Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-культурные преобразования на селе



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Социально-культурные преобразования на селе 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная политика согласно курсу развитого социализма, в основе которой лежали сформулированные партией концепты «социалистического образа жизни», «работника нового типа», была направлена на унификацию классов и социальных групп в советском обществе. Открытое стремление к нивелированию всех сфер жизнедеятельности подкреплялось идеей коммунистического развития, исключающей какую-либо социальную дифференциацию. Становление бесклассовой структуры социума в Советском Союзе при ведущей роли рабочего класса составляло основной лейтмотив социальной политики.

Предполагалось, что социальная политика в рассматриваемый период, приблизит общество к свершению намеченной теоретиками марксизма-ленинизма предопределенности формационного развития. Стратегическими целями в социальной политике партии являлось преодоление различий между городом и деревней и формирование социальной однородности советского общества.

Производственный ценз общественной градации ставил на первое место рабочий класс, кроме того, это обуславливалось общенародной (государственной) формой собственности, при которой рабочий класс производил общественные блага. Колхозное крестьянство и интеллигенция должны были перейти на позиции рабочего класса для достижения целей социализма стирания различий между умственным и физическим трудом, промышленным и сельскохозяйственным производством, городом и деревней. В целом, партийная методология общественного развития гласила о пролетариате как единственном безупречном носителе революционной, марксистско-ленинской идеологии. Универсальный «работник нового типа», который  якобы был сформирован, сочетал в своем производстве умственный и физический труд. 

Ясно, что в сельскохозяйственном и промышленном производстве с внедрением достижений НТР, такое сочетание возможно. Но как быть с интеллигенцией? На данный вопрос советские обществоведы, политэкономы ответили просто – использование учеными, врачами, преподавателями разного рода приборов и устройств, предназначенных для их вида профессиональной деятельности, и при этом «представитель интеллигенции» совершает определенный набор физических                                действий [140, с. 361].

В сельском хозяйстве, где еще сохранялась колхозно-кооперативная собственность, проводились мероприятия преодоления остатков «старого мира». Колхозное крестьянство, сохранявшее мельчайшие элементы частной инициативы в виде личного подсобного хозяйства, должно было перейти в разряд аграрного отряда рабочего класса. Принцип тотальной уравнительности предусматривал ликвидацию производственных, социальных, интеллектуальных и впоследствии этнических различий. 

Доктор экономических наук, профессор В. А. Медведев в монографии «Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания» (1980) к «социалистическому образу жизни» относит обобщенное, типизированное поведение людей, то есть «своего рода норма, вытекающая из самых глубоких основ общественного строя» [218, с. 220].

Под обобщенной категорией «социалистического образа жизни» следует понимать комплекс социально-нравственных, ценностных и идеологических предписаний. Нормативы сводились к следующему: 1) добросовестный труд каждого человека в обществе, 2) коллективизм, 3) общественная ответственность, 4) высокая политическая культура, 5) интернационализм [136, с. 310].

Однако, цепь событий конца 1980-х – начала 1990-х гг. экономического развала и нестабильности, политической разобщенности республик и граждан, подтвердили мнение о формулировании идеализированных постулатов общественного развития.

Категории «социалистического образа жизни» и «работников нового типа» взаимозависимы и взаимообусловлены. Последний концепт включал следующие составляющие: 1) высокая профессиональная подготовка, совершенные навыки работы с новой техникой и передовой технологией; 2) коммунистическая воспитанность; 3) творческое отношение к труду, стремление к высоким общественным целям; 4) коллективизм, товарищеское сотрудничество и взаимопомощь; 5) патриотизм и интернационализм; 6) активность в общественном управлении; 7) отзывчивость и принципиальное отношение к делу [136, с. 328].

В виду того, что рабочий класс являлся эталоном социально-экономического и идеологического развития, колхозное крестьянство, насколько допускала возможность, должно было входить в рамки, принятого за образец, разновидности городского либо совхозного рабочего. Из этого вытекал еще один постулат «союз рабочего класса и крестьянства». Шефская помощь города селу и применение механизированного, автоматизированного производства в колхозах и совхозах, сужение ареалов распространения колхозно-кооперативной собственности отвечали требованиям «незыблемого союза». 

Воспользуемся определением рабочего класса на селе, данным                    Л. П. Кучкиной: «Рабочие села – это рабочие различных отраслей народного хозяйства: занятые непосредственно в сельском хозяйстве, на построенных в сельской местности промышленных предприятиях, на транспорте, в сфере обслуживания и др.» [219, с. 27]. Центральной фигурой в сельском хозяйстве был механизатор.

Улучшение профессионально-технической структуры работников на селе, повышение их специально-технического уровня, увеличение доли специалистов, механизаторов могли решить такие проблемы как текучесть кадров и сезонность [220]. Также закрепление молодёжи на селе.

На Всесоюзной научно-теоретической конференции, посвященной 10-летию мартовского Пленума ЦК КПСС (24–26 марта 1975 г.) затрагивался ряд социальных проблем села по итогам 10-летних преобразований. В выступлениях начальника подотдела Отдела сводного перспективного планирования Госплана СССР, кандидата экономических наук Н. С. Лагутина «Рост благосостояния трудящихся села – важная задача современного развития                 деревни» [221], доктора философских наук А. А.  Амвросова «Влияние специализации и концентрации на социальную структуру села» [222], доктора философских наук Ю. Е. Волкова «Проблемы совершенствования практики социального планирования на                    селе» [223], кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии П.  М. Машерова «Аграрная политика КПСС и социальный прогресс в деревне» [224], заместителя начальника ЦСУ СССР В. И. Манякина «Социальное развитие колхозной деревни» [225] в основном звучали тезисы благотворного влияния индустриализации сельского хозяйства, специализации, агропромышленной интеграции на социальное развитие села. В центре внимания находилась проблема изменения социально-профессиональной структуры (появление новых профессий) и позитивного преобразования колхозного крестьянства в материально-культурном отношении.

Статья Вишневского С. С. «Аграрная политика КПСС и социальные преобразования советской деревни в условиях развитого социализма» в журнале «Вопросы истории КПСС» (1975) раскрывает основные направления социальной работы [226]. Первой основополагающей ступенью в статье отмечен перевод труда сельских тружеников на индустриальные рельсы, применение достижений науки и техники в производстве, что ведет к появлению новых профессий, большей квалификационной подготовке. Далее повышение материальной заинтересованности сельскохозяйственных производителей, экономическое стимулирование, пенсионное обеспечение колхозного крестьянства, развитие общественных фондов потребления.  

Абдулпаттаев С. И. в статье «Из опыта партийного руководства по осуществлению социальной политики КПСС на селе в годы восьмой пятилетки (на материалах Казахстана)» (1986) [227], как было общепринято, рассмотрел понятие социального прогресса в соответствии с тенденцией сближения города и деревни, взаимосвязи сельскохозяйственного и промышленного производства. Как следствие этих процессов большее  обобществление и сближение двух форм собственности. Материально-техническая и производственная база села как основа материально-культурного улучшения сельских жителей. Подготовка и повышение квалификации кадров в совхозах и колхозах, увеличение числа сельской интеллигенции, улучшение условий труда и быта, улучшение культурно-бытового обслуживания, капитальное строительство, расширение сети медицинских учреждений, увеличение материальных доходов тружеников колхозов и совхозов – все это относится к социальным продвижениям.

Колоссальные ассигнования в сферу сельского хозяйства кардинально преобразили и улучшили, разнообразили культурно-бытовую жизнь на селе. Строительство сети новых школ и больниц, учреждений соцкультбыта, закрепление на селе специалистов с высшим образованием, инженеров, врачей, учителей, организация художественной самодеятельности, книжная обеспеченность и многое другое превратили жизнедеятельность в сельском хозяйстве в довольно развитый сегмент индустриальной цивилизации.

Социальная структура села советской историографией анализируется в соответствии с направленностью аграрной политики, поскольку, естественно, что при форсированном материально-техническом оснащении села быстро изменялась социально-профессиональная структура. Перемены в социальной сфере села, где еще присутствовали собственнические тенденции (личное подсобное хозяйство) и отставание в индустриальном развитии, советской историографией рассматривались с открытым стремлением к полному обобществлению производственных отношений и социальной однородности.

Изменения в социальной структуре, констатируемые советской историографией, заключались в сокращении занятых неквалифицированным физическим трудом, увеличении доли занятых квалифицированным физическим трудом, интеллигенции и служащих.

Соскин С. в монографии «О преодолении социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней в период строительства коммунизма» (1967) [228], выделяя основные черты процесса, теоретически решает вопрос преодоления классовых различий между рабочим классом и крестьянством, внутриклассовых различий в деревне, путем подъема культурно-технического уровня крестьянства и рабочих. Приближения сельских населенных пунктов к промышленным центрам, что дает доступ к электрификации, к учебным заведениям, что также весомо в преодолении социально-экономических и культурно-бытовых различий. 

В более поздней монографии «Социальная структура села и народное образование» Соскин С. Н. исследовал на основе системного анализа и представил социальную структуру села как интегрирующуюся под воздействием всеобщего повышения образованности (1979) [229]. Советская школа  выполняла функцию не только просветительскую, но и социально-экономическую, сближая как город и деревню, так и социально-профессиональные группы по уровню образования.

Староверов В. И. в работе «Советская деревня на этапе развитого социализма» (1976) анализирует социально-культурную, экономико-производственную сферы деревни на этапе развитого                 социализма [230]. Основную тенденцию развития деревни определяет в сближении с городом: «Социальное развитие советской деревни в условиях зрелого социализма может быть правильно понято только через призму сближения с городом» [230, с. 7].

Рабочий класс как ведущий производитель общественной продукции и ключевое звено советской экономики представлял основную фигуру в интенсификации сельского хозяйства. Промышленные рабочие работали на предприятиях, производивших сельскохозяйственную технику, химические вещества, минеральные удобрения для повышения плодородия почв и т.д. Союз рабочего класса и крестьянства был базовым концептом аграрной политики партии в ликвидации различий между промышленным и сельскохозяйственным трудом, между городом и деревней. Шефская помощь города селу, направление специалистов из городских промышленных предприятий, работников партийных организаций в сельскохозяйственные предприятия служили реализацией концептуального положения Коммунистической партии.

В монографии Токмурзина У. «Незыблемый союз (О деятельности КП Казахстана по дальнейшему укреплению союза рабочего класса и колхозного крестьянства в период строительства коммунизма)» (1969) раскрывается деятельность партии по созданию основ союза рабочего класса и крестьянства [231]. 

Темирханов К. в кандидатской диссертации «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по организации помощи города сельскому хозяйству в период между ХХ и XXIII съездами КПСС» (1969) раскрыл аспекты помощи городских партийных организаций Казахстана сельскому хозяйству в укреплении материально-технической базы, в обеспечении кадрами, шефской помощи в партийно-политической работе на селе [232].

Турсунбаев А. Б. в монографии «Курсом интенсификации (Аграрная политика КПСС в Казахстане на этапе развитого социализма, 1965-1982 гг.)» (1985) выделяет «Роль рабочего класса в интенсификации сельскохозяйственного производства» [185, с. 179]. В монографии утверждается, что в период развитого социализма помощь рабочего класса в производственном преобразовании села еще больше усиливалась. Машиностроительные заводы, выпускающие продукцию для механизации сельского хозяйства, строительство химических предприятий, снабжение этими предприятиями химическими удобрениями сельское хозяйство, строительство оросительных и осушительных систем с целью мелиорации земель – все это говорит о повышении роли индустриальных рабочих в интенсификации сельского хозяйства.

Маданов Х. М. в работе «Деятельность КПСС по осуществлению ленинской аграрной политики в Казахстане (1946–1975 гг.)» раскрывает значение индустриального города в подготовке кадров для сельского хозяйства [32]. Маданов Х. М. пишет о заботах партии по подготовке и воспитанию квалифицированных кадров. Повествуется о сети учебных заведений в послевоенные годы, о подготовке сельскохозяйственных кадров в 50-е гг. в связи с резким подъемом сельского хозяйства. Упоминается постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров в мае 1962 г. об организации в Джамбуле гидромелиоративного института, постановление «О мерах по дальнейшему расширению и улучшению подготовки специалистов высшей и средней квалификации для сельского хозяйства республики» от 13 августа 1963 г. [32, с. 238]. Мартовский (1965 г.) Пленум характеризуется как очередной сдвиг в подготовке специалистов сельского хозяйства. Далее Х. М. Маданов раскрывает значение специального постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства» от 15 января 1966 года. Данное постановление положило основу создания и функционирования факультетов повышения квалификации [32, с. 240].

В целом влияние города на село рассматривается в работе Искакова У. М. «Города Казахстана: проблемы социально-экономического развития» (1985) [87]. В работе выделено несколько факторов влияния города на социально-экономическую и культурную сферу сельской местности. Во-первых, «город – основной поставщик квалифицированных кадров для  села» [87, с. 141]. Во-вторых, города развивают социальную инфраструктуру села [87, с. 144]. В-третьих, культурное влияние города на село, проявляющееся в использовании сельским населением культурных, художественных и других духовных ценностей, «рождающихся в городах» [87, с. 144].                     В-четвертых, шефская помощь города селу. В-пятых, привлечение на уборку урожая молодежи, студентов и учащихся старших классов из города. Названные У. М. Искаковым пять факторов непосредственно выступали в качестве катализаторов процесса преодоления различий между городом и деревней, не выпуская из поля зрения все сферы жизнедеятельности. 

Галиев А. А., Чатыбекова К. К. в статье «Участие трудящихся металлургической промышленности в экономическом и культурном развитии казахстанского села (1966–1980 гг.)», опубликованной в сборнике научных статей «Роль рабочего класса Казахстана в подъеме сельского хозяйства Казахстана (1946–1980 гг.)» (1989), описывают оказание шефской помощи совхозам Соколовско-Сарбайским горно-обогатительным комбинатом, Усть-Каменогорским свинцово-цинковым комбинатом, Джезказганским горно-металлургическим комбинатом [233].

В работах Медведева Н. А. «Развитие общественных отношений в советской деревне на современном этапе» (1976) [234], «Комплексная программа развития сельского хозяйства в действии» под редакцией А. М. Емельянова (1977) [235], Капесова Н. К. «Социальные изменения в составе сельскохозяйственных тружеников Казахстана» (1977) [236], Устименко П., Яковлева А. «Социальные вопросы развития села (1981) [237] прогрессивное социальное развитие на селе усматривается в увеличении доли аграрного отряда рабочего класса, умственного труда в сельскохозяйственном производстве, в градации профессионально-квалификационной структуры колхозников и рабочих совхозов. Также в улучшении сельского быта, в виде повышения заработной платы в колхозах, сближения жилищных условий села с условиями города, в торговом и бытовом обслуживании, медицинского обслуживания и повышения уровня образования сельского населения. 

Общей задачей советской историографии было, как можно больше и убедительней показать сближение форм производства и соцкультбыта города и села.

В докторской диссертации Алдабергенова У. А. «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по преодолению существенных различий между городом и деревней. 1945–1970 гг.» (1985) предпринимается попытка в историко-партийном ключе всеохватно осветить основные аспекты преодоления различий между городом и деревней [35]. А именно затрагивается проблема материально-технического обеспечения села для перевода его на промышленную основу, сближение двух форм собственности, улучшение культурно-бытовых условий села, повышение культурно-технического уровня тружеников и т.д. В превращении сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального Алдабергенов У. А. рассматривает проблемы интенсификации земледелия и животноводства после мартовского (1965 г.) Пленума, подготовки механизаторских кадров в связи с механизацией производства, электрификации. Улучшение материального благосостояния сельских жителей, строительство учреждений соцкультбыта, расширение коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Сельский рабочий класс состоял из аграрных рабочих (рабочие совхозов, подсобных и прочих производственных предприятий), промышленных рабочих (рабочие промышленных предприятий, расположенных в сельской местности), рабочих непроизводственной сферы (предприятия торговли, бытового обслуживания, инфраструктуры и т.д.). Казахстан входил в число регионов с большей долей сельскохозяйственных рабочих.  

Булочникова Л. А. на Всесоюзной научно-теоретической конференции, посвященной 10-летию мартовского Пленума ЦК КПСС (24–26 марта 1975 г.) в выступлении «Изменение условий и содержания труда работников сельского хозяйства под влиянием научно-технической революции» (1975) выделяет несколько причин роста квалификационного уровня сельскохозяйственных рабочих:                   1) усложнение трудовых функций; 2) превращение науки в непосредственную производительную силу сельского хозяйства;                3) повышение роли экономического обоснования процессов производства и научного подхода к организации производства и управления; 4) рост организующей и стимулирующей роли учета труда; 5) внедрение и все более широкое использование электронно-вычислительной техники и математических методов решения производственных задач [238, с. 297].

Анализ социальных изменений в сельском хозяйстве провел           Арутюнян Ю. В. в монографии «Социальная структура сельского населения СССР» (1971) [239]. Сравнивая количественные показатели 1939–1940 гг. с данными позднего периода (1959 г., 1967 г.). Арутюнян выводит следующее: город и село сближаются в хозяйственно-культурном отношении, также возрастание доли городского населения, сближение двух форм социалистической собственности при увеличении государственного сектора. В изменениях социально-профессиональной структуры: уменьшение доли занятых неквалифицированным трудом, увеличение доли занятых квалифицированным трудом – индустриальные работники физического труда, служащие, интеллигенты [239, с. 73–75].

Из табличных данных, приведенных в монографии, социальная структура Казахской ССР в процентном соотношении по состоянию на 1959 год выглядит следующим образом: рабочие – 58%, служащие – 21%, колхозники и прочие – 21%; среди коренной национальности 44% составляли рабочие (в промышленности только 6%), 16% – служащие, 40% – колхозники и прочие [239, с. 84]. 

Судя по приведенной Арутюняном Ю. В. таблице, Казахстан в процентном соотношении по числу рабочих и служащих, наравне с Эстонией, был впереди среди всех других республик СССР. На такое положение в монографии дается ответ: «Прослойка работников квалифицированного труда среди тружеников сельского хозяйства была заметно большей у тех народов, которые были расселены в степных районах (русские, украинцы, казахи) или районах интенсивного земледелия (эстонцы, латыши). Именно в этих районах получила развитие механизация сельского хозяйства и относительно больше была армия механизаторов» [239, с. 86].

    Казахстан как район аридной зоны в прошлом с преобладанием кочевого скотоводства стал полем широкого внедрения механизированного производства в земледелии с периода освоения целинных и залежных земель. Следующая историческая веха была более прогрессивной во внедрении квалифицированного вида производительности, обусловленной агропромышленной интеграцией. Арутюнян совершенно верно сделал вывод относительно прямого влияния природно-географического фактора на формирование новой социально-профессиональной структуры сельского хозяйства. На широких степных просторах Казахстана, создавались укрупненные совхозы, во много раз превосходящие по размерам колхозы многих регионов Союза. Огромное количество квалифицированных кадров хлынуло с западных районов СССР, составив интернациональный рабочий класс совхозов. 

В 1979 г. Баймуканов Т. Б. защитил кандидатскую диссертацию по философии «Изменение и развитие социальной структуры сельского населения (по материалам Казахской СССР)» (09.00.01 – диалектический и исторический материализм) [240]. Баймуканов предпринял попытку теоретико-социологического исследования социальной структуры села, и факторов влияющих на ее изменение. Сделан вывод, что к середине 1970-х гг. как результат индустриализации и механизации доля аграрного отряда рабочего класса значительно увеличилась, причем увеличилось число квалифицированных рабочих, аналогичные результаты прослеживаются и в колхозной среде. Акцентировано внимание на качественном составе механизаторских кадров, их подготовка и закрепление на селе. Упомянута проблема оттока из сельской местности специалистов и механизаторов. Рассмотрен процесс увеличения сельской интеллигенции за счет пополнения совхозов и колхозов сельскохозяйственными специалистами и специалистами, не занятыми в сельскохозяйственном производстве. Поставлен вопрос потребности сельского хозяйства в инженерно-технических специалистах, имеющих необходимые умения и навыки по внедрению интенсивных форм земледелия и животноводства. В формировании социальной однородности и преодоления внутриклассовых различий Баймуканов отводит немаловажную роль трудовым коллективам, развитию культуры и быта, выравнивание уровней которых, способствует преодолению различий между колхозниками и рабочими совхозов, между сельскими и городскими жителями. Также культурно-технический уровень и уровень образованности воздействуют на формирование социальной однородности. К одной из важных проблем Баймуканов относит недостаточный процент владеющих русским языком представителей нерусской национальности. И последний фактор, посредством которого ставится решение задачи социальной однородности и сближения народов Союза, интернационализация. 

На страницах политико-экономических публикаций бурно обсуждался вопрос кооперативно-колхозной собственности. Колхозное крестьянство хотя и рассматривалось в сближении с совхозами, но личное подсобное хозяйство, имущество колхозов, не входящее в неделимый фонд, не позволяло окончательно объявить колхозное крестьянство классом социалистического общества.

Аженов М. С. в монографии «На пути к социальной однородности общества» (1986) усматривает в составе колхозного крестьянства новые социальные группы, которые не занимаются ручным примитивным трудом, долгое время преобладавшем в колхозах [241]. Социальные группы в колхозах, появившиеся в результате влияния НТР, Аженов назвал их «новое поколение колхозников» [241, с. 98]. «Новое поколение колхозников» делится на три группы: 1) работники квалифицированного физического труда, занятые вождением сельскохозяйственных машин; 2) работники квалифицированного физического труда, не связанного с управлением машинами (например, животноводы на механизированных фермах, операторы на птицефабриках и т.д.); 3) работники, занятые трудом, не требующим особой профессиональной подготовки. В дальнейшем колхозное крестьянство, как утверждается  в монографии, должно было исчезнуть, подчиняясь неизбежному закономерному процессу социалистического становления, преобразуется в рабочих совхозов. 

Проблеме кадровой обеспеченности сельского хозяйства партия отводила немало внимания. Кадры сельского хозяйства должны были соответствовать «работнику нового типа». Поэтому с 1970-х гг. приобрела актуальность дефиниция «Культурно-технический уровень». В данную категорию входили производственные, технологические и образовательные, идейно-нравственные, идеологические критерии. Подъем культурно-технического уровня трудящихся означал овладение умениями и навыками работы с новейшим эффективным производством в рамках индустриализации, механизации и автоматизации, также высокий общеобразовательный уровень и коммунистическая идеологическая закалка.

Как пример теоретической содержательности категории «культурно-технический уровень тружеников села» приведем работу под редакцией В. Б. Островского «Деятельность КПСС по повышению культурно-технического уровня тружеников села» (Саратов,                   1979) [242], работу Трепачёва Ю. Д. «Взаимосвязь научно-технического прогресса и повышения культурно-технического уровня аграрного отряда рабочего класса» (Саратов, 1985) [243]. В монографиях раскрыта сущность данной категории, повышение культурно-технического уровня рассматривается как закономерный этап в развитии социалистических отношений.

Критерии культурно-технического уровня: 1) уровень общего и специального образования колхозников и рабочих совхозов в целом и входящих в них профессиональных групп; 2) осведомленность в сфере культуры, характеризуемая объёмом полученной культурной информации (количество регулярно прочитываемых книг, газет, журналов, частоты и направленности посещения клубов, театров, кино, музеев, концертов, просмотра и прослушивания радио- и телевизионных передач); 3) избирательность в сфере духовной культуры, характеризуемая содержанием, направленностью духовных интересов и потребностей, эстетическими вкусами (ценностные ориентации, предпочтение тех или иных видов и жанров искусства, форм использования свободного времени); 4) степень активного применения культурных навыков и знаний (участие в научно-техническом и художественном творчестве, в агитационно-пропагандистской работе, в общественных бюро экономического анализа и др.); 5) характер социального поведения (самосознание, участие в общественной работе, отношение к труду, участие в социалистическом соревновании, в управлении и народном            контроле) [242, с. 10].

Советская историография до перестроечного периода, будучи «комментатором» приятого партией курса и постановлений, констатировала расширение сети СПТУ, готовившей механизаторские кадры, также закрепление на селе выпускников институтов и техникумов, подъем культурного и образовательного уровня сельских тружеников и деятельность партийных организаций по коммунистическому просвещению населения.

В кандидатских диссертациях Аскарова К. «Борьба Компартии Казахстана за повышение культурно-технического уровня сельских тружеников (1953–1958 гг.) (На материалах Джамбульской, Южно-Казахстанской (Чимкентской) и Кзыл-Ординской областей)»           (1970) [244], Адамбекова Е. К. «Рост культурно-технического уровня сельскохозяйственных рабочих в условиях развитого социализма» (1976) [245], Аманова А. Ш. «Деятельность Компартии Казахстана по повышению профессионально-технического уровня тружеников сельского хозяйства республики (1959–1970 гг.)» (1978) [246], Борбасова С. М. «Деятельность партийных организаций Казахстана по повышению культурно-технического уровня рабочих совхозов. 1971-1975 гг.» (1983) [247] красной нитью выделено определение социальной категории «культурно-технический уровень» как диалектическое единство общеобразовательного, культурного развития и производственно-технического. 

Научно-технический прогресс стала детерминантом выработки механизма работы партийных и советских организаций по повышению культурного уровня рабочих совхозов и колхозников посредством расширения сети социально-культурных учреждений (клубов, библиотек и т.д.), профессионального путем целой системы подготовки и переподготовки кадров сельского хозяйства.

Байтуров М. в кандидатской диссертации «Деятельность Компартии Казахстана по подбору, расстановке и воспитанию кадров сельского хозяйства (1965-1975 гг.)» (1984) обобщает опыт Коммунистической партии Казахстана по следующим аспектам проблемы: повышение роли специалистов, подбор и расстановка руководящих кадров, подготовка механизаторских кадров, идейное воспитание кадров [248].

Найзагарин Т. в работе «Сотрудничество Казахстана с братскими республиками в условиях развитого социализма» (1977) затронул проблему снабжения кадрами сельского хозяйства Казахстана из других республик и подготовки специалистов в вузах и техникумах союзных республик [249]. Миграция квалифицированных кадров исследуется с периода освоения целинных земель. В монографии приводятся количественные данные: «С 1959 по 1965 г. многие сельскохозяйственные вузы и техникумы братских республик ежегодно присылали в Казахстан в среднем по 1000-1200 дипломированных специалистов. С 1966 по 1970 гг. из 12 республик прибыло больше 2460 молодых агрономов, инженеров, зоотехников, ветеринарных врачей и т.д.» [249, с. 135].

В работах Имашева С. Н. [250], Нокина К. Н. [251],                         Акинжанова М. А. [252], Тяжельникова Е. М. [253] освещается работа по улучшению условий труда и быта с целью привлечения кадров, подготовке специалистов в профессионально-технических училищах, экономической учебе сельскохозяйственных кадров, по созданию новых методов повышения квалификации и производственному обучению (например, ученические бригады), привлечению женщин к механизированному сельскохозяйственному производству, закреплению школьников на селе и т.д.

Заславская М. Б. в статье «Деятельность партийных организаций Казахстана по профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии в период развитого социализма» (1983) [254] изложила значение профессиональной ориентации учащихся, методы профпросвещения, профессиональной пропаганды в школах. Заславская выдвигает на первый план потребность на этапе развитого социализма в рабочих сельскохозяйственных специальностей.

Социологическое исследование Соскина С. Н. «Кадры сельского хозяйства: подготовка в системе образования» (1986) повествует в целом о системе подготовки кадров для сельского хозяйства согласно схеме: «сельская образовательная школа – резерв кадров», «сельские ПТУ – школа рабочих профессий», «сельскохозяйственные техникумы – канал подготовки кадров среднего звена» [255]. Каждая из составляющих важна в том, плане, что она формирует систему подготовки кадров.

Повышение культурно-технического уровня включает также партийную и экономическую учебу. Знание экономических законов социализма должно было стать обязательным для всех трудящихся. При интенсификации производства и хозрасчете не только руководителям (директорам, начальникам), бухгалтерам, инженерам, но и рабочим следовало разбираться в механизме экономки советского государства.

В книге «Экономическое образование трудящихся и интенсификация производства» раскрываются вопросы необходимости экономического образования. Касательно эффективности работы кадров с экономическим образованием в сельском хозяйстве высказались несколько деятелей. В работах первого секретаря Алма-Атинского обкома партии А. А. Аскарова «Экономическое образование и активность трудящихся в деле дальнейшего подъёма сельскохозяйственного производства» [256], заместителя министра сельского хозяйства Казахской ССР                      Г. Курманова «Экономическая подготовка кадров и рациональное использование земли, техники, удобрений, кормов» [257], второго секретаря Уральского обкома Компартии Казахстана  М. И. Усова «Влияние экономического образования на активизацию трудящихся в борьбе за повышение культуры земледелия и животноводства» [258], секретаря Джамбульского обкома Компартии Казахстана А. Ф. Шалова «Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и экономическая подготовка кадров» [259], секретаря Кустанайского обкома Компартии Казахстана В. И. Гальцова «Экономическое образование как условие успешного внедрения хозяйственного расчета в совхозах и колхозах» [260] высказан ряд преимуществ экономического образования.

Надо признать, что с 1960-х гг. государство приложило максимум усилий в преобразовании села. Если в целинный период решались проблемы продовольственного снабжения и индустриализации производства, то в рассматриваемый период программа преодоления различий между городом и деревней проявлялась в производственном оснащении сельского хозяйства и в улучшении социально-бытовой, культурной базы села.

Емелина Г. М. в кандидатской диссертации «Деятельность партийной организации Казахстана по повышению роли профсоюзов в подъеме сельского хозяйства (1966–1970 гг.)» (1976) затронула проблему деятельности профсоюзных организаций по улучшению культурно-бытовых условий трудящихся [261]. Рассмотрена работа профсоюзов в годы восьмой пятилетки по улучшению социального страхования на селе, охраны труда сельских тружеников и т.д.

Достанбаев Т. Ш. в 1983 году защитил кандидатскую диссертацию «Деятельность партийных организаций Казахстана по улучшению условий труда и быта сельских тружеников (1966–1970 гг.)» [262]. В диссертации рассматривается работа партии в годы восьмой пятилетки по улучшению условий и охраны труда. В этом контексте освещались вопросы механизации и электрификации сельскохозяйственного производства, научной организации труда, здравоохранения, расширения сети медицинских учреждений, обеспечения квалифицированным медицинским персоналом. Исследована проблема капитального строительства. Отдельной главой в диссертации рассмотрено торговое и культурно-бытовое обслуживание. Повествуется об управлении службы быта, развитии коммунального хозяйства, строительстве  учреждений культуры и т.д. На фоне внушительных результатов партийной работы в культурно-бытовом улучшении села, отмечены следующие недостатки: «организационные неурядицы в работе потребкооперации по снабжению населения товарами повседневного спроса, нарушение правил советской торговли, отставание службы быта и учреждений культуры по обслуживанию целого ряда полевых станов и участков отгонного животноводства, во многих случаях низкое качество бытовых услуг…» [262, с. 20].

С периода Перестройки вопросы социально-культурного развития тружеников сельского хозяйства историки рассматривают, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Обобщая деятельность партии по повышению культурно-технического, образовательного, профессионал<



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Социально-культурные преобразования на селе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-культурные преобразования на селе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)