Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к написанию реферата



2020-02-04 185 Обсуждений (0)
Требования к написанию реферата 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно по согласованию
с преподавателем.

2. Подбор литературы осуществляется самостоятельно после консульта­
ции с преподавателем.

3. После изучения литературы необходимо составить план реферата. План
должен включать в себя введение, главы, параграфы и заключение. План
должен раскрывать структуру работы, демонстрировать ее проблемати­
ку.

4. Во введении ставится проблема, раскрывается значение выбранной те­
мы, ее актуальность, четко определяются основные задачи реферата.

5. Главы и параграфы должны раскрывать отдельные аспекты темы и
представлять собой логически завершенные фрагменты работы.

6. В заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются ос­
новные выводы.

7. Реферат должен носить самостоятельный характер. Автор не должен
увлекаться переписыванием каких-либо «кусков» из различных статей и
монографий. Самостоятельность достигается путем четкой постановки
проблемы и задач исследования, а также применения знаний, получен­
ных в ходе изучения курса «Социология».

8. Использование в тексте любого эмпирического, статистического мате­
риала, цитирование должно сопровождаться сносками на первоисточни­
ки.


59

Требования к оформлению реферата

1. Реферат должен быть напечатан (15 - 20 страниц текста, набранного на
компьютере 14 кеглем через 1 интервал). Рукописные тексты для про­
верки преподавателем не принимаются.

2. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с принятым
стандартом (см. Приложение № 1).

3. Следующая после титульного листа страница должна раскрывать со­
держание работы. Здесь должны быть перечислены все разделы, главы и
параграфы работы с указанием соответствующих страниц (см. Прило­
жение № 2).

 

4. Текст реферата должен быть разбит на главы, параграфы. Каждая глава
должна начинаться с новой страницы. Название главы, параграфа выде­
ляется жирным шрифтом. Все страницы текста (кроме титульного листа)
нумеруются.

5. Список литературы составляется в алфавитном порядке. Название лю­
бой работы должно быть полным, без сокращений, с указанием выход­
ных данных.

Например:

1. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре
// Культурология XX век: Антология. М., Юрист, 1995.

2. Мнацаканян МО, Интегрализм и национальная общность как социаль­
ная реальность II Социологические исследования, 2001, № 3.

3. Современная американская социология. Под ред. Добренькова В.И. М.,
изд-во МГУ, 1996.

6!

Приложение №


Приложение № 2

 

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Введение............................................................................................................................. 2

Глава 1. Особенности стратификации современного российского общества...4

1.1. Общие принципы стратификации общества...................................... 4

1.2. Социальная стратификация российского общества

при переходе к рынку............................................................................... 8

Глава 2. Средний класс в современной России..................................................... 12

2.1. Критерии принадлежности к среднему классу.................................. 12

2.2. Ценностные ориентации среднего класса........................................... 16

Заключение...................................................................................................................... 19

Литература .................................................................................................................. 21

Выполнил: студент группы 03-317 Иванов И.П.

Проверил: доц. Кузнецов М.Н.

Москва - 2007

62

ЗАДАЧИ ПО СОЦИОЛОГИИ

1. Сидят два студента и разговаривают. Оба - двоечники, а на носу экза­мены. Один пытается что-то растолковать другому.

- Если спросят, что такое социология, отвечай: это наука об обществе.

Тут подходит социолог: - Думаю, джентльмены, вы не совсем правы.

Как вы думаете, почему они не правы? Напишите правильную формулировку:


3 Что такое независимая переменная?

4 Что такое зависимая переменная.'


63

 

2. Приведите примеры, иллюстрирующие следующие высказывания:

а) Гипотезой называется предположение о том, что одна группа фак­тов связана причинной зависимостью с другой.


5. Какие из приведенных ниже переменных являются зависимыми, а какие независимыми?

а) Принадлежность к социальному классу -

б) Доход -

в) Возраст -

б) Теорией называется форма организации научного знания, пред­ставляющая собой систему взаимосвязанных фактов, гипотез и законов.


г) Пол -

д) Поведение -

ж) Посещение лекций -

в) Принадлежность к определенному классу оказывает влияние на установки и мнения людей.


з) Здоровье -

и) Национальность -

г) Любое общественное явление имеет причину.


к) Успеваемость -

64


65

 

6. На уровне здравого смысла мы делим факты на: а) биологические (сон, еда, дыхание), б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение) и со­циальные. Приведите 3-4 примера социальных фактов.


а)          Вначале эту науку называли «социальной физикой».

б)         Этот человек  известен как основатель социологии:

 

7. Известно, что один и тот же факт, событие, явление можно анализировать с различных точек зрения - с психологической, экономической, юридиче­ской, социологической и т.д.

Дан факт: семья, состоящая из 4 человек (мужа, жены, 7-летнего сына и 12-летней дочери), собирается отдохнуть в загородном пансионате. Чем интересен данный факт представителям различных наук, какие проблемы, относящиеся к данному факту, интересовали бы их, прежде все­го?

Психолога


в) Эта наука изучает население, в частности, проблемы смертности,
рождаемости и миграции:__________________

г)    Знание о незнании классифицируется в социологии как

8. Что это за метод?

а) Этот метод заключается в изучении зафиксированных письменно
мнений отобранных по определенным признакам людей о какой-либо
важной проблеме:___________________________________________

б) В основе этого метода  лежит  заключение специалиста:

 

Экономиста


в) При использовании этого метода люди, чье поведение изучается, не
знают об этом:

г) Отличительный признак этого метода - создание контролируемой си­
туации, искусственное моделирование условий:

Социолога

7. О чем идет речь в следующих высказываниях?


9. Правильно или нет построена выборка?

Журнал «Социологические исследования» сообщил, что для изуче­ния мотивов потенциальной текучести кадров на предприятиях легкой и пищевой промышленности менеджер провел анкетирование среди уволь­няющихся по собственному желанию, вновь поступающих на работу, а

66

также среди работников, которые прошли период первоначальной адапта­ции (проработали три года на данном предприятии) и в основном освоили профессию (более 5 лет работы после получения специальности). Кроме того, использовались данные заводской документации. Ваш ответ:


67

г) Валидный и невалидный метод?

д) Слабовалидные измерительные процедуры?

 

10.5 августа 1918 г. Уральский ревком принял постановление, обязывающее районные и волостные комитеты ответить на вопросы специально разрабо­танной анкеты. Заполнение анкет проводилось на общих собраниях Сове­тов рабочих и крестьянских депутатов. Анкета заверялась подписями председателя и секретаря Совета и печатью. К анкете прилагался протокол общего собрания. Опросом, который проводился в период серьезной воен­ной опасности, было охвачено более 60 тыс. человек.

Можно ли считать такое исследование социологическим?

Какие методические правила здесь нарушены?


12. Чем они различаются?

а) Пилотаж и экспертиза

б) Социологическая и измерительная шкалы?

в) Первичная информация и эмпирические данные?

г) Альтернативные и неальтернативные суждения?

11. Что это такое?

а) Первичная и вторичная информация?

б) Количественная и качественная информация?


13. Что это такое?

а) интерпретация понятий?

б) операционализация понятий?
в) банк социологических данных?

 

в) Данные фактологического характера?


г) программа социологического исследования?

68

14. Преподаватель спросил студента:

- Были бы получены иные результаты, если бы тех же людей опросили иные интервьюеры? Что ответил студент?

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНА­НИЙ СТУДЕНТОВ

Утверждено

на заседании кафедры социологии.

психологии и социального менеджмента.

Протокол № 1 от 01 сентября 2000 г.

Рейтинговая система в различных формах широко практикуется в Московском авиационном институте и других ВУЗах, с учетом специфики последних.

Решение о применении рейтинговой системы контроля знаний при­нимается совместно преподавателем и студентами академической группы после их ознакомления с достоинствами и недостатками 1>той системы.

Рейтинг - ( от англ. Кагт§ - оценка, порядок, классификация) - тер­мин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по задан­ной шкале. Суть рейтинга - выведение итоговых экзаменационных оценок студентам за семестр по результатам текущей успеваемости. За выполне­ние разнообразных творческих заданий студенты получают определенные баллы по шкале, разработанной преподавателем. При этом учебный мате-


69

риал, усвоенный студентом на 91-100%, соответствует экзаменационной оценке «отлично», 81-90% - «хорошо», 71-80% - «удовлетворительно». Усвоившие менее 71% информации в обязательном порядке сдают экза­мен. Кроме того, студенты, желающие повысить свою оценку, полученную по рейтинговой системе, тоже могут сдать экзамен. При этом они имеют право отвечать только на один вопрос из билета, и выбирают этот вопрос по своему желанию.

Основные достоинства рейтинга состоят в следующем:

• рейтинговая система позволяет организовать ритмичную система­
тическую работу студентов в течение всего семестра;

• занятия проходят как игра, в процессе которой студенты должны
«заработать» максимальное количество баллов;

• контроль не имеет директивного характера;

• снимается проблема посещаемости и дисциплины на занятиях, т.к.
студентам «выгодно» посещать занятия и интенсивно на них рабо­
тать;

• развивается интерес к изучаемой проблеме вследствие необхо­
димости поиска дополнительной информации, оцениваемой выше,
чем учебный материал;

• итоговая оценка предсказуема, ее достижение строится на основе
сознательного выбора студента;

• рейтинговая система рациональна и экономна, она показывает
студентам кратчайший путь к получению желаемой итоговой
оценки.

Шкала оценок

Чаще всего различные формы деятельности студентов на семинар­ском занятии и их домашние «заготовки» оцениваются по такой шкале:

1) постановка проблемного вопроса (имеются в виду вопросы, зада­ваемые студентами на семинарском занятии по изучаемой про-

70

блеме) - 1-2 балла (в зависимости от новизны и сложности во­проса);

2) ответ на вопрос (в зависимости от его содержательности и пол­
ноты) - 2-4 балла;

3) дополнение, уточнение - 1 - 3 балла;

4) реферирование (конспект) статьи - 5 баллов;

5) участие в деловой игре - 1 - 5 бачлов;

6) составление социологического кроссворда (не менее 20 грамотно
подобранных понятий. За каждую ошибку (грамматическую или
смысловую) вычитается 0,3 балла - «стоимость» одной катего­
рии) - 6 баллов;

7) ответ на кроссворд (за каждое верно определенное понятие) 0,3
балла;

8) ведение конспекта лекций и изготовление индивидуальной кар­
точки -
по 1 баллу;

9) написание реферата - до 10 баллов;

 

10) выступление с сообщением на студенческой конференции - 10
баллов;

11) ведение социологического словаря (за каждую тему) - 2 балла;

12) помощь отстающем^ (по результатам успешно сданной со­
вместно темы, работы, пропущенного занятия и т.п.) - 11 бачлов;

13) самостоятельная творческая поисково-аналитическая ра­
бота
(например, составление генеаюгического дерева, различных
сравнительных таблиц, обоснование программы и инструмента­
рия простейших социологических опросов и т.п.) - в среднем, 10
бачлов.

На одном занятии студент при желании может проявить себя в са­мых разных формах работы, например: несколько раз задать интересую-


щие его вопросы, ответить на вопросы других студентов или преподавате­ля, предъявить для оценки свой конспект и словарь социологических тер­минов и т.д. При этом более высоко оценивается самостоятельная твор­ческая, аналитическая деятельность. С точки зрения гуманистических идеалов поощряется и желание студентов оказать помощь в учебе своим товарищам. Поэтому в нашей шкате эти виды работы оценены выше дру­гих.

Необходимым атрибутом рейтинговой системы является индивиду­альная карточка студента, на лицевой стороне которой написан его по­рядковый номер (в соответствии со списком академической группы), его фамилия и имя, а на оборотной стороне по завершении каждого занятия студент учитывает заработанную на занятии сумму баллов. Карточка дает ему возможность сознательно подходить к выбору форм работы при под­готовке к следующему занятию и иметь представление о предполагаемой итоговой оценке. Именно предсказуемость итоговой оценки и сознатель­ ный подход к ее достижению и лежат в основе привлекательности этой системы.

Контрольный балл для каждой группы формируется индивиду-ачьно. Одни студенты успевают заработать на занятии по 20 и более бат-лов, другие - 2-3. Опыт использования рейтинговой системы в академиче­ских группах численностью не более 20 человек показывает, что студенты при желании легко набирают более 12-15 баллов за занятие. Поэтому мож­но рекомендовать в таких группах считать высшим баллом, соответст­вующим оценке «5» - 15. Сумма от 10 до 14 баллов включительно счита­ется оценкой «4», а от 6 до 9 баллов - «3». (В студенческих группах, на­считывающих более 20 человек, контрольные цифры будут ниже). Семе­ стровый итоговый балл высчитывается с учетом этих цифр и количества проведенных в семестре занятий. Так, если фактически состоялось 8 заня­тий, то высшим аттестационным итоговым баллом будет 120.

72

При этом студент располагает относительной свободой не только в выборе форм деятельности, но и в расчете времени, в течение которого он заработает свои 120 баллов. Он ограничен только временными рамками учебного семестра.

Однако при подведении итогов необходимо помнить о соблюдении принципа «50/50»: сумма баллов, полученная студентом за устные виды деятельности, не должна быть ниже той суммы, которую он получил за письменные виды работ.

Студенты, пользовавшиеся длительный срок рейтинговой системой, приобретают такие умения и навыки, формирование которых у них обычно вызывает затруднения: например, умение легко излагать свои мысли в те­чение нескольких минут, не пользуясь конспектом; строить сложные кон­струкции предложений; самостоятельно делать выводы; видеть главное в тексте; воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать во­прос; следить за ответами других студентов и дополнять их; критически относиться к информации и аргументировано вести полемику.

В процессе пользования этой системой могут вноситься коррективы в ее положения. Рейтинговая система не отменяет, а дополняет другие ме­тоды работы.

ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену (зачету) по социологии

1. Основные типы познания социальной действительности.

2. Социально-исторические и научные предпосылки возникновения со­
циологии как науки.

3. Предмет и методы исследования социологии.

4. Основные черты социологического метода (по О. Конту, Э. Дюркгейму,
М. Веберу).


73

5 Социология и психология. Социология и история. Социология и фило­софия.

6. Значение природных факторов в социальной жизни:

7. Пирамида потребностей А.Маслоу. Особенности потребности человека

8. Понятие социального.

9. Социальное действие и взаимодействие.

Ю.Социальное действие как родовое понятие социологии (схема и ее ана­лиз).

11 .Мотивация социального действия. 12.Типология социального действия. 13. Социальное взаимодействие как обмен. !4.Основные принципы регулирования социальной жизни.

15. Основные исторические формы социального взаимодействия.

16. Значение отношений власти и зависимости в обществе.

17. Особенности социологического анализа культуры.

18. Основные элементы культуры.

19. Социокультурный процесс.

20. Социальный механизм регуляции поведения человека в обществе.

21. Социальные нормы и санкции.

22. Девиантное поведение.

23. Признаки социальных институтов.

24. Явные и латентные функции социальных институтов.

25. Социальные общности и группы, их многообразие.

26. Основные функции социальных общностей и групп.

27. Проблема лидерства в социальных группах.

28. Понятие этноса и его признаки.

29. Этнические процессы.

30. Этнические конфликты.

31. Характерные черты семьи как социального института и малой группы.


74

32. Социальные функции семьи.

33. Жизненный цикл семьи. Проблема разводов.

34. Человек. Индивид. Личность.

35. Социальные роли и статус личности.

36. Ролевые конфликты и их преодоление.

37. Особенности социализации личности в различном возрасте.

38. Понятие общества, его признаки.

39. Многообразие обществ.

40. Социальная стратификация общества.

41. Причины существования социального неравенства.

32. Понятие социальной мобильности, ее виды.



2020-02-04 185 Обсуждений (0)
Требования к написанию реферата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к написанию реферата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)