Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к вопросам для выступлений



2020-02-04 153 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к вопросам для выступлений 0.00 из 5.00 0 оценок




Отвечая на первый вопрос, обратите внимание на следующие моменты: При характеристике культуры первой половины XX века покажите влияние экономических факторов: становление монополистического капитализма, внедрение государственного регулирования экономики и политических событий (революции в России, мировые войны) на развитие европейской культуры. Расскажите о двух направлениях культуры XX века – научной и художественной, о научно-технических открытиях и художественных шедеврах европейской культуры (А. Эйнштейн, М. Пларк, Н. Бор, И. и Ф. Жолио-Кюри и др.. – наука; Б. Рассел, Ж.-П.. Сартр, М. Хайдеггер – философия; А. Франс, Р. Роллан, Т. Манн, Э. Ремарк, Б. Шоу,

Э. Хэмингуэй – литература, искусство модерна).

При ответе на второй вопрос отметьте, что во второй половине XX века произошли серьезные изменения в западном обществе, связанные с переходом от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Покажите распад культуры на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую. Дайте им характеристику и расскажите о наиболее ярких течениях и представителях. Гуманистическая культура: реализм – Ж. Сименон, Г. Грин, К. Воннегут, А. Азимов – литература; Ф. Феллини – кино.

Интеллектуальная культура: компьютеризация, неомодернизм, неоавангард.

Массовая культура: предпосылки ее появления, виды и формы массовой культуры, ее оценки.

Третий вопрос требует раскрытия основных подходов к пониманию постмодернизма. Отметьте, как изменили жизнь и мировоззрение людей XX века экономический (30-х годов) и экологический (60-х годов) кризисы. Покажите, каким образом проявляется постмодернизм в социальной сфере (изменение структуры общества, цели и ценности постсовременного человека), в философии, науке (философские идеи Ж. Деррида, Ж.Ф. Лютара, Д. Ваттино; изменение научных приоритетов) и искусстве. Покажите переходный характер культуры постмодернизма и охарактеризуйте его основные черты.

 

Литература

1. Культурология / Под науч. ред. Г.В. Драча / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2000. С. 289 – 342.

2. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 1999. С. 223 – 230.

3. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997.  С. 246 – 318.

 

 

РАЗДЕЛ III . КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА

Семинар № 11

ТЕМА: Парадигмы русской культуры (4)

Вопросы для выступлений

1. Языческая Русь:

           а) языческие культы, обряды, обычаи;

           б) сохранение элементов язычества в позднейших эпохах.

2. Киевская Русь.

3. Московское царство – классическое средневековое государство.

4. Императорская Россия.

 

Используемые термины: язычество, пантеон, летопись, фреска, иконопись, провиденциализм, эсхатология, нестяжательство, крестово-купольная система, соборность, западничество и славянофильство.

Примерная тематика сообщений

1. Культура Руси в период монголо-татарского владычества.

2. Модели человека в эпоху Московского царства и Петербургской империи.

 

Методические рекомендации к вопросам для выступлений

           При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на многообразие культурных парадигм в духовной жизни России. Говоря о начальном этапе развития Руси важно рассмотреть современное состояние нескольких проблем: проблемы прародины восточных славян и проблемы развития и незавершенности формирования славянского языческого пантеона. Студент должен иметь представление об основных этапах развития язычества, а также уметь показать сохранение элементов язычества в культурах позднейших эпох.

При ответе на второй вопрос важно обратить внимание на культурные, экономические и политические предпосылки принятия христианства и показать значительную роль христианства в последующем культурном развитии Руси, особенно в области культового зодчества, развития письменности и литературы, а также живописи.

Ответ на третий вопрос требует первоначального краткого исторического экскурса, который бы показал значение становления централизованного государства для дальнейшего развития русской культуры. Студенту необходимо отразить в своем выступлении взаимоотношения государства и церкви в данный исторический период («Москва – «третий Рим» - церковный раскол).

Кроме того, важно показать достижения русских мастеров в области литературы и искусства.

Отвечая на четвертый вопрос, необходимо показать дуализм русской культуры этого периода (традиционализм – модернизм). Особенно важно остановиться на историко-культурном значении Петровских реформ, вхождении России в европейский культурный процесс. Отметьте возрастание роли интеллигенции в русской культуре XIX в. Передайте идейное содержание споров западников и славянофилов. Покажите всемирное значение достижений русской культуры XIX в.

 

Литература

1. Культурология / Под ред. Г.А. Драча. Ростов-на-Дону, 1998. С. 361 – 458.

2. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград, 2002. С. 284 - 291.

3. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997.  С. 137 – 149; 212 – 222; 235 – 246.

4. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 1999. С. 53 – 77; С. 102 – 105; С. 269 – 272.

Семинар № 12



2020-02-04 153 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к вопросам для выступлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к вопросам для выступлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)