Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Об основных качествах публичной речи



2020-02-04 384 Обсуждений (0)
Об основных качествах публичной речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Об основных качествах публичной речи

 

 

Учебно-методическое пособие

для учителей и студентов

 

Павлодар

Кереку

2009

УДК 808.5 (075.8)

ББК 83.7я73

Т29

 

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства

ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензент:

Шаикова Г. К. – кандидат филологических наук, доцент ПГУ им. С. Торайгырова

 

Составитель М. Т. Тезекбаев

Т29 Об основных качествах публичной речи : учебно-методическое

    пособие для учителей и студентов /М. Т. Тезекбаев. – Павлодар :           

    Кереку, 2009. – 61 с.

 

 

В учебно-методическом пособии адресовано широкому кругу читателей, желающих повысить уровень владения нормами литературного языка (публичной речи).

В работе, состоящей из двух частей, анализируются и описываются основные качества публичной речи и требования к ней (часть 1).

Во второй части пособия даны практические задания для самоконтроля и самопроверки полученных знаний.

 

УДК 808.5 (075.8)

                                                                           ББК 83.7я73                                                                              

 

 

                                                 © Тезекбаев М. Т., 2009

                                                           © ПГУ им. С. Торайгырова, 2009

Предисловие

 

Как существо социальное человек не может жить вне условий коммуникации, вне связи с другими людьми. В этом плане речь есть средство удовлетворения потребностей человека в общении. Кроме того, речь является необходимым условием существования человеческого общества. Отсюда свободное и гибкое владение навыками письменной и в особенности устной речи в любых условиях и с любой целевой установкой имеет решающее значение в становлении человеческой личности. Каждому из нас в жизни не раз приходится выступать перед различной аудиторией с разного рода сообщениями, докладами, лекциями и тому подобное. И зачастую мы бываем недовольны своим выступлением, не осознавая того, что внутренняя речь («про себя и для себя») значительно отличается от речи произносимой и слышимой. В мысленном разговоре многие слова не объясняются, так как кажутся понятными. Но то же самое слово, произносимое вслух, не всегда улавливается окружающими. Поэтому при переводе мысли в речь мы должны найти нужные, наиболее точные слова, правильно построить предложение, то есть лучшим образом донести свою мысль до другого человека.

Следует помнить, что искусство высказывания – это сложный сплав субъективного и объективного, творческого начала и строго научного решения, средство воздействия на разум и на чувства слушателей. Такое умение является результатом упорного труда и постоянной работы над собой. Мастерством устного выступления, то есть умением говорить с людьми доходчиво и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют индивидуальные качества человека, его большая или меньшая предрасположенность к работе со словом. Творческий подход предусматривает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками. Иными словами, как в любом другом деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если он не будет работать над их развитием и совершенствованием. Задача пособия – помочь самостоятельно овладевающему мастерством устного выступления получить необходимый комплекс знаний и речевых умений.

Об основных качествах публичной речи

Публичное выступление – это устная форма преподнесения заранее подготовленного (письменно) текста.

Текст, составленный при подготовке, не читается в процессе устной формы речи, а рассказывается. Монолог организуется по законам устного рассказа, поэтому в нем преобладают характерные черты устной разговорной речи. Это «внушающий» монолог, типичный для публичной устной речи. При рассказывании в памяти сохраняется план монолога, ибо в устной форме монологическая речь должна быть строго организованной. В ней соблюдается логическая расчлененность изложения содержания, которая оформляется соответствующими языковыми средствами. Так произношение приближается к «полному» стилю, темп речи средний - 140 слов в минуту. Используются обращения к аудитории, выраженные местоимениями и существительными (мы, вы, студенты, слушатели и так далее), глаголами первого или второго лица (знаете, знаем), глаголами в форме повелительного наклонения (обратите внимание, запомните и тому подобное). К аудитории обращаются с вопросами, используют языковые средства выражения волеизъявления и выражения чувств, которые служат сигналами очередных микротем и сюжетных ходов (последний вопрос, господа, несколько слов о …).

Устная монологическая речь допускает употребление литературных, разговорных и экспрессивно окрашенных слов, выражений форм и конструкций. Организация языковых средств в монологе создает впечатление свободного изложения.

Любое устное выступление создает разновидность прямой коммуникации, когда между говорящими и аудиторией нет преград. Поэтому в процессе презентации материала лектор наблюдает за восприятием его речи каждым слушателем и корректирует её, находя более выразительные и доступные формы, регулируя темп. Он имеет возможность оценить реальное состояние слушателей по их внешнему виду, вниманию или иным элементам поведения (обратная связь). Изложение материала с самого начала должно возбудить интерес слушателей. Это постигается различными приемами: предварительным сообщением о значимости излагаемой темы, рассказы о противоречивых взглядах на изучаемый вопрос, занимательным рассказом о драматичном, комичном или парадоксальном в изучении вопроса и т. п. Как часто бывает, к началу лекции некоторые слушатели могут опоздать. В таких случаях считается вполне уместным шутливое замечание типа: «Извините, без вас мы начали нашу работу (лекцию)». Таким приёмом достигается, во-первых, доброжелательный контакт с аудиторией, во-вторых, легкий упрёк в адрес любителей опаздывать. После этого следует изложение темы, в процессе которого, наблюдая за воздействием речи, лектор помогает слушателям воспринимать её, сопровождая высказываемое комментариями, повторяя отдельные положения и слова, замедляя темп речи или делая паузу.

Полному восприятию содержания лекции способствует соответствующий эмоциональный настрой, творческое состояние лектора.

При подготовке лекции и при её произнесении учитывается не только то, что будет сказано, но и то, как это будет произнесено. Лектор обязан учиться речевому мастерству и всесторонне готовить устное изложение по каждой теме. Создание публичной речи предполагает совокупность операции по подготовке и произнесению речи с целью оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Язык лекции, если это не импровизация, является кодифицированным, литературным. В нём должны быть тщательно отработаны формулировки, чтобы восприятие её содержания было адекватным. Процесс подготовки лекции отделен от процесса её произнесения. При подготовке выбирается вариант (стиль) речи, отбираются соответствующие варианты единиц языка с учётом темы, аудитории, ситуации и других факторов. Составляется черновик лекции, с помощью которого уточняется основная мысль(идея) и подбираются лексико-грамматические варианты выражения мысли. Черновик – это важный этап процесса подготовки лекции, определяющая его продуманность и подготовленность.

Следующий этап – речевое воплощение, окончательное языковое оформление лекции. Оно может, конечно, продолжать уточняться путём замены отдельных конструкций, словосочетаний и т.д. в процессе редакторско-стилистической правки. Подготовленная таким образом лекция воспроизводится при произнесении в устной форме. Глубина понимания её слушателями обуславливается целым рядом факторов. Наиболее важным из них является культура речи, речевое мастерство лектора, на что прежде всего надо обратить особое внимание. Конечно, полнота восприятия содержания лекции определяется и другими факторами, в частности, существенную роль здесь играет и сама воспринимающая сторона, аудитория, которая не является простой суммой личностей. Под воздействием совместного пребывания в психике слушателей происходят существенные изменения. В составе аудитории каждый индивид в той или иной степени подвергается внутригрупповой внушаемости на основе сопереживания получаемой информации. Его индивидуальное критическое отношение к происходящему снижается, он оказывается подверженным так называемой «реакции заражения». Свойство «сопереживания» составляет одну из наиболее интересных отличительных черт «контактной» аудитории. Намеренная пауза, повышение или понижение голоса, жест, воздействуя на отдельных слушателей, как правило, вызывает соответствующую реакцию всей аудитории.

Умение поддержать порядок в аудитории и в то же время создать атмосферу доброжелательности и свободного обмена мнениями – одно из основных умений лектора. Хороший оратор должен уметь определить характер аудитории и найти способ дифференцированного подхода к слушателям, поскольку речь не должна готовиться «вообще», она с самого начала ориентируется на определенную аудиторию.

Умение владеть словом составляет важнейшую часть речевого мастерства. Важно помнить высказывание В. Г. Короленко о том, что «слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, - другим людям» (Короленко В. Г. Собр. соч. в 10 т. – М., 1956. – Т. 10. – С.395).

Основные качества «хорошей» речи, необходимые лектору, перечисляются во многих работах, посвященных культуре речи. Порядок их перечисления при этом у разных авторов не совпадает, что говорит о сложности понятия «хорошая речь», «образцовая речь» и «речевое мастерство». В перечне качеств находятся признаки, которые можно называть всеобщими и/или постоянными, всегда сопровождающими любую речь, и признаки, которые характеризуют не всякую речь, то есть выборочные и непостоянные, зависящие от определенных условий произнесения написанного. В общем виде качества образцовой речи могут быть представлены следующим образом. 

1.1 Правильность речи. Указанное качество понимается неодинаково. Одни толкуют его узко: или лишь как грамматическую правильность, или только как правильность произношения и ударения; другие – расширенно: соответствие языковым нормам и правилам (соблюдение норм орфоэпии, ударения, словообразования, правил употребления слов, форм их сочетаний). Некоторые ученые в понятие «правильность» включают и содержание речи (нарушение такой правильности в школьном преподавании обычно называют «смысловыми» и «логическими» ошибками). Существует также мнение, что речь должна быть правильной и по эмоционально-логическому построению, когда эмоции и логика взаимосвязаны.

Справедливо считать основным критерием «правильности» речи соблюдение орфоэпических и орфографических норм русского литературного языка, грамматических правил, а также подбора слов.

Таким образом, правильность речи в первую очередь определяется её соответствием общепринятым языковым нормам. Лектор должен заботиться о безупречном соблюдении норм литературного языка по крайней мере в произношении, словоупотреблении и грамматике.

Обычно, когда мы слушаем лектора, наше внимание сосредоточено на восприятии смысла высказывания. Звуковая форма речи, а через нее значение слов воспринимаются автоматически при условии безупречного произношения говорящего. Но стоит ему исказить привычное звучание слова, неверно поставить ударение, как слушатели мгновенно реагируют, сравнивая незнакомое звучание с имеющимся в памяти эталоном (средствà, свеклà, в случàе, ака[дэ\ ]мия и пр.). Отступления от норм произношения и ударения являются серьезной помехой в понимании слушателями.

Другим важным элементом культуры речи лектора можно назвать правильное словоупотребление. Известно, что слово только тогда действует на слушающих, когда оно употреблено в строгом соответствии с его значением и возможностями сочетания с другими словами. Ошибочное использование просторечных слов, неразличение паронимов, неоправданное расширение сочетаемостных возможностей слова, видоизменение и разрушение устойчивых выражений, и другие отклонения от норм всегда негативно влияют на слушателей, вызывая чувство досады и неудовольствия.                       

Лектору надо быть особенно внимательным, если ему встретились так называемые трудные случаи из области грамматики. К таким случаям относятся, например, согласование сказуемого с подлежащим, в составе которого имеются существительные с количественным значением – большинство, меньшинство, часть, ряд и т.п., а также сочетания с числительным (двое людей, трое ребят, но два зайца, три девушки). Распространенными ошибками являются и неправильное благодаря его, исходить из проблем, скучать за детьми, свойственно для них, представлять из себя, стечение падежных форм с одинаковым предлогом, «нанизывание» нескольких одинаковых падежей и т.д.

Таким образом, современная устная речь – это речь литературная, обладающая обязательными и едиными для всех носителей языка нормами грамматики, словоупотребления и произношения. Лектору, чтобы избежать названных ошибок, следует почаще проверять себя, иметь под рукой соответствующие словари и справочники.

Однако для культуры речи одного основного критерия правильности – соблюдения норм литературного языка – недостаточно. Надо учитывать и содержательный критерий: верное отражение действительности, истинность фактов. Наименование и высказывание выражают не только логические, но и эмоционально-волевое содержание. Эти содержательные элементы в речи тесно взаимодействуют. Правильная речь развёртывается как эмоционально-логическое построение с учётом передаваемого содержания. Взаимосвязь этих элементов, их единство в речи достигается композицией и стилем: целесообразно делит речь на части (выступление, основная часть, заключение), а верно выбранный стиль изложения делает речь ясной, чистой, соответствующей условиям и задачам её произнесения.

1.2 Интонационная выразительность и благозвучие (эвфония) устной речи. Интонация оформляет коммуникативную перспективу предложения, позволяет актуализировать отдельные слова или словосочетания, выражают сообщение, вопрос или побуждение. Если фраза составляется так, что звучит плавно, ритмично, гармонично, не раздражает слух, то она воспринимается как благозвучная. Это лёгкая, удобная для произношения и приятная для слуха речь. В ней не должно быть стечения одинаковых по качеству звучащих слов типа: «Мы довольны деятельностью детских комнат»»; «Река широка, какОка» и т.п. В ней не должно быть скопления неприятных для слуха звуков (шипящих, свистящих: «Выступающий управляющий говорил о недостаточном количестве семян на пересев погибших площадей» и т.п.), а также трудных для восприятия сочетаний звуков (конъюнктура для контркультуры). В такой речи нет повторов одинаково звучащих частей слов: из-за заместителя…, узнавалилилитераторы и др. Благозвучие нарушают ненужные повторы однокоренных слов в одной фразе типа: Другое дело, что делают это дело по-деловому, несерьезно и т. п. Не создаёт благозвучия наличие в одном предложении коротких или, напротив, длинных слов. Следует чередовать односложные слова с многосложными, а так же короткие фразы с развёрнутыми, что разнообразит тональность речи. Особенно для слуха неприятна речь, перенасыщенная вынужденными вставками ненужных звучаний – «заполнение пустоты» типа «э-э-э» или навязчивым повторением одних и тех же опустошенных по смыслу слов типа «так сказать», «значит», «именно» и т. п. Сочетание интонации в широком смысле – мелодики, ритма, темпа, громкости, пауз и логического ударения – с благозвучием создаёт то движение мысли в живой речи, которое подчеркивает её развитие, усиливает смысловую и эмоциональную выразительность.

Итак, богатство интонации прежде всего создаёт подвижность, выразительность речи. Противоположностью речи, богатой интонациями, мелодикой, является монотонная речь, чаще встречающаяся у выступающих по бумажке. Преодолеть привычку говорить монотонно можно, уяснив, что современная публичная речь отличается естественным разговорным мелодическим рисунком. Но, в отличие от обычной беседы, интонация лектора должна быть ярче и конкретнее.

Приятной для слуха речь становится и тогда, когда выступающий соразмеряет громкость речи с особенностями аудитории и помещения. Неоправданно громкая речь в малой аудитории обычно действует на слушателей раздражающе.

Ясность и чёткость в произнесении отдельных звуков и слов обеспечивается правильной дикцией. Лектора слушают без труда, если он обладает хорошей дикцией. Отчётливо различая все звуки, слова и фразы, слушатели направляют усилия на то, чтобы следить за мыслью оратора.

Таким образом, звучащая речь – основное средство передачи информации и воздействия на аудиторию, поэтому важнейшим качеством хорошего оратора является владение голосом во всей совокупности его качества и возможностей.  

   

1.3 Выразительность речи. Выразительность как признак культуры речи связывается не только с материальной, звуковой её стороной, но и содержательностью. Смысловая выразительность создаётся сочетанием таких компонентов, как точность, богатство и разнообразие употребленных языковых средств, самобытность и оригинальность словоупотребления и др.

Наряду с «точностью предметной», «понятийной» следует учитывать и «точность стилевую». Точность как свойство выразительности речи, как признак «вежливости лектора» связывается, прежде всего, со словом. Слово, как известно, называет не только предметы, но и понятия. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможным, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно вызывались бы у всех соответствующие и точные понятия», - отмечал Л. Н. Толстой.

Точности речи способствуют лингвистические и экстралингвистические факторы. Чтобы точно говорить о чём-то, надо хорошо знать предмет речи во всех его свойствах и проявлениях. Обычно неточности обнаруживаются путём соотношения сообщаемого с фактами действительности. Путь от реальности к слову сложен, многопланов и даже зигзагообразен, о чём свидетельствует природа многозначных слов – полисемантов. Задача лектора – знать эти тонкости, в этом ему окажут неоценимую помощь толковые словари русского языка. Следовательно, точность в значительной мере определяется умелым выбором яркого и наиболее подходящего в данном контексте слова или выражения.

Образцовая речь, кроме того, должна отличаться словесным богатством, умением лектора доходчиво и в тоже время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. Богатство речи определяется, прежде всего богатством словарного и фразеологического запаса человека. Чем шире словарный запас, тем легче он «подыскивает» необходимые слова. Тот, кто хочет научиться говорить свободно и легко, должен много читать, анализировать свою речь и речи лучших ораторов, так как богатство речи – следствие высокой общей культуры, эрудиции лектора и опыта публичных выступлений.

Как известно, коннотативная часть содержания слова имеет способность распространять определенную окраску на весь текст, который и воспринимается соответствующим образом. Для учёта этих закономерностей надо знать, как устроена внутренняя сторона слова, его значение. При составлении текста выступления выбирают слово такое, значение которого соответствует не только обозначаемому, но и данной речи, обстановке, в которой оно произносится. Лектор ставит себя на место слушателей и старается найти такие слова, которые были бы для них более приемлемы. Кроме того, один и тот же предмет, одно и то же явление может иметь в языке несколько слов в наименовании (синонимы). Содержание этих слов отражает разные свойства и явления, различные оценки его говорящим (например, конь и лошадь – не одно и то же, как и храбрый - смелый). Или же сравните слова или словосочетания, называющие одно и тоже действие: объяснить – разъяснить, растолковать, пояснить и т.д. Всякий раз, выбирая из синонимического ряда слово, надо учитывать не только его понятийное значение, но и стилевое, и стилистическое содержание.   

Умение пользоваться синонимическими ресурсами языка – один из показателей богатства и стилистической гибкости речи. Удачный выбор синонима помогает наиболее точно выразить мысль, тогда как неточное словоупотребление может её исказить. Более того, речь, лишенная индивидуальности, синонимического и стилистического разнообразия, утрачивает живость и оригинальность, становится трафаретной. Нетребовательный к себе лектор часто повторяет чужие выражения, широко пользуется надоевшими всем штампами, канцеляризмами. К сожалению, такая речь всё ещё звучит в наших аудиториях, создавая неблагоприятное впечатление о лекторах и их выступлениях.

1.4 Простота и доступность изложения. Эти два качества «хорошей речи» взаимосвязаны, поэтому их лучше характеризовать вместе. Простая речь – это «нетрудная, несложная для понимания» слушателями, то есть доходчивая, популярная для них. Однако, если брать другую сторону коммуникации – говорящего, то для него создание простоты изложения – работа сложная. Следовательно, простота как свойство изложения может раскрываться применительно к слушающим и говорящему. С одной стороны, это - результат большой и трудной работы лектора, создавшего речевое произведение, простое, легкое для понимания слушателями, доходчивое. С другой стороны, это методика сложной работы говорящего, обеспечивающая нужный результат, - простоту изложения.

Чтобы лекция (речь, текст) получила свойства «простоты», необходимо проделать определенную подготовительную работу. Она будет различной при подготовке к учебной и публичной лекции. При этом важно учитывать, что является для лектора главным в каждой части лекции: сообщить информацию, убедить в чём–либо аудиторию или побудить слушателей каким – либо действиям, внушить им что–либо. В зависимости от этого будут определяться языковые и внеязыковые средства, обладающие разными выразительными возможностями.

При создании простоты, доходчивости речи лектору приходится учитывать многое. В первую очередь, важно правильно представлять себе отношение содержания речи и его словесного оформления. Хотя роль языка не самостоятельна и языковые средства – лишь выразители содержания, взаимосвязанность этих двух сторон настолько сильна, что доступность и простота речи лектора являются производными не только содержания, но и ее языкового оформления.

Простоту и доступность речи придают как лексические, так и грамматические, морфолого-синтаксические средства. Научная лекция не ограничивается сообщением, но стремится активизировать ее восприятия, создавать атмосферу творческой мыслительной деятельности слушателей. Поэтому в морфологическом строе такой лекции широко представлены глаголы. Изложение ведется с использованием диалогической формы речевого общения, разговорных конструкций, что способствует простоте и доступности лекции.

Итак, простота публичной лекции – это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах. За ней, прежде всего стоит проникновение в сущность явления, зримое ощущение того, о чем идет речь, умение обо всем сказать своими словами.

 

1.5 Образность и эмоциональная выразительность. Образность и выразительность – тесно взаимосвязанные речевые явления. Выразительная речь, при произнесении которой возбуждаются мысли и чувства слушающих, возникает интерес аудитории к ее содержанию.

Выразительность речи определяется целевыми установками. А. П. Пешковский отмечал, что наряду с «основной целью всякого говорения – сообщением мысли» оно имеет и «особые цели, добавочные» по отношению к основной – воздействие на воображение слушателя и возбуждение в нем эстетических переживаний (художественная речь), воздействие на его волю ( ораторская или рекламная речь) и т. д. Средства языка приспосабливаются к выражению этих добавочных целей и делают речь выразительной. Выразительностью обладают языковые средства всех ярусов, если они умело использованы в речи. На фонетическом уровне мы изменяем высоту, силу звучания, длительность, темп и – в определенных пределах – тембр звучания, тем самым придаем своей речи выразительность. На лексическом уровне выразительность создаётся особенностями словоупотребления. Морфологический и синтаксический уровень дают возможность использования в речи разнообразных вариантов словоформ и синтаксических конструкции. Выразительность речи обусловливается не только языковыми средствами отдельных уровней или всех уровней одновременно. Это качество зависит ещё и от композиционной организации речи в целом.

Выразительность речи воздействует на сознание и чувства слушающих. Следовательно, говоря о выразительности речи, мы не можем не учитывать воспринимающую сторону.

Речь говорящего выразительна, когда в ней выделяется семантически и формально нужная для восприятия и понимания информация.

Чтоб сделать речь выразительной, надо прежде всего хорошо знать язык, обладать умениями и навыками использования языковых средств в речи (имеется в виду использование языковых средств с тем, чтобы слушатель воспринимал мысли, чувства и волю говорящего и сопереживал ему).

Основные средства выразительности обнаруживаются на лексикосемантическом уровне, где выделяют специальные средства – тропы, и на синтаксическом, где речь идёт о так называемых фигурах.

Особенно оживляет речь употребление пословиц, поговорок и крылатых выражений. Пословицы – краткие народные изречения, созданные на основе конкретных образов, поучительных фактов из жизни народа.

В основе смысла каждой пословицы лежит не понятие, в суждение. Поэтому пословицы грамматически оформляются как законченное предложение, простое или сложное: Друзья познаются в беде; Из песни слов не выкинешь; Правда глаза колет; Правда – хорошо, а счастье лучше; И волки сыты и овцы целы и т. д. В отличие от пословиц, поговорки более кратки, могут оформляться не только предложениями, но и словосочетаниями: Коса – девичья краса; В тесноте, да не в обиде; Вольному - воля; Молодо – зелено и др. Пословицы и поговорки позволяют говорящему конкретнее и более кратко выразить содержание и свое отношение к нему, а слушающему – легче воспринять его смысл. Они оживляют речь, умелое использование их создаёт в настроении слушателей разрядку, их охотно используют опытные лекторы.

Другим средством создания выразительности и образности являются крылаьые слова и выражения, то есть вошедшие в нашу речь из произведений краткие цитаты, образные выражения и отдельные слова и словосочетания: А Васька слушает, да ест (И. Крылов); В Европу прорубить окно (А. Пушкин); Человек в футляре; Как бы чего не вышло (А. Чехов) и др.

Итак, образность и эмоциональная выразительность речи придают ей значительную силу воздействия на сознание слушателей. Образность речи позволяет наглядно выразить содержание, облегчает восприятие речи слушающими. Эмоциональность позволяет вызвать сопереживание слушающих и таким образом включить их в активную эмоционально-интеллектуальную деятельность. Образность и эмоциональная выразительность доставляет эстетическое удовольствие слушателю и способствует лучшему пониманию и запоминанию фактического материала. Однако выбирать и употреблять в речи специальные художественные средства – тропы и фигуры – надо осторожно, чтобы они гармонично сочетались со всем речевым строем выступления (лекции), не были инородными элементами, просто пустым словесным украшением его. Образные средства оправданы в речи, если являются уместными, наиболее удачно выражающими мысль, помогающими слушателю более глубоко понять и запомнить. Нельзя допускать, чтобы образные и эмоциональные средства в речи выполняли только роль украшения её, создавали бы только внешнюю красивость. Излишнее употребление таких средств замедляет ход изложения темы, утомляет слушателей, отвлекая их от основного содержания материала.

Таким образом, важным компонентом речевой культуры лектора является не только умение апеллировать к разуму, но и к чувствам слушателей. Как правило, эмоциональность речи повышается за счет интонации иногда за счет мимики, жеста, движения. Ритмически согласованные с интонацией последние помогают выразить эмоциональное отношение говорящего к высказыванию, заразить слушателей этим отношением. Они действуют на зрительный канал восприятия, повышают эмоциональную значимость информации и тем самым способствуют ее лучшему усвоению.

1.6 Краткость речи. Положительным качеством речи является ее краткость, то есть использование минимума языковых средств для выражения максимума содержания. Лаконичность во все времена считалась достоинством устной речи, поэтому стремление выступать кратко и емко должно стать привычкой, хотя говорить с людьми лаконично совсем не просто. Как правило, краткая лаконичная речь – это следствие отличного знания предмета речи, широкой общей эрудиции и тщательной подготовки. Другими словами, краткость – не что иное, как умение освободить речь от всего лишнего. Нарушением краткости являются многословие, засорение речи ненужными словами, пространными рассуждениями по поводу известных истин. Многословие нередко проявляется в злоупотреблении плеоназмами, то есть оборотами, содержащими лишние слова, например, «долгое и продолжительное молчание», «срочны и нетерпящие отлагательства вопросы», «отступить назад на два шага» и др.

К подобным недостаткам относятся и тавтология, повторение сказанного теми же словами, часто однокоренными (следует отметить следующие недостатки, лодки приближались все ближе и ближе).

С другой стороны, речь лектора не должна напоминать телеграфное сообщение. Здесь нельзя нарушать разумную меру, поскольку чрезмерная сжатость речи делает ее неясной.

Таким образом, мастерство устного выступления – это сложный процесс создания и произнесения публичной речи. Митинговая речь, публичное красноречие в настоящее время переживает новый подъем, так как любой гражданин по-настоящему может принимать участие в обсуждении государственных проблем. Иначе говоря, появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека независимо от его социальной принадлежности.

Вышеизложенные рекомендации имеют лишь ориентировочный характер и должны использоваться творчески в ходе выработки своего индивидуального стиля чтения лекций каждым преподавателем или научным сотрудником.

 



2020-02-04 384 Обсуждений (0)
Об основных качествах публичной речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Об основных качествах публичной речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)