Примерная тематика сообщений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к семинарским занятиям
РПК «Политехник» Волгоград 2005 ББК 71я7 К 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям / Сост. С.В. Димитрова, О.А. Ильина; Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. −
Излагаются тематика семинарских занятий и основные вопросы, которые выносятся на обсуждение, даются разъяснения по наиболее сложным вопросам. Предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» по всем направлениям обучения, предусмотренным учебными планами института. Илл. – Табл. - Библиогр.: 21 назв.
Рецензент: к. ф. н., доцент М.М. Ломиворотов
Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета.
ã Волгоградский государственный технический университет, 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………4 РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 1. Культура и цивилизация……………………………………………4 2. Сущность языковой и мифологической культуры……………… 5 3. Религиозная сущность культуры………………………………… 7 4. Наука и техника в системе культуры…………………………… 8 5. Искусство как элемент культуры………………………………… 9 РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 1. Культура первобытного общества……………………………… 10 2. Культура Древних цивилизаций………………………………… 11 3. Средние века и Возрождение в европейской культуре…………13 4. Европейская культура Нового времени………………………… 15 5.Современная европейская культура………………………………17 РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА 1.Парадигмы русской культуры…………………………………… 18 2. Социокультурная ситуация в России XX века ………………… 20 3.Восток-Запад-Россия как цивилизованные типы……………… 21
Список дополнительной литературы ……………………………… 23 Краткий терминологический словарь ………………………………24
ВВЕДЕНИЕ Цель данных методических указаний заключается в том, чтобы помочь студентам более эффективно подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине «Культурология» и способствовать развитию навыков: - последовательного, логического изложения материала; - убедительной аргументации при изложении собственного мне ния; - по систематизации и анализу изученного материала. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям включают в себя 3 раздела: I-ый – теория культуры II-ой – история культуры III-ий – культура Отечества Каждый раздел имеет следующую структуру: - перечень тем семинарских занятий, вопросы для обсуждения и краткое содержание теоретической части; - примерную тематику сообщений, подготавливаемых студентами на основе использования дополнительной литературы; - перечень используемых в теме терминов; - список основной и дополнительной литературы; Изучение каждого раздела предполагает устную или письменную форму отчета студентов по изученным темам. РАЗДЕЛ I . ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Семинар № 1 ТЕМА: Культура и цивилизация (4) Вопросы для выступлений 1. Классическая модель культуры; 2. Неклассическая модель культуры; 3. Проблемы типологии культур.
Используемые термины: артефакт, гедонизм, логос, нигилизм, сублимация, «средний человек», «сверхчеловек», ценность, цивилизация, постмодернизм, экзистенция.
Примерная тематика сообщений 1. Учение Ф.Ницше о задачах и типах культуры 2. Элитарная и массовая культура в учении Х. Ортеги-и-Гассета 3. Игровая концепция культуры (И. Хейзинга). 4. Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).
Методические рекомендации к вопросам для выступлений При ответе на первый вопрос необходимо подчеркнуть, что существует многообразие подходов к определению смысла культуры. В культурологической традиции принято выделять «классическую модель», характерными чертами которой являются: рационализм, историзм, гуманизм. В рамках данной модели существуют различные концепции, суть которых необходимо изложить (просветительская, идеалистическая, романтическая и т.д.) Раскрывая второй вопрос, студенты должны изложить основные положения критики классической модели культуры, отражающие, прежде всего, кризис рационализма. Субъективизм, иррационализм, волюнтаризм – характерные черты неклассической традиции, включающей в себя разнообразные концепции: экзистенциалистская, психоаналитическая, постмодернистская и другие. Проблема типологии культур связана с кризисом историзма и европоцентризма. В рамках третьего вопроса целесообразно рассмотреть «культурно-исторические типы» Н. Я. Данилевского, «морфологию культуры» О.Шпенглера, цивилизационные теории А. Тойнби. Необходимо акцентировать внимание на соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в учениях различных авторов и аргументировать свое мнение.
Литература 1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 1, С. 4–15; Тема 9, С. 356–363. 2. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 1998. Тема 2, С. 36–56. 3. Культурология / Под ред. Г.А. Драча. Ростов-на-Дону, 1998. Раздел I: d I – 1; d 1 -2; d 1-4.
Семинар № 2 ТЕМА: Сущность языковой и мифологической культуры (2)
Вопросы для выступлений 1. Культура как знаково-символическая система. 2. Понимание – высшая цель языковой культуры. 3. Определение понятия «миф».
Используемые термины: знак, значение, символ, метафора, имя, семиотика, текст, герменевтика, вербальные и невербальные языки, архетип, миф, мифология.
Примерная тематика сообщений 1. Философия имени. 2. Мифы как архетипы бессознательного. 3. Информационные революции и развитие культуры.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |