Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы для развития речевых навыков



2020-02-04 359 Обсуждений (0)
Материалы для развития речевых навыков 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонетические средства русского языка

Упражнение 1

Ознакомьтесь с извлечениями из книги профессора Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» и ответьте на следующие вопросы: 1) какие факторы влияют на различное оформление речи в фонетико-интонационном, лексическом и грамматическом отношении? 2) какая связь существует между стилями произношения и стилями языка в целом? 3) со стилевой дифференциацией какого уровня языка автор в первую очередь связывает стили произношения?

Огромное значение имеет содержание речи: обиходно-бытовой диалог, выступление на производственном совещании, научная лекция, лирическое стихотворение – всё это в языковом отношении оформляется весьма различно.

Все эти языковые разновидности образуют то, что обычно называется разными стилями литературного языка. Принято думать, что последние отличаются друг от друга лишь в отношение лексики и фразеологии, а также грамматики. Однако это неверно: на самом деле отличия захватывают и область фонетическую, произносительную. Поэтому с полным правом можно говорить о разных стилях произношения…

Отметим, что стили произношения тесно связаны со стилями языка в целом, и прежде всего со стилистическими разграничениями в лексике. Однако отношения произносительных стилей к стилям в лексике не являются прямолинейными и простыми.

В лексике, как известно, выделяется в качестве основного нейтральный стиль

На фоне нейтрального стиля, с одной стороны, выделяются слова высокого стиля, с другой - слова разговорного стиля…

В произношении также выделяются три стиля: основной, нейтральный стиль и ответвляющиеся от него в разные стороны высокий и разговорный стили...

Многим нормам нейтрального стиля произношения нет соответствий в окрашенных стилях. Например, слово дом, стол, вода нога, сказал, дай, хорош, собака, корова произносятся одинаково в любом стиле. Однако некоторые нормы нейтрального стиля произношения имеют свои соответствия в высоком или разговорном стиле.

Так, например, произношение [сонэт], [но]ктюрн, [фонэ]тический характеризует высокий стиль в отличие от нейтрального – [с۸ нет], [н۸]ктюрн, [фание]тический. Или: произношение [ут‘еА] (у тебя), [к۸дА] (когда), т[О]ко (только),[шыис’Ат] (шестьдесят), п’иис’Ат] (пятьдесят) характеризует разговорный стиль в отличие от обычного, нормального, нейтрального [у т’иеб’А], [к۸гдА], [тОл‘]ко, [шъэ‘д’иес’Ат], [п‘ьд’:иес’Ат].  

Упражнение 2

В каком варианте вы произносите приведённые ниже слова? Дифференцируете ли варианты стилистически? В какой речи - официальной или разговорной – допускаете вы безразличное (без какой либо стилевой дифференциации) употребление разных вариантов? В каких случаях, по вашему мнению, допустимый вариант стал вытеснять предпочтительный? О чём свидетельствуют эти факты?

 

Предпочтительный                               Допустимый                                                               

вариант                                                  вариант

    

I.було[чн]ая                                            було[шн]ая

горни[чн]ая                                            горни[шн]ая

гре[чн]евый                                            ре[шн]евый

двое[чн]ик                                              двое[шн]ик

                                                                            

                                                                                                                   

 

моло[чн]ица                                            моло[шн]ица 

непорядо[чн]ый                                      непорядо[шн]ый

пятёро[чн]ик                                           пятёро[шн]ик

трое[чн]ик                                               трое[шн]ик

шапо[чн]ый                                             шапо[шн]ый                                                                           

                                                                          

2.лЕмех                                                   лемЕх

нерОвня                                                  неровнЯ

прИгоршня                                             пригОршня

творОг                                                     твОрог

зАлитый                                               залИтый, залитОй

нАлитый                                                  налИтый

привИтый                                                привитОй

изрешечённый                                         изрешЕченный

сАжень                                                     сажЕнь

дОсыта                                                     досЫта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 наперегонкИ                                            наперегОнки

глЯдя                                                       глядЯ

                                                                                                             

Упражнение 3

Сравните содержание, форму изложения, а также интонационно-мелодическое оформление текстов.

К какому функциональному стилю относится текст «Русский язык»? Какая форма существования русского национального языка представлена в стихотворении «Родная речь»? Обратите внимание на стиль произношения, которым читается «Русский язык» и «Родная речь». Одинакова ли она? Где будет преобладать высокий и нейтральный стили произношения? Где будет естествен разговорный стиль произношения?

Русский язык

Русский язык – язык русской нации, средство межнационального общения народов СССР – принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. Один из шести официальных языков ООН. Р. я. относится к восточнославянской группе языков (см. Славянские языки). Близкородственными Р. я. являются украинский и белорусский языки…

Из многочисленных свойств современного русского литературного языка прежде всего нужно выделить следующее: 1. способность выразить все знания, накопленные человечеством во всех областях его деятельности, смысловую всеобщность, из чего вытекает, что литературный язык применим во всех сферах общения; 2) общеобязательность его норм (см. Норма языковая) как образцовых для всех, кто им владеет и пользуется, независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности 3) стилистическое богатство (см. Стиль)…

Особое место в Р.я. занимают говоры. Имея общерусскую основу, они в то же время имеют особенности, которые распространены лишь на части территории Р.я. Существуют фонетические, грамматические, лексические и иные диалектизмы.

(Из книги «Русский язык. Энциклопедия». - М.,1979).

 

Родная речь

Из вечной бронзы выкован

извечный русский выговор,

чеканное, глубокое 

то аканье, то оканье.

Слова в иной пословице

поются, а не молвятся.

Слова звенят звоночками,

то ечками, то очками.

Вот палочка. И палица:

ударит – слон повалится.

Вот скрипка. Или скрипица:

играет – слезы сыплются.

А речек звоны светлые!

Люблю за ними следовать:

то сетовать над Сетунью,

то с Беседью беседовать.

Певучими – над елками

соловьими прищелками,

родная речь, вызванивай

из каждого названия!

Тобой, как речкой Речицей,

Любая боль излечится,

твои слова, пророчица,

журчат – и слушать хочется.

                            В.Гордейцев

 

Упражнение 4

Ниже приведен список слов, в которых требуется твердое произношение [т], [д], а также [с], [н], [р], [к].Чем, по вашему мнению, обусловлено твердое произношение указанных согласных в этих словах? В каких функциональных стилях обычно встречаются эти слова? Как произносите эти слова вы? Если неверно, усвойте их правильное произношение.

АдеквАтный, альтернатИва, анестезИя, антЕнна, бИзнес, ватерлИния, гантЕль, гЕнезис, геодезИст, гортЕнзия, девальвАция, декольтЕ, дЕльта, дЕнди, детектИв, детерминИзм, диатЕз, диспансеризАция, Индекс, интервИдение, интервьЮ, интернационАльный, интерьЕр, карЕ, кЕмпинг, контЕйнер, кортЕж, коттЕдж, крепдешИн, лАзер, мартЕн, метрополитЕн, миннезИнгер, модЕрн, молибдЕн, нЕтто, орхидЕя

Упражнение 5

Попытайтесь приведенные ниже фразы (а также придуманные вами) произнести возможно большим числом «значащих» интонаций.

Образец для выполнения: фразу Осторожно, пожалуйста, в фонетическом эксперименте информанты произнести 22 интонациями:

1) повествования; 2) утверждения; 3) вопроса; 4) восклицания; 5) просьбы; 6) вежливой просьбы; 7) эмоциональной просьбы;       8) увещевания; 9) повелевания; 10) настойчивого повелевания;     11) поучения; 12) убеждения; 13) предупреждения; 14) угрозы;     15) сильной угрозы; 16) обиды; 17) удивления; 18) изумления;     19) приглашения; 20) различения; 21) перечисления;                       22) сопоставления.

Фразы для упражнения и эксперимента: Проходите, пожалуйста. Хорошо. Здесь очень хорошо. Посмотрите этот фильм. Здравствуйте. До свидания. Мой отец юрист. Какой сегодня день. И обед не обед, когда хозяйки дома нет.

 

Упражнение 6

Попытайтесь отработать произношение отдельных звуков и учесть особенности интонации, ударения при произнесении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

 

Пословицы, поговорки

 

Без труда – нет добра.

Где сосна взросла – там и красна.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Пословица груба, да правда люба.

Лоб что лопата, а ума небогато.

Не болтай наугад, клади слова в лад.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

На острую косу много сенокосу.

Красно поле пшеном, а речь – умом.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Речами тих, да сердцем лих.

Красота приглядится, а ум вперед пригодится.

Учить – ум точить.

С умным разговориться, что меду напиться.

Не спеши карать, спеши выслушать.

К кому сердце лежит, туда оно и бежит.

Безделье – мать всех пороков.

Хвастать не косить: спина не заболит.

Маленькое дело лучше большего безделья.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Всякому мила своя сторона.

Слово – олово.

Бритва скребет, а слово режет.

От одного слова да навек ссора.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Птицу кормом, а человека словом обманывают.

Сладкий язык и змею из норы вытащит.

Доброе слово дороже богатства.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

То же слово, да не так бы молвить.

На льстивые речи не мечись, на грубу правду не сердись.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не дав слова, крепись, а дав, держись.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Загадки

 

Ходит щучка по заводи,

Ищет щучка тепла гнезда,

Где бы щучке – трава густа.

                                 (Коса)

Принялась кума за дело,

Завизжала и запела:

ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

                  (Пила)

Поле-не мерено.

Овцы – не считаны.

Пастух рогат.

            (Небо, звезды, месяц)

Под кочкою крошка –

Только шляпка да ножка.

                  (Гриб)

Повернулось к солнцу

Золотое донце,

В донце – оконцы,

В оконцах – щелкунчики,

Щелкунчики – грызунчики.

                   (Подсолнух)

На шесте – дворец,

На дворце – певец.

                (Скворечня)

Новая посуда, а вся в дырах.

                (Сито)

Белое одеяло

Землю покрывало,

Солнце припекло –

Одеяло потекло.

            (Снег)

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю гуляла,

Бусы растеряла,

Солнце припекло –

Все подобрало.

         (Роса)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

         (Мотоцикл)

Сто одежек и все без застежек.

                               (Капуста)

Красна девица сидит в темнице,

Коса на улице.

            (Морковь)

Пришла панья

В красном сарафане –

Как стали раздевать,

Давай плакать и рыдать.

                       (Лук)

Мается, мается,

Придет домой – растянется.

                          (Топор)

Два подъячих

Водят Марью вертячу.

                    (Петли и дверь)

 

Скороговорки

В поле полет Поля просо.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала,

пойдет к Лавру – на Фрола наврет.

Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.

В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха,

редька с квасом, редька с маслом да редечка так.

Около кола колокола.

Клава клала лук на полку, угощала им Николку.

Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Волки рыщут – пищу ищут.

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок – Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

Упражнение 7

Проанализируйте приведенные стихотворные тексты с точки зрения использования в них как стилистического приема разных видов звуковой инструментовки.

 

1. Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой. (А.Пушкин)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

2. Так будто грома грохотанье-

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой. (А.Пушкин)

 

3. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны. (М.Лермонтов)

 

4. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев)

 

5. И вот она грохочет –

Сталь по стали –

Индустрия на собственном ходу.

Иду-у! Иду-у!

Раскатисто и ходко

По магистральным шпарит

колеям!... (Е.Исаев)  

 

6. Я в деревне Лазаревке живу,

вдоль по Лазаревке странствую…

Ты пошли мне, Лазаревка, жену,

Как ты, Лазаревка, ласковую… (Б.Окуджава)

 

7. Осенний холодок. Пирог с грибами.

Калитки шорох и простывший чай.

И снова

неподвижными губами 

короткое, как вздох:

«Прощай, прощай…» (Б.Окуджава)

 

8. С приплеска несло песок, больно стегало в лицо,

ослепляя воспаленные глаза. (В.Шишков) 



2020-02-04 359 Обсуждений (0)
Материалы для развития речевых навыков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы для развития речевых навыков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)