ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс по кредитной технологии обучения
Методические указания К практическим работам по дисциплине Основы холодильной обработки биосистем
для студентов 3 курса специальности 050732 «Стандартизация, метрология и сертификация» 050727 «Технология продовольственных продуктов» 050701 «Биотехнология» ПАВЛОДАР 2008 год
УТВЕРЖДЕНО Директор Инженерной Академии Док. вет. наук, проф. _________ Е.Б. Никитин «___» _______________ 2008 г.
Автор: преподаватель _____________ Т.Н. Дубровина
Кафедра «Прикладная биотехнология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
по дисциплине Основы холодильной обработки биосистем
для студентов специальности 050732 «Стандартизация, метрология и сертификация» 050727 «Технология продовольственных продуктов» и 050701 «Биотехнология»
для очной формы обучения на базе среднего образования
Разработана на основании рабочей учебной программы 2008 года для специальностей 050732 «Стандартизация, метрология и сертификация», 050727 «Технология продовольственных продуктов», 050701 «Биотехнология».
Рассмотрена на заседании кафедры «Прикладная биотехнология» Протокол № ____ от _________200 г.
Зам. зав. кафедрой «Прикладная биотехнология» ________ М.С. Омаров
Утверждена на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендована к изданию Протокол № ____ от __________200 г.
Председатель НМС Инженерной Академии Канд. техн. наук, проф. ______________ Е.К. Ордабаев
Согласовано: Начальник ИМО к.п.н., проф. ________________ Н.М. Ушакова
сдано в медиатеку __________________
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Практическая работа № 1 5 Практическая работа № 2 7 Практическая работа № 3 8 Практическая работа № 4 10 Практическая работа № 5 13 Практическаяработа № 6 15 Практическая работа № 7 17 Рекомендуемая литература 21
ВВЕДЕНИЕ Учебный курс «Основы холодильной обработки биосистем» является дисциплиной которая возникла на стыке технических (физика, теплотехника) и естественных (химия, биология, физиология) дисциплин, теоретические исследования и практические результаты которой широко применяются в различных областях деятельности человека. Для курса характерна органическая связь излагаемых специальных вопросов с отдельными разделами фундаментальных наук, как-то: адаптация и устойчивость организмов и клеток к низким температурам, анабиоз в сохранении жизнедеятельности организмов, роль мембран, теория сокращения мышечных волокон, теория цепных реакций при изменении липидов, теория тканевого дыхания, теория свободной и связанной воды, строение и свойства белковых молекул, углеводы и их изменения в природных условиях, квалиметрия при оценке качества пищевых продуктов, теория теплопроводности и ее применение при оценке тепловых процессов. Курс «Основы холодильной обработки биосистем» состоит из теоретического и фактического материала. Фактический материал систематизирован по функциональному признаку. В основе общетеоретических вопросов лежат знания законов термодинамики, физических принципов получения низких температур.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1. Тема: ВЛИЯНИЕ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР НА РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ: КЛАССИФИКАЦИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕМПЕРАТУРНЫМ УСЛОВИЯМ, ФАЗЫ ЖИЗНИ МИКРООРГАНИЗМОВ, ДЕЙСТВИЕ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР. Цель: Изучить влияние низких температур на рост и размножение микроорганизмов. Методическое обеспечение: Методические указания по выполнению практических работ.
Различают три группы микроорганизмов по отношению к температурным условиям: термофилы, мезофилы и психрофилы. Термофилы — микроорганизмы, развивающиеся при температурах 20 — 80°С, оптимально 50 —75°С; мезофилы живут при 10 – 57 °С, психрофилы способны расти при относительно низких температурах — от +10 до -10 °С. Различают факультативные психрофилы, условия жизни которых приближаются к режиму мезофилов, и облигатные, т.е. строгие психрофилы, способные размножаться только при низких температурах. Психрофильные бактерии активно размножаются на продуктах с небольшой кислотностью — мясе, рыбе, некислых молочных и овощных продуктах при -5... -8 °С. Большинство плесеней — психрофильные, они довольно активно развиваются на замороженных продуктах. Плесени, так же как и дрожжи, размножаются главным образом на кислых продуктах. Являясь аэробами, плесени растут вплоть до температуры -2...-3 °С, при более низкой температуре их размножение прекращается. Но отдельные виды плесеней прекращают размножение лишь при -8...-10°С. Рост и размножение могут происходить при разных температурах. Так, размножение бактерий Е. coli прекращается при 7,3 °С, в то время как их рост продолжается. Рассмотрим восемь фаз роста микроорганизмов (рис. 1): 1) лаг-фаза (а) — стадия развития, которая характеризуется постоянством числа бактериальных клеток. Микроорганизмы привыкают к внешней среде, вследствие чего может произойти уменьшение их количества, особенно при пониженных температурах. Продолжительность лаг-фазы зависит от вида микроорганизмов, питательной среды и температуры; 2) фаза ускорения роста (б), в которой происходит бурное размножение микроорганизмов; 3) логарифмическая фаза роста (в), в которой идет быстрое, с постоянной скоростью размножение бактериальных клеток; 4) фаза замедления роста (г); 5) фаза максимальной концентрации микроорганизмов, или максимальная стационарная фаза (д). На этой стадии концентрация микроорганизмов при определенных не меняющихся условиях внешней среды сравнительно постоянна. Их развитие и отмирание протекают с одинаковой интенсивностью. Опытные данные показывает, что в этой фазе максимальное число бактериальных клеток в ^продукта 109—10ю; 6) фаза ускорения гибели микроорганизмов (е), в которой создаются неблагоприятные условия для обмена веществ; 7) фаза гибели (ж), в течение которой микроорганизмы под влиянием собственных продуктов жизнедеятельности быстро отмирают; 8) конечная стационарная фаза (Фаза адаптации) (з).
Рис. 1. Кривая фаз роста бактерий.
Изучение различных фаз роста микроорганизмов имеет большое практическое значение. Так, продолжительность фаз а и б сокращается, если количество исходных микроорганизмов велико, т.е. при большей начальной обсемененности пищевых продуктов скорее наступает логарифмическая фаза. Наиболее существенно понижение температуры влияет на продолжительность лаг-фазы и характер логарифмической фазы. Чем ниже температура, тем продолжительнее лаг-фаза и более пологи участки логарифмической фазы, т.е. микроорганизмы размножаются медленнее. Микроорганизмы бывают чувствительными, умеренно устойчивыми и нечувствительными к отрицательной температуре. Особенно чувствительны к низким температурам вегетативные клетки плесневых грибов и дрожжей. При отрицательных температурах легко погибают грамотрицательные бактерии, принадлежащие к группе Е. coli, бактерии группы Pseudomonas — Achromobacter и Salmonella. Более устойчивы к низким температурам грамположительные бактерии, в том числе S. aureus; наиболее устойчивы почвенные бактерии. Споры бацилл Clostridium нечувствительны к низким температурам, тогда как споры плесневых грибов проявляют умеренную устойчивость. Устойчивость микроорганизмов к действию отрицательных температур зависит от трех факторов: температуры, скорости ее понижения и времени воздействия. Действие отрицательных температур на микроорганизмы проявляется в изменении состояния воды в микробной клетке. Максимальное повреждающее действие оказывает внутриклеточное образование льда. Это приводит к повышению концентрации внутри- и внеклеточных растворов, что ведет к денатурации белков и нарушению барьеров проницаемости. Однако повреждение микроорганизмов холодом может происходить и без образования льда. Гибель бактериальных клеток в результате холодового шока происходит при очень быстром охлаждении из-за низкого осмотического давления. При этом губительное действие низких температур связано с нарушением нуклеиновых кислот и целостности липидных мембран. Устойчивость микроорганизмов к отрицательным температурам зависит и от продолжительности воздействия холода. В начале замораживания число бактериальных клеток быстро уменьшается, затем гибель микроорганизмов замедляется и, наконец, остаются устойчивые к низким температурам клетки, количество которых зависит от условий замораживания, индивидуальной устойчивости вида микробов.
Контрольные вопросы: 1. Классификация микроорганизмов по отношению к температурным условиям? 2. Каковы фазы жизни микроорганизмов? 3. Как действуют низкие температуры на рост и развитие микроорганизмов? 4. Какие микроорганизмы могут выживать при температуре – 8 °С?
Задание для СРСП: 1.Воздействие низких температур на клетки, ткани и организмы. 2. Вспомогательные средства, применяемые при холодильной обработке и хранении..
Задание для СРС: оформить результаты практической работы № 1. Ответить на вопросы для самопроверки. Подготовиться к опросу. Составить 10 тестовых заданий по темам лекции и СРСП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 Тема: ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ХОЛОДИЛЬНЫХ АГЕНТОВ. Цель: Рассмотреть применение холодильных агентов в различных видах холодильных машин.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |