут помочь студентам в понимании и освоении основных вопросов курса русской хронологи. Глава 1. Понятие о мартовском, сентябрьском и ультрамартовском годе византийской эры Для решения одной из главных задач хронологии – соотношение даты события с современной системой счета времени – необходимо: 1) соотнести номер года исторического события с современной системой счета лет; 2) соотнести начало года, в котором произошло историческое событие с современным новогодием.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |