Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерес как ведущий мотив социальной деятельности



2020-02-04 374 Обсуждений (0)
Интерес как ведущий мотив социальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определяя интерес как активное, избирательное отношение личности к определенному объекту действительности, мы рассматриваем его как сложное личностное образование, присущее человеку.

Обоснование интереса как ведущего мотива деятельности в микросоциуме для психолога очень важно.

Принципиальными и универсальными для различных сфер социальной работы являются следующие положения такого подхода:

1) понятие «интерес» отражает субъективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека;

2) истоки интереса лежат в общественной жизни;

3) в интересе выражены единство объективного и субъективного, т. е. с одной стороны, интерес указывает на значимый и ценный для личности предмет объективного мира, а с другой стороны, интерес, предпочтение одних предметов другим, раскрывают направленность самой личности.

Интерес как ведущий мотив социальной деятельности и поведения человека в его микросреде имеет личностный смысл.

Самостоятельный выбор видов социальной деятельности является для человека любого возраста стимулом для поиска новых интересов, подчеркивает личностное своеобразие каждого, раскрывающееся во всем содержании деятельности, а не в ограниченной, узкой, исполнительской сферах.

Это явление можно охарактеризовать как известный в психологии феномен близости интереса к рефлексу цели. И. П. Павлов   считал рефлекс цели «основной формой жизненной энергии каждого из нас». На важность самостоятельного поиска цели обращал внимание А. Н. Леонтьев,   который считал, что для возбуждения интереса к деятельности нужно создать мотив, а затем открыть возможности самостоятельного хождения цели в том или ином предмете, содержании. Именно таковым является механизм проявления и закрепления интересов в социальной деятельности человека, когда ему создана свободная, неформальная обстановка.

Своеобразие социальной деятельности заключается в том, что результаты составляющих ее действий нередко более значительны, чем воззвавший их к жизни мотив.

Именно так складывался, например, интерес в подростковом клубе, куда приводил подростков первоначальный мотив – элементарный интерес к мужественным видам спорта, желание научиться чему-то конкретному. В течение 1–1,5 лет интерес перерос в широкую гамму мотивов, теперь уже связанных с осо-знанием значимости своей деятельности.

Таким образом, интерес как основной мотив включения детей и взрослых в социальную деятельность может превращаться в широкие социальные мотивы.

 

Социализация личности

 

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он принадлежит.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социальную деятельность, точнее социализацию, делят на три стадии:

1) дотрудовую;

2) трудовую;

3) послетрудовую.

Это деление условное, ибо в одну и ту же стадию попадают люди, социализация которых существенно различается.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной:

1) младенчество (до 1 года);

2) младший дошкольник (1–3 года);

3) дошкольник (3–6 лет);

4) младший школьник (6-10 лет);

5) подросток (11–14 лет);

6) ранний юноша (15–17 лет);

7) юноша (18–23 года);

8) молодость (23–33 года);

9) зрелость (34–50 лет);

10) пожилой (50–65 лет);

11) старческий (65–80 лет);

12) долгожитель (старше 80 лет).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и др.

Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Усвоение норм и ценностей происходит не пассивно, оно идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Развитие человека происходит в результате решения им целого ряда задач. Их можно определить следующим образом: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.

 



2020-02-04 374 Обсуждений (0)
Интерес как ведущий мотив социальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерес как ведущий мотив социальной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)