Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика курсовых работ



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
Тематика курсовых работ 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания

По написанию курсовых работ

Кафедра Экономической теории и инвестирования
   
Дисциплина Микроэкономика
   
Специальность(и) Все экономические специальности
   

 

 

Дата введения в учебный процесс МЭСИ

 

 

Сведения о разработчиках  
   

 

 


Введение

Курсовая работа по «Микроэкономике» представляет собой ре­зультат самостоятельной работы студента за семестр по определен­ной теме изучаемой дисциплины, заключенный в специальную фор­му изложения в соответствии с указанными в данном пособии тре­бованиями.

Курсовая работа - это первая проба пера студента, подготови­тельная ступень к написанию дипломной работы.

Она является важным этапом в процессе всего процесса обучения:

§ приучает студента к исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения ее;

§ является важным звеном в глубоком усвоении положений, выво­дов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний;

§ приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал;

§ помогает в дальнейшем при написании итоговой дипломной работы на этапе окончания учебы в вузе.

Такая работа готовится студентом самостоятельно в течение всего семестра.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством препо­давателя. Выполненная работа сдается для проверки. После положи­тельной ее оценки преподавателем она должна быть защищена.

На начальном этапе написания курсовой работы студент согласо­вывает с преподавателем план работы, представляет (на усмотрение преподавателя) черновой вариант. После выполнения всех доработок по содержанию, форме изложения и порядку оформления работы студент готовит «чистовой» вариант работы и сдает ее на кафедру ТРЭиИ для рецензирования.

Защита курсовой работы осуществляется строго до начала экза­менационной сессии, как правило, во время зачетной недели. Более точно время защиты курсовой работы назначается либо специаль­ным учебным отделом, определяющим порядок учебного процесса в целом в вузе, либо по согласованию с преподавателем.

По итогам защиты работы - студент получает оценку, которая ста­вится в зачетную книжку студента в разделе «Курсовые работы». Оценивает курсовую работу, в основном, тот же преподаватель, ко­торый читает лекционный курс и принимает экзамен по данной дис­циплине.

К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь те сту­денты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре теории рыночной экономики и инвестирования (ТРЭиИ).

К числу основных критериев при оценке курсовой работы отно­сятся следующие:

- грамотное логичное изложение содержания основных вопросов
темы;

- самостоятельный подход к подбору, анализу использованных
источников;

- элементы исследовательского подход при анализе использован­
ной литературы;

- обоснование собственной точки зрения на рассматриваемые про­блемы и явления;

- грамотное оформление работы в соответствии с предъявляемыми
требованиями.

Объем работы составляет 25-30 страниц машинописного текста. Рекомендуемый интервал - двойной. Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта- 14.

 

Основные этапы написания курсовой работы:

1. Подготовительный этап

выбор темы курсовой работы;

подбор и изучение литературы;

составление плана работы;

собрание и систематизация отобранного материала, обработка
фактического и статистического материала;

Основной этап

написание самой работы, соблюдая логику и последователь ность изложения в соответствии с планом работы;

формулирование выводов по итогам работы;

Заключительный этап

•   оформление работы, строго придерживаясь предъявляемых
требований

•   подготовка к защите курсовой работы.

Подготовительный этап

1.1.Выбор темы курсовой работы.

Верный выбор темы курсовой работы для студента очень важен, поскольку правильно выбрать тему работы, по сути, означает напо­ловину обеспечить ее успешное выполнение. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и во­обще возможность ее выполнения.

Курсовая работа по «микроэкономике» выполняется по сущест­вующему учебному плану в первом учебном семестре практически по всем специальностям.

Первый семестр - сам по себе труден для многих в плане адапта­ции: новая обстановка, новые преподаватели, отличающаяся от школьной схема учебного процесса, совершенно иные требования к студентам и новые формы обучения.

Названия большинства дисциплин, в том числе и «микроэкономи­ки», требуют дополнительного осмысления и привыкания.

Все эти факторы создают определенный, часто настораживающий психологический настрой. Поэтому уже на вводной лекции по мик­роэкономике и на первых семинарских занятиях преподаватели ста­раются познакомить студентов с основными направлениями по мик­роэкономике, чтобы у студента сложилось хотя бы общее представ­ление об изучаемой дисциплине, чтобы проще было сориентировать­ся в правильном выборе темы курсовой работы. Вот почему важно внимательное восприятие лекционного и практического материала с первых дней обучения.

И тем не менее, даже при серьезном отношении к изучению ука­занной дисциплины, решения при выборе темы курсовой работы принимаются весьма неоднородно. Причин тому много. Здесь же мы остановимся лишь на некоторых из них.

Во-первых, мотивация у всех студентов при выборе темы курсо­вой работы различна:

одни исходят из чисто практических соображений: рано или поздно, а писать курсовую работу все равно «надо», поэтому стремятся побыстрее решить эту проблему и «защититься»; эта категория студентов берет тему часто «какую попало», наугад, лишь бы как можно раньше свалить этот груз с плеч;

другие берут тему наиболее знакомую или, по их мнению, наибо­лее легкую;

третьи, используют, так называемый подход «от обратного»,
который предполагает выбор темы, исходя из имеющейся у студента литературы по данной теме;

четвертые выбирают ту тему, которая представляет наибольший
познавательный интерес у студента и т. д.

В этом случае, в наиболее выигрышной ситуации, как показывает опыт, оказываются те студенты, у которых на первом месте при вы­боре темы среди остальных мотивов стоит интерес. Поскольку при данном подходе, как показывает опыт, сам процесс выполнения кур­совой работы уже не кажется «тяжелой повинностью» и выполняется с хорошим психологическим настроем.

Иными словами, можно смело утверждать, что «чем тема работы интереснее, тем легче данная работа выполняется и тем больше пользы лично для студента она принесет».

Кроме того, если тема курсовой работы ее автору интересна, она может послужить в дальнейшем предметом уже более серьезного изучения и даже научного исследования.

Поэтому критерий интереса, познавательного интереса реко­мендуется в качестве одного из основных при выборе темы курсовой работы.

Во-вторых, кто психологически быстро адаптировался в вузе и сразу пытается вникать в сущность изучаемой дисциплины, быстро ориентируются при выборе темы работы. А кто чувствует неуверен­ность в себе, очень долго настраивается на рабочий лад, всячески оттягивают момент начала выполнения курсовой работы. В итоге, когда семестр подходит к концу начинается, невероятная спешка.

В этом случае, хочется посоветовать побыстрее определяться с выбором темы курсовой работы, потому что «чем дольше Вы про­ тянете времени с выбором темы курсовой работы, тем меньше времени останется на ее подготовку, и тем больше трудностей возникнет накануне сдачи экзаменационной сессии».

Ниже предлагается тематика курсовых работ по «микроэкономи­ке», разработанных и утвержденных на кафедре ТРЭиИ.

Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой теории рыноч­ной экономики и инвестирования (ТРЭиИ) избавляет студентов от

расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую ра­боту вообще не по курсу микроэкономики, а по другим родственным ему дисциплинам.

Темы работ по микроэкономике составляются таким образом, чтобы они не совпадали с темами учебной литературы и нацеливали студента на самостоятельную разработку методологии и содержания проблемы.

В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедры.

При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и туже тему только два- три студента.

Однако в этих случаях надо помнить, что выбор одинаковой темы курсовой работы из предложенного списка несколькими студентами, а также ее изменение или замена в ходе выполнения допустим толь­ко по согласованию с преподавателем, которому студент будет «за­щищать» свою курсовую работу.

При выборе темы курсовой работы можно ориентироваться на близость темы к профилю будущей специальности, поскольку в этом случае успешно выполненная курсовая работа окажет дополнитель­ную помощь в приобретении знаний по специальности и использова­нии этих знаний в дальнейшем на практике.

