1) Неотъемлемой частью индийской философии является: а) учение о карме; б) учение о социальном прогрессе; в) учение йоги.
2) Назовите положение, не характерное для взглядов Платона: а) создал учение об идеальном и справедливом государстве; б) считал возможным наличие частной собственности; в) был сторонником уравнительного землепользования; г) считал, что индивидуальное стоит выше общественного.
3)Правильной формой правления Аристотель считал: а) тиранию; б) аристократию; в) демократию.
Кто из ученых трактовал происхождение государства как результат договора между людьми?
а) А. Смит; б) Ж.-Ж. Руссо; в) К. Маркс.
5. Аврелий Августин и Фома Аквинский обосновали идею предопределенности общественного развития, которая основана на: а) верховенстве власти и закона; б) главенствующей роли церкви; в) процветании разумного начала в обществе.
3. Изучением общества занимаются такие социальные науки как: история, политология, социология, экономика, антропология, демография, этнография, психология, культурология и другие. Чтобы уяснить, что конкретно изучает та или иная дисциплина, необходимо привести в соответствие данные правой и левой колонки в таблице:
1. ПСИХОЛОГИЯ
| а) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни
|
2. СОЦИОЛОГИЯ
| б) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений
|
3. ЭКОНОМИКА
| в) происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека
|
4. ДЕМОГРАФИЯ
| г) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
|
5. ЭТНОГРАФИЯ
| д ) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.
|
6. АНТРОПОЛОГИЯ
| е) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления
|
7. ИСТОРИЯ
| ж) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
|
8. ПОЛИТОЛОГИЯ
| з ) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений
|
Тема № 5. Цивилизация и общество
Соотнесите между собой понятия «цивилизация», «общество» и «культура»: а) по широте понятия; б) по времени появления
*цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получивших выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства, практических и духовных ценностях;
* культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил…, передаваемых из поколения в поколение
Заполните таблицу: «Классификации цивилизаций»
Критерии классификации
| Примеры
|
По эпохам:
| античная, средневековая, современная цивилизация
|
По географическому признаку:
|
|
| христианская, мусульманская (исламская) и т.д.
|
По степени социального и культурного развития, технических достижений
|
|
3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, ее неповторимое своеобразие, ученые относят:
- географическую (или природную) среду;
- систему ведения ______________;
- социальную __________________;
- религию (или идеологию, возведенную в ранг религии);
- _____________ ценности;
- политико-правовую систему.
- менталитет (менталитет – это совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или обществу в целом).
Заполните таблицу
«Особенности менталитета российского общества»
Особенности менталитета российского общества
| Примеры
|
Взрывной характер русской истории и культуры
| - "0, бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится!" Ф. Тютчев;
- "Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Была ли ты? Есть или нет?
Омут... Стремнина ...головокруженье...
Бездна... безумие... бред..." М. Волошин. Неопалимая купина.
|
| - "Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не боролся с властью и, главное, - никогда не участвовал в ней, не развращался участием в ней. Русский человек всегда смотрел на власть, как на зло, от которого человек должен устраняться..." Л.Н. Толстой
- "Российский нрав прославлен в мире, его исследуют везде.
Он так диковинно обширен, что сам тоскует по узде" И. Губерман;
- "...История страны - единый, непрерывный процесс, где главными действующими силами выступают государство и самодержавный государь. От государя шли и к государю сводились все главные явления жизни" В.О. Ключевский.
|
| Русский - человек общины. Община - его защита, средство выживания. Смирение - слияние с "миром", с общиной, коллективом. Отрицание личности одного человека (быть "как все", "не высовываться"). Стремление к уравниловке. Жизнь воспринимается как долг. Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых: монотонный крестьянский труд "сдабривался " плясками, пением, дракой, пьянкой. Русский человек, веками не знавший частной собственности, слабо различает "мое" и "не мое".
|
Особое отношение к труду; вопрос о "русской лени"
|
|
Патернализм
| Общинность порождает психологию "мне должны", "мне обязаны". Вспомним Некрасова: "вот приедет барин, барин нас рассудит" Самодержец в России воспринимался как защитник, "царь - батюшка". Эта особенность присуща странам со слаборазвитыми гражданскими институтами.
|
| - "Россия - особый мир, покорный воле ... одного человека - именуется он Петром или Иваном, не в этом дело: во всех случаях одинаково, это - олицетворение произвола... Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешными, мы ждем всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Каждый из нас – маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый" П.Я. Чаадаев.
|
Аскетический идеал
| - "Самая высшая свобода - не копить и не обеспечивать себя деньгами; а разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить" Ф.М. Достоевский;
- "В России вся собственность выросла из "выпросил" или "обобрал". Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается" В.В. Розанов;
- Богатые люди в фольклоре - глупцы, которых обманывает хитрый и умный бедняк. Положительный герой сказок - обездоленный младший сын, сиротинушка, падчерица, преуспевающие с помощью волшебных. сил;
- Идеал русских - Христос, страдающий за людей; юродивый
|
Экстенсивный характер развития русского общества и государства
| - "Холодно, странничек, холодно".
Голодно, странничек, голодно" Н.А. Некрасов;
- "Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этого пространства" Н. Бердяев
|
Эсхатолизм (эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека)
| Эсхатологический тип сознания ждет конца света. Жизнь ради будущего, вера в "спасение", ожидание "мессии", который спасет народ
|
Мироотреченная традиция
| Восприятие существующего мира как несовершенного. Все помыслы - о будущем. "Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья!", "Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет", "Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть..."
|
| Отношение к Востоку спокойное, иногда равнодушное, иногда покровительственное, иногда
любующееся.
Отношение к Западу активное. Активная нелюбовь, доходящая до ненависти, или активная
"любовь", стремящаяся к наиболее полному подражанию. Стремление перенять технологию,
но не идеологию.
|
| - "Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой - нибудь важный урок" П.Я. Чаадаев;
- Две силы - Восток и Запад - исчерпали себя. Третья сила - славянский мир, во главе с Россией, даст жизнь и обновление двум первым.
|
* Основные понятия темы:
аскетизм - ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества.
мессианство - право на особый путь развития.
эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека.
экстенсивный - понятие, связанное с количественными показателями, а не качественными.
патернализм - представление о том, что в этом мире, кто-то, но не я, несет ответственность за происходящее: надежда на Бога, «царя - батюшку», «барина»...