Тема №1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ КРИМИНОЛОГИИ
ФГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КРИМИНОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования Составитель: Р.А. Белевский
Орел ОрЮИ МВД России 2010 УДК 34С51 ББК 67.99(2)8 К82 К82 Криминология: учебно-методическое пособие для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования (набор 2007 года), специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность / сост. Р. А. Белевский. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 31 с.
В учебно-методическом пособии сформулированы методические указания по проведению аудиторных занятий по криминологии, содержатся тематический план изучения дисциплины, планы практических занятий, задания на самоподготовку, вопросы к экзамену по дисциплине. Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования (набор 2007 года), специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность.
Учебно-методическое пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры уголовного права «22» сентября 2010 г. Протокол № 17.
УДК 34С51 ББК 67.99(2)8
© ОрЮИ МВД России, 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 4 ЛИТЕРАТУРА 6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 7 АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 10 ТЕМА 1 10 ТЕМА 3 12 ТЕМА 10 13 ТЕМА 11 16 ТЕМА 12 18 ТЕМА 14 19 ТЕМА 16 23 ТЕМА 18 25 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 28
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине "Криминология" для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие, предмет, методы и задачи криминологии | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | История криминологии, основные криминологические теории | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Преступность и ее основные характеристики | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Детерминанты преступности | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Личность преступника | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Механизм совершения конкретного преступления | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Основы проведения криминологических исследований | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Предупреждение преступности | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Криминологическая характеристика преступлений против личности | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Основы борьбы с терроризмом. | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Криминологическая характеристика коррупционной преступности | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Криминологическая характеристика преступлений против собственности | 18 | 16 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности. | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Криминологическая характеристика организованной преступности | 12 | 10 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних и молодежи | 10 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности | 12 | 10 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по дисциплине | 160 | 144 | 16 | 4 | 6 | 6 |
Примечание:
1. В данном семестре выполняется контрольная работа, которая является условием допуска к экзамену.
2. Итоговая форма контроля – экзамен.
ЛИТЕРАТУРА
обязательная (основная)
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. (с поправками от 30.12.2008.) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства Российской Федерации- 08.01.2001.- № 2.- Ст. 163.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу для СССР 15.09.90) // Сборник международных договоров СССР.- Выпуск XLVI.- 1993.
4. Международный пакт от 19.12.1966 г. “О гражданских и политических правах” // Бюлл. Верховного Суда Российской Федерации. -1994.- № 12.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. (в ред. от 10.08.2010.)
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. от 01.07.2010.)
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 27.07.2010. N 195-ФЗ.)
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ (в ред. от 1.12.2007 г.).
9. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 26.02.2006 № 35-ФЗ (в ред. от 22.12.2008 N 272-ФЗ).
10. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.1991 г. № 1026-1 (в ред. от 22.07.2010 N 156-ФЗ, N 157-ФЗ,).
11. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 N 163-ФЗ).
12. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (в ред. от 05.04.2010).
13. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008 № 54-ФЗ).
14. Об утверждении Положения о национальном центральном бюро Интерпола: Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190 // Российская газета, № 202, 22.10.1996. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 г. N 334).
15. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД РФ от 16.09.2002г. № 900 // Российская газета, № 225, 27.11.2002. (в ред. от 12.04.2007.)
16. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19 (в ред. Приказа МВД РФ от 29.01.2009 N 60).
17. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 22 декабря 2008 г.
18. Национальная стратегия противодействия коррупции. // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.
19. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. // Утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460).
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
21. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100) (с изменениями от 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г.)
22. Директива № 1дсп от 26.12.2009. «18. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, ФМС России в 2010 году».
23. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году. Аналитические материалы. - М., 2010 г
24. Криминология: учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 2010.
25. Криминология: Учебник для студентов вузов (под ред. Аванесова Г.А.) Изд. 4-е, перераб., доп. – М. Юнити Дана, 2007.
26. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008.
27. Криминология: Учебник / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Логос, 2007.
28. Криминология: Гилинский Я. И. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2009 г.
29. Долгова А.И. «Криминология: Учебник для вузов - 4-е изд., перераб. и доп. – М., Инфра-М Норма, 2010.
30. Криминология: Учеб.пособие / Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Проспект, 2009. – 328 с.
31. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунеева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., Волтерс Клувер, 2005.
32. Криминология. Учебник пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред.: Иншакова С.М., Симоненко А.В.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 223 c.
33. Криминология: Учебник / Под ред. д.ю.н. В.Н. Бурлакова, д.ю.н. Н.М. Кропачева. - СПб.: Питер, 2002.
34. Гилинский Я. Криминология.: Курс лекций. - СПб.: Питер., 2002.
35. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. Изд. 4-е, испр., доп. - М.: «Щит-М», 2004.
36. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. - М.: Юрист, 2003.
37. Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И. Зарубежная и российская криминология. // Правоведение. - М., 2000. - № 4.
38. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.
39. Васильчикова Н.В.,Кухарук В.В. Криминология: Конспект лекций.-М.:Юрайт-Издат, 2007. – 144 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Предлагаемое учебно-методическое пособие подготовлено в соответствие с тематическим планом курса "Криминология" и имеет своей целью способствовать лучшему усвоению основных положений курса на лекциях, практических занятиях и на самоподготовке.
Изучение курса "Криминология" - необходимая составная часть подготовки высококвалифицированных специалистов органов внутренних дел. Усвоение этого курса позволяет сформировать научно обоснованный подход к проблеме преступности, наиболее эффективного воздействия на нее путем сочетания уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступление, и активной профилактической деятельности, направленной на устранение причин и условий преступности. Только на основе такого сочетания борьба с преступностью может дать реальные результаты. Криминологические знания необходимы работникам всех служб и подразделений органов внутренних дел, участвующих в борьбе с преступностью, поскольку профилактика преступлений является их общей задачей.
Глубокое понимание социальной природы преступности, особенностей лиц, совершивших преступление, и механизм индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания облегчают работу по выявлению уже совершенных преступлений, помогают установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального воздействия.
Криминологическая подготовка работников ОВД вооружает их необходимой информацией о преступности и других правонарушениях, а также умениями и навыками: оценки криминогенной ситуации на обслуживаемой территории, проведения прикладных криминологических исследований, организации взаимодействия различных служб в осуществлении профилактической работы, планирования этой работы, учета и оценки ее результатов.
При изучении данного предмета слушателям следует использовать учебники по криминологии, а так же дополнительную литературу, указанную в настоящем пособии.
Особое внимание необходимо уделять лекциям, объяснениям преподавателя, активно использовать современные публикации - работы по криминологической проблематике, журнальные статьи и газетный материал, ведомственную нормативную базу по вопросам борьбы с преступностью.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Практические занятия преследуют цель закрепления полученных теоретических званий. На практических занятиях слушатели должны демонстрировать прочность полученных знаний, применяя их при решении задач. Задачи необходимо решать в письменном виде. По неясным и спорным вопросам полезен обмен с товарищами.
Вы будете так же работать с архивными уголовными делами, составляя справки характеристики на обвиняемых, со статистическими материалами, предусмотренными по соответствующей изучаемой теме.
Активная работа на практическом занятии предполагает непосредственное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов. Важно внимательно следить за выступлением других слушателей, отмечая пробелы, неточности и ошибки в высказываниях. Подобная работа углубляет и закрепляет знания изучаемого предмета.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Она занимает центральное место в методике учебного процесса и относится к основному методу познавательной деятельности в ходе всех видов и форм учебных занятий во внеаудиторное время, что делает этот процесс познания непрерывным.
Самостоятельная работа по своей сущности является органическим взаимодействием разрозненных приемов обобщения и анализа, классификации и систематизации, запоминания и воспроизведения, осуществления закономерных связей теории и практики. В процессе самостоятельной работы вам необходимо овладеть комплексом необходимых знаний и навыков, на основе которых формируется и утверждается понимание, что не только в учебной, но и в будущей практической работе этот вид деятельности станет основным.
Самостоятельная работа это выполнение комплекса заданий кафедры.Это проработка лекций, подготовка к аудиторным занятиям, экзаменам. Важное требование к организации самостоятельной работы - это последовательность, упорядоченность.
Одним из важных условий приобретения навыков самостоятельной работы слушателя является методическая помощь со стороны кафедры, ее преподавателей. Важное место в процессе самоподготовки занимают консультации.
Консультация - это новые возможности для самостоятельного анализа. На кафедре имеется график консультаций, проводимых преподавателями.
Самостоятельная работа может быть продуктивной лишь тогда, когда слушатель активно участвует в анализе учебного материала, ставит вопросы, моделирует и активно предлагает свою позицию на семинаре, практическом занятии. В центре такого подхода осмысленное видение проблем, умение сделать вывод, выявить основное звено, аргументировать свою позицию.
ЭКЗАМЕН
Экзамен - это и контроль знаний, и проверка эффективности самостоятельной работы. В сравнении с различными видами учебных занятий экзамен обладает определенной спецификой. Это, завершающий этап изучения курса, и ним связано окончание сессии, перевод на следующий курс и т. д.
Успех сдачи экзамена во многом зависит от предшествующей подготовительной работы. В целом подготовка к экзаменам - это та же технология работы с конспектами, записями, книгами. Тот же процесс осмысления, усвоения, запоминания, использование этого в виде выступления.
Надо уяснить примерные требования к структуре ответа на экзамене:
а) небольшое вступление, т. е. сущность вопроса, его источники, исторический экскурс (если есть в этом необходимость);
б) в главной части акцент должен быть сделан на содержании вопроса, раскрытии основных его направлений.
в) обобщающий вывод в виде небольшого заключения.
Начните с учебной программы. Найдите в программе раздел, касающийся вашего вопроса. Дальше можно:
а) написать свое выступление полностью;
б) составить тезисы выступления;
в) составить развернутый план своего ответа.
Следует знать, что свой ответ можно начинать с плана, схемы проблемы и пути ее анализа, а затем приступайте к выступлениям. Это обозначит, по сути дела, сущность поэтапному ее раскрытию. По ходу акцентируете внимание на главном. Не следует пытаться выдать больше информации за счет ускорения темпа, правда, и замедлять его до неприличия не стоит.
При выставлении итоговой оценки преподаватель учитывает объем и качество изложенного материала, владение этим материалом и его составными частями, понимание взаимодействия между отдельными частями, умение связывать теоретические положения с решением практических задач, насколько слушатель владеет определениями, категориальным аппаратом изучаемого предмета.
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема №1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ КРИМИНОЛОГИИ
2020-02-04 | 205 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тема №1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ КРИМИНОЛОГИИ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы