Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная тематика сообщений



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Примерная тематика сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания к семинарским занятиям

 

РПК «Политехник»

Волгоград

2005

ББК 71я7

           К 90

Культурология: Методические указания к семинарским занятиям / Сост. С.В. Димитрова, О.А. Ильина; Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. −

 

 

Излагаются тематика семинарских занятий и основные вопросы, которые выносятся на обсуждение, даются разъяснения по наиболее сложным вопросам. Предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» по всем направлениям обучения, предусмотренным учебными планами института.

Илл. – Табл. - Библиогр.: 21 назв.

 

Рецензент: к. ф. н., доцент М.М. Ломиворотов

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета.

 

 

       

                                                          ã Волгоградский

                                                                    государственный

                                                            технический

                                                 университет, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Культура и цивилизация……………………………………………4

2. Сущность языковой и мифологической культуры……………… 5

3. Религиозная сущность культуры………………………………… 7

4. Наука и техника в системе культуры…………………………… 8

5. Искусство как элемент культуры………………………………… 9

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Культура первобытного общества……………………………… 10

2. Культура Древних цивилизаций………………………………… 11

3. Средние века и Возрождение в европейской культуре…………13

4. Европейская культура Нового времени………………………… 15

5.Современная европейская культура………………………………17

РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА

1.Парадигмы русской культуры…………………………………… 18

2. Социокультурная ситуация в России XX века ………………… 20

3.Восток-Запад-Россия как цивилизованные типы……………… 21

 

Список дополнительной литературы ……………………………… 23

Краткий терминологический словарь ………………………………24

 

ВВЕДЕНИЕ

           Цель данных методических указаний заключается в том, чтобы помочь студентам более эффективно подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине «Культурология» и способствовать развитию навыков:

- последовательного, логического изложения материала;

- убедительной аргументации при изложении собственного мне ния;

- по систематизации и анализу изученного материала.

           Методические указания по подготовке к семинарским занятиям включают в себя 3 раздела:

I-ый – теория культуры

           II-ой – история культуры

           III-ий – культура Отечества

           Каждый раздел имеет следующую структуру:

           - перечень тем семинарских занятий, вопросы для обсуждения и краткое содержание теоретической части;

           - примерную тематику сообщений, подготавливаемых студентами на основе использования дополнительной литературы;

           - перечень используемых в теме терминов;

           - список основной и дополнительной литературы;

           Изучение каждого раздела предполагает устную или письменную форму отчета студентов по изученным темам.

РАЗДЕЛ I . ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Семинар № 1

ТЕМА: Культура и цивилизация  (4)

Вопросы для выступлений

1. Классическая модель культуры;

2. Неклассическая модель культуры;

3. Проблемы типологии культур.

 

Используемые термины: артефакт, гедонизм, логос, нигилизм, сублимация, «средний человек», «сверхчеловек», ценность, цивилизация, постмодернизм, экзистенция.

 

Примерная тематика сообщений

1. Учение Ф.Ницше о задачах и типах культуры

2. Элитарная и массовая культура в учении Х. Ортеги-и-Гассета

3. Игровая концепция культуры (И. Хейзинга).

4. Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).

 

Методические рекомендации к вопросам для выступлений

           При ответе на первый вопрос необходимо подчеркнуть, что существует многообразие подходов к определению смысла культуры. В культурологической традиции принято выделять «классическую модель», характерными чертами которой являются: рационализм, историзм, гуманизм. В рамках данной модели существуют различные концепции, суть которых необходимо изложить (просветительская, идеалистическая, романтическая и т.д.)

           Раскрывая второй вопрос, студенты должны изложить основные положения критики классической модели культуры, отражающие, прежде всего, кризис рационализма. Субъективизм, иррационализм, волюнтаризм – характерные черты неклассической традиции, включающей в себя разнообразные концепции: экзистенциалистская, психоаналитическая, постмодернистская и другие.

           Проблема типологии культур связана с кризисом историзма и европоцентризма. В рамках третьего вопроса целесообразно рассмотреть «культурно-исторические типы» Н. Я. Данилевского, «морфологию культуры» О.Шпенглера, цивилизационные теории А. Тойнби. Необходимо акцентировать внимание на соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в учениях различных авторов и аргументировать свое мнение.

 

Литература

1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 1, С. 4–15; Тема 9, С. 356–363.

2. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 1998. Тема 2, С. 36–56.

3. Культурология / Под ред. Г.А. Драча. Ростов-на-Дону, 1998. Раздел I: d I – 1; d 1 -2; d 1-4.

 

Семинар № 2

ТЕМА: Сущность языковой и мифологической культуры (2)

 

Вопросы для выступлений

1. Культура как знаково-символическая система.

2. Понимание – высшая цель языковой культуры.

3. Определение понятия «миф».

 

Используемые термины: знак, значение, символ, метафора, имя, семиотика, текст, герменевтика, вербальные и невербальные языки, архетип, миф, мифология.

 

Примерная тематика сообщений

1. Философия имени.

2. Мифы как архетипы бессознательного.

3. Информационные революции и развитие культуры.



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Примерная тематика сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная тематика сообщений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)