Можно рекомендовать студенту выбирать тему из тех разделов курса по микроэкономики, которые уже изучены, так полученные знания помогут ему лучше представить содержание и основные во­просы избираемой темы и, естественно, успешнее написать всю письменную работу.

Тематика курсовых работ

1. Микроэкономика в системе экономических знаний.

2. Методы микроэкономической теории: возможности, границы и
эффективность.

3. Особенности отечественной рыночной экономики.

4. Законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических
рынков.

5. Рыночный механизм и рыночное равновесие.

6. Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и
проблема измерения.

7. Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения.

8. Виды эластичности и практическое использование показателей
эластичности.

9. Виды паутинообразных моделей, их специфика и особенности.

10. Стратегии рыночного поведения рационально действующего по­требителя.

11. Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.

12. Формы и методы регулирования рынка в современных развитых
странах.

13. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулирова­нии рынка.

14. Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в Рос­сии.

15. Проблема потребительского выбора и способы максимизации
полезности.

16. Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике.

17. Проблема мотивации рыночного поведения фирмы.

18. Содержание, функции и результаты производственной деятельности фирмы.

19. Сущность, модели и границы применения метода производст­венной функции.

20. Предпринимательство как фактор производства в современных
условиях.

21. Издержки производства и их виды.

22. Трансакционные издержки в современной рыночной экономике.

23. Способы определения эффективного размера предприятия в зависимости от состава и величины издержек.

24. Способы максимизации прибыли предприятия.

25. Доходы фирмы и их виды.

26. Основные проблемы фирм при росте масштабов производства.

27. Предпринимательский риск и способы его измерения.

28. Теория монополии и проблема рыночной власти.

29. Регулирование на рынках с монопольной властью.

30. Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии.

31. Роль рекламы в современных условиях на рынке монополистиче­ской конкуренции.

32. Современное состояние рынка монополистической конкуренции
в России.

33. Основные модели олигополии.

34. Роль олигополии в современной рыночной экономике.

35. Место олигополии в современной отечественной экономике.

36. Ценовая дискриминация: экономическая природа, виды и место в
рыночной экономике.

37. Основные характеристики рынков факторов производства.

38. Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской
экономике.

39. Проблема оптимального соотношения и использования ресурсов
в производстве.

40. Состав, состояние и перспективы развития рынков факторов
производства в российской экономике.

41. Основные модели на рынке труда и их особенности.

42. Теории заработной платы XX века.

43. Сущность, виды, показатели и системы заработной платы в мик­роэкономических моделях рынка труда.

44. Проблема соотношения монополии и монопсонии на рынке труда.

45. Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий
капитал.

46. Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода.

47. Проблема экономической ренты в микроэкономике.

48. Особенности ценообразования на земельном рынке.

49. Особенности влияния ставок ссудного процента на состояние
микроэкономических рынков.

50. Сущность ренты, ее виды и проблема земельного налога.

51. Рынки капиталов и их влияние на формирование состава и видов
реальных инвестиций предприятий.

52. Проблема благосостояния потребителей.

53. Модели капиталовложений фирмы и способы оценки ее инвестиционных перспектив.

54. Взаимодействие микрорынков и проблема равновесия.

55. Проблема неравенства в России.

56. Роль государственного регулирования в решении проблемы не­
равенства и распределения.

57. Проблема распределения доходов на микроуровне.

58. Экономический выбор в условиях риска.

59. Принцип Парето как показатель эффективности использования
ресурсов.

60. Критерии общественного благосостояния.

61. Проблема внешних эффектов в экономике.

62. Анализ причин неэффективности отдельных микрорынков.

1.2. Составление списка использованной литературы и работа с ним.

После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. При написании работы студент:

-   во-первых, ориентируется на основной список литературы, рекомендованной кафедрой ТРЭиИ в рабочей программе  по курсу
«Микроэкономика» и планах семинарских занятий по соответствующим темам;

-   во-вторых, самостоятельно подбирает необходимый материал.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к
которым примыкает тема, а затем уже вести самостоятельный поиск
нового материала.

Правильный поиск литературы - труд непростой: из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы надо отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Кроме того, следует помнить, что даже по беглому просмотру представленного списка использованной литературы еще до изуче­ния самого содержания работы у проверяющего складывается первое впечатление о том, насколько серьезно студент подошел к выполне­нию курсовой работы.

Составленный студентом список использованной литературы (или иными словами использованная им библиография по теме выпол­ненной работы), его содержательность, многообразие, порядок оформления служат одним из показателей самостоятельной творче­ской работы студента.

Основные направления самостоятельного поиска информации для написания курсовой работы:

■ учебные издания;

■ монографии (научные труды);

■ официальные документы и статистические справочники;

■ периодические издания, публикующие материалы по проблемам
рыночной экономики.

К таким изданиям можно отнести следующие журналы и газеты: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Мировая экономика и международные отноше­ния», «Эксперт», «Компании и рынки», «Финансы», «Коммерсант», «Известия», «Экономика и жизнь» и т.д.

■  Интернет-ресурсы (официальные сайты, особенно, когда используются статистические данные, чтобы была гарантия достовер­ности информации).

Библиографический поиск литературных источников следует на­чинать с изучения библиографического каталога в библиотеке МЭСИ, включая электронную библиотеку вуза.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них кар­точки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний.

Осуществлять просмотр можно начать с разделов «Микроэконо­ мика», «Экономика», «Экономическая теория», «Рынок».

Студент при отборе литературы должен найти в систематическом каталоге указанный раздел, а в нем - тему, соответствующую его кур­совой работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.

Например, в системном каталоге библиотеки МЭСИ, это ячейка №330, 338 и др.

По такому же пути можно идти и при изучении периодической печати. Овладев подобными общими навыками поиска необходимого материала студенту проще будет ориентироваться в огромном потоке информации всемирной паутины (в Интернете).

Кроме того, при подборе фактического материала из журнальных статей целесообразно использовать следующие приемы:

— берется последний номер журнала за истекший год (например, №12 «Российского экономического журнала» за 2003г), в котором, как правило, напечатан список всех опубликованных статей
за год, и анализируются названия статей в соответствии с вы­
бранной темой. Затем уже более подробно изучается содержание
в заинтересовавшей статье с выделением необходимого мате­
риала по теме курсовой работы;

-   изучение периодической литературы следует начинать с работ,
опубликованных в последние годы и наиболее полно раскры­вающих вопросы курсовой работы, а только затем переходить к
более ранним изданиям.

Основные этапы изучения литературы по теме курсовой работы:

• общее ознакомление с монографией в целом по ее оглавлению;

• беглый просмотр всего содержания;

• чтение в порядке последовательности расположения материала;

• выборочное чтение какой-либо части;

• выписка представляющих интерес материалов;

• критическая оценка записанного, его редактирование;

• «чистовая» запись как фрагмент текста будущей курсовой работы.

Некоторые советы по поиску и работе с литературой:

n Не надо сдаваться при первых попытках «провала», когда кажет­ся, что «ничего по выбранной теме нет» или когда студент начинает утверждать, что необходимых сведений в доступной ему литературе нет. Основные вопросы по каждой из тем, предложенных студенту на выбор, всегда имеются в опубликованной литературе. Подобные затруднения возникают, когда студент пытается найти аналогичную названию темы или разделов работы трактовку названия статьи или монографии.

■ Не стоит полагаться на наличие всего необходимого материала дома, даже если хорошо владеете навыками поиска информации в Интернете.

Рекомендуется поработать по поиску информации в библиотеке вуза или в других библиотеках, потому что:

-   во-первых, в библиотеке вуза в случае трудностей можно обратиться за советом к сотрудникам библиотеки;

-   во-вторых, данные навыки работы по поиску литературы
окажут неоценимую помощь в дальнейшем при написании
курсовых работ на следующих курсах, дипломной работы, а
также и после окончания вуза.

■ Статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая
выписки. При этом обязательно на таких выписках точно указывать
источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно
было найти.

■ Записи лучше делать на отдельных листках. Содержание записей
на каждом листе должно относиться только к одному вопросу рабо­ты. Затем листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и
расположить таким образом, чтобы получилось последовательное
освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут лучше усвоить содержание проблемы.

■ Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то
можно делать выписки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

■ В черновом варианте курсовой работы рядом с выписками из
книг и журналов желательно выделять подчеркиванием важных
слов текста,
делать свои письменные замечания по поводу прочи­танного материала, сразу записывать свои идеи, которые появляются
в процессе изучения материала.

■ При изучении литературы по выбранной теме используется не
вся информация,
в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы и потому является
наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки про­читанного является возможность его практического использования в
своей курсовой работе.

1.3. Определение плана работы.

После того, как студент определился с выбором темы, подобрал и изучил необходимую литературу, следующая очень важная задача подготовительного этапа - составление тщательно продуманного плана курсовой работы.

Составление плана для студентов и его правильное оформление вызывает, как показывает практика, еще большие затруднения, чем выбор темы курсовой работы.

План - это основа работы, и от того, как он составлен, будет за­висеть уровень всей письменной работы.

Задача плана в курсовой работе - способствовать более полному раскрытию ее основных вопросов.

Важность правильно составленного плана работы заключается в следующем:

Во-первых, следует знать, что грамотно составленный план значи­тельно облегчает весь процесс написания работы, придает содержа­нию работы логичный стройный характер.

Во-вторых, правильно составленный план служит одним из кри­териев оценки студента. Поскольку служит в данном случае показа­телем самостоятельности мышления студента, уровня его подготовки к творческой аналитической работе в целом и по данному предмету, в частности.

Порядок составления и оформления плана следующий:

• При оформлении план пишется на отдельной странице.

• Порядковые номера частей плана при оформлении не ставятся.

• С правой стороны указываются номера страниц, соответствующих пунктов плана.

• Первой страницей считается титульный лист, страница №2 - сам
план. Таким образом, в плане нумерация начинается с « Введения», которое соответствует странице №3.

• После «Введения» следует основная часть плана, которая пред­ставлена в свою очередь в виде глав.

• Каждая глава включает в себя два-три параграфа.

• За основной частью следует «Заключение».

• Завершает структуру плана «Список использованной литературы».

• Кроме того, после «Списка использованной литературы» возмо­жен раздел «Приложения» (при наличии такового).

Общая структура плана курсовой работы:

1. Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список использованной литературы.

Пункты первый, третий и четвертый являются общими в структу­ре любого плана по любой теме.

Поэтому основная задача студента состоит в том, чтобы опреде­лить два-три вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Как правило, основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Допустимы в курсовой работе и три (в редких случаях четыре) главы, однако в этом случае желательно проконсультироваться с преподавателем. При этом важно определиться, «не распыляется» ли автор при раскрытии темы работы так называемым второстепенным материалом, «не уходит ли в сторону» от решения тех задач, кото­рые он поставил перед собой и которые обозначены во введении.

Название каждой главы представляет собой формулирование ос­новной проблемы, которая рассматривается в данной главе.

Далее желательно конкретизировать план работы, разбив основ­ные вопросы (главы) на пункты и подпункты. Основные пункты и подпункты глав, которые помогают лучше рассмотреть указанную проблему, имеют форму параграфов.

Все названия должны быть краткими, «четкими», формулирующи­ми сущность (самое главное, основное) рассматриваемого вопроса.

Ниже предлагается один из вариантов названия части курсовой работы по теме «Основы теории поведения потребителя» в соответ­ствии с предложенными выше рекомендациями:

Глава 1. Теория полезности: понятие и основные подходы.

1.1. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

1.2. Кардиналистский и ординалистский подходы.

1.3. Правило максимизации полезности.

И далее предлагается вариант составленного плана курсовой ра­боты по теме «Основы теории потребительского поведения» в пол­ном объеме.

На примере предложенного варианта так же показано, как должен быть оформлен данный план работы с перечислением его основных час­тей, порядком их очередности, правилами обозначения данных частей.

Поскольку на практике, студенты часто представляют план в весьма произвольной форме по незнанию или по небрежности.

Поэтому рекомендуется придерживаться единых правил при оформлении данной части работы.

Примерный вариант плана по теме «Основы теории поведения потребителя»

План:

Стр.

Введение.................................................................... ………………..    3

Глава 1. Теория полезности: понятие и основные подходы

1.1.Понятие общей и предельной полезности. Закон

убывающей предельной полезности...................... …………………   4

1.2. Кардиналистский и ординалистский подходы……………… 9

1.3 .Правило максимизации полезности................ ………………….  14

Глава 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения по­требителя.

2.1. Кривые безразличия. Предельная норма замещения………..  17

2.2.Бюджетная линия. Реакция потребителя на изменение дохода..22

    

2.3. Определение оптимума потребителя............. …………………. 27

Заключение............................................................... 30

Список использованной литературы..................... 31

Приложения.............................................................. 32

Отдельные советы при составлении плана:

1. Не следует торопиться, когда приступаете к работе по со ставлению плана работы. Можно с уверенностью утверждать, что
план, составленный «наспех», обязательно придется переделывать.
При составлении плана автор должен себе представлять хотя бы общую картину того, о чем он будет писать в своей курсовой работе,
на каких основных вопросах рассматриваемой проблемы собирается
остановиться более подробно.

2. Прежде чем приступать к составлению плана, важно внима тельно изучить основную литературу по теме курсовой работы,

чтобы определиться, какие основные положения будут рассматри­ваться в работе.

3. Если на начальном этапе составления плана возникают серьез­ные затруднения и ничего «не идет на ум», не следует паниковать и
«опускать руки».
Обычно хорошую помощь в этом случае оказывает
обращение к экономической литературе, особенно к монографиям
(научным трудам и исследованиям), учебникам. При этом стоит обращать внимание на форму составления оглавления или содержания
рассматриваемого печатного издания.

4. На первом этапе лучше составить несколько подробных рабо­ чих вариантов плана (хотя бы два). После повторного прочтения и
тщательного анализа таких вариантов очень часто случается, что ав­тор какие-то пункты плана объединяет, какие-то, наоборот, выделает,
что-то убирает вовсе. В итоге подобной работы у автора курсовой
работы выстраивается стройная логичная схема (или план работы),
которая облегчает весь последующий труд по написанию курсовой
работы в целом.

5. Если возникают серьезные затруднения и в голове «полный ха­
ос» на данном этапе написания курсовой работы, рабочий вариант
(или варианты) плана представляется для согласования преподава­ телю по микроэкономике,
который консультирует студента. По­скольку, если на данном этапе все пустить «на самотек» и начинать
процесс написания основного содержания работы без консультации с
преподавателем, то в этом случае очень велика вероятность того, что
курсовая работа, сданная на проверку, будет полностью отправлена
на доработку, начиная, в первую очередь, с составления плана.

II. Основной этап

написание самой работы, соблюдая логику и последователь­ ность изложения в соответствии с планом работы;

формулирование выводов по итогам работы.

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (циф­ровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы.

Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения.

Общая логическая схема написания курсовой работы: Обоснование актуальности выбранной темы работы ----------                                             Постановка цели и конкретных задач в ходе написания работы ------Определение объекта и предмета исследования ----------- Выбор и использование основных методов написания работы ----------- Написание самого содержания работы ------------- Формулирование выводов и подведение итогов работы

Излагать содержание работы следует, придерживаясь составлен­ного плана и общей логической схемы, представленной выше.

Процесс написания курсовой работы по составленному плану Введение.

Первым пунктом плана в курсовой работе всегда стоит «введе­ ние». Введение - весьма ответственная часть в курсовой работе.

Обычно в этой части курсовой работы студент пишет об актуаль­ности выбранной им темы, о поставленных цели и задачах. Это обычно делается в форме перечисления {изучить..., описать..., ус­ тановить..., выявить..., провести расчеты... и т.д.)

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить со­держание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что за­головки таких глав, как правило, по смыслу соответствуют сущности поставленной задачи.

Во введении можно кратко сказать об использованных источни­ках в работе (особенно когда при выполнении работы автор активно обращался к монографиям и научным статьям по теме работы).

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начи­нать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно кратко в объеме 0,5-1 страницы машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, чем вызван интерес обращения к выбранной теме.

Например, по теме «Основы теории поведения потребителя» можно следующим образом обозначить актуальность выбранной те­мы: «Современная экономическая теория исходит из того, что по­требитель - «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он в конечном счете оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.

Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. Например, в США потребительские расходы составляют от 1/2 до 3/4 ВВП. Поэтому поведение потребителя выступает ре­ шающим фактором экономического развития.

Изучение особенностей поведения потребителей помогает глубже раскрыть сущность рыночного спроса, проникнуть в его тайны ....и т.д. (имеется ввиду продолжение в подобном стиле изложения).

Данные факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы»

Во введении также студент указывает о методе (способе) или методах(способах) изучения темы работы, которые служат инструмен­том в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели.

Например, «в данной курсовой работе предполагается обобщить и проанализировать имеющийся статистический материал по из­ бранной теме, провести сравнительный анализ на основе проведен­ных расчетов особенностей потребительского выбора в зависимо­сти от роста доходов на товары низкого качества (с указанием та­кого товара)».

Студент должен помнить, что каждый преподаватель очень серьезно относится к содержанию введения.

Объясняется это тем, что в основном содержании курсовой рабо­ты, особенно в его теоретической части, большая часть студентов грешит копированием текста (или проще говоря, переписыванием отдельных кусков текста из разных источников, не заботясь даже о том, чтобы эти «куски» логически «связать» между собой) из имею­щейся литературы, из Интернета.

Скопировать содержание введения в полном объеме из какого-либо источника непросто даже для подготовленных студентов. В содержании введения и заключения студент демонстрирует свое умение ставить задачи, анализировать, обобщать имеющуюся ин­формацию. Эта работа требует самостоятельного творческого подхо­да. Поэтому для каждого преподавателя становится ясно, насколько студент владеет данными навыками работы.

Основная часть

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

Так, например, при раскрытии темы «Основы теории поведения потребителя» нет необходимости описывать весь рыночный меха­низм в целом, заполняя данным материалом большую часть требуе­мого объема в работе, оставляя на основные составляющие указан­ной проблемы тезисное изложение из учебных пособий.

Наоборот, эти главы должны показать умение автора сжато, логично и убедительно излагать материал, изложение которого должно точно соответствовать плану курсовой работы и поставленным задачам.

При написании работы не надо забывать о том, что важным оце­ночным критерием является высказывание собственной аргументи­рованной точки зрения на анализируемые процессы и явления.

Очень часто практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по отдельным проблемам по микро­экономике даже в учебных пособиях студент может встретить раз­личные подходы и точки зрения при раскрытии той или иной про­блеме. В научных статьях, периодических изданиях разных точек зрения и дискуссий встречается еще больше.

Поэтому в курсовой работе студент на основе изученной эконо­мической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющие­ся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать им критический разбор. Это придает работе творческий характер, что высоко ценится при защите курсовой работы.

Используя материал из подобранной литературы по теме курсо­вой работы, следует избегать прямого заимствования, механическо­го списывания текста из опубликованных учебников или из, часто устаревших, статей и брошюр.

При современных технологиях нередко случается, что студенты сканируют кусками текст, не делая никаких логических переходов, смыслово<



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
Тематика курсовых работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика курсовых работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)