Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Дополнительная (монографии и статьи)



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
II. Дополнительная (монографии и статьи) 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

САМАРА

2012

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (СГАУ)

 

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические указания для студентов I курса

очной формы обучения по направлению

035000 – «Издательское дело»

 

                                               САМАРА

Издательство СГАУ

2012

 

Составители: Н. А. Березина, А. А. Косицин

УДК 82 И

 

История зарубежной литературы: метод. указания / сост.: Н. А. Березина, А. А. Косицин. – Самара: Изд-во СГАУ, 2012. – 38 с.

 

Методические указания отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 035000 – «Издательское дело»; раскрывают содержание теоретической части дисциплины «История зарубежной литературы», а также содержат планы семинарских занятий, темы коллоквиумов, вопросы для подготовки к экзамену и тесты для студентов.

 

 

Рецензент: д-р филол. наук, доц. М. А. Перепёлкин

 

© Самарский государственный

аэрокосмический университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие сведения……………………………………………………….   4
Содержание курса……………………………………………………   5
Список рекомендуемой литературы по курсу………………………   14
Интернет-ресурсы……………………………………………………..   18
Планы семинарских занятий………………………………………….   19
Темы коллоквиумов…………………………………………………...   28
Список художественных текстов для обязательного прочтения…..   32
Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………   34
Вариант тестового задания……………………………………………   35

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

«История зарубежной литературы» – одна из ключевых дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Этот курс позволяет студентам-первокурсникам овладеть знаниями, которые занимают особое место при подготовке будущих работников в области издательского дела и книгораспространения.

Задачами курса являются:

· получить представление о роли художественной литературы в развитии общественного сознания;

· выработать четкое понимание взаимосвязи художественного произведения и историко-культурного контекста сопутствующей ему эпохи;

· изучить основные памятники мировой литературы;

· осмыслить произведения мировой литературы как памятники, имеющие научную, эстетическую и воспитательную ценности;

· выработать у студентов навыки реферирования изучаемого материала.

Курс истории зарубежной литературы тесно связан с всеобщей историей и культурологией.

В результате изучения дисциплины студент должен научиться:

· ориентироваться в историческом процессе развития зарубежной литературы;

· анализировать творчество писателей разных эпох и народов;

· самостоятельно работать с исследованиями и художественными текстами по истории зарубежной литературы;

· конспектировать и анализировать изучаемый материал;

· готовить доклады и сообщения для семинарских занятий и коллоквиумов.

При подготовке к занятиям студенты должны разбирать указанные в списке произведения художественной литературы, ознакомиться с соответствующими учебными пособиями и научной литературой.

Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» продолжается в течение двух семестров и завершается экзаменом в конце первого года обучения; в первую сессию по дисциплине сдается зачет. Условием допуска к экзамену и зачету является посещение лекционных занятий, активная работа на семинарских занятиях и коллоквиумах, выполнение тестов, своевременная подготовка и представление плана-конспекта (читательского дневника) по прочитанной литературе из списка художественных текстов.

План-конспект должен отражать понимание студентом каждого прочитанного им произведения и конспективно, в тезисах, излагать основные черты художественного текста. В плане-конспекте необходимо высказать соображения о конкретных прочитанных произведениях по трем направлениям: историко-культурное (т.е. объяснить, чем было порождено данное произведение, какие исторические факторы претворили его в жизнь), поэтологическое (т.е. показать, как сделано произведение: каков его язык, стиль, художественные и др. особенности) и личное (т.е. обозначить характер своего – читательского – отношения к данному произведению, указав на наиболее интересную его сторону: достойную внимания художественную деталь, своеобразие сюжета или проблематику).

При подготовке к семинарским занятиям и коллоквиумам основой должны служить прочитанные тексты изучаемых произведений и конспекты рекомендуемой литературы. Лекции не должны быть единственным источником знаний по изучаемому предмету. На семинарских занятиях и коллоквиумах студент должен раскрыть реализацию творческих принципов писателя на уровне анализа отдельного произведения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Фольклор и литература

Долитературные формы словесного искусства: сказка, считалка, загадка, предание, притча, легенда.Мифическое сознание. Миф как синтез религии, философии, науки и искусства. Представление о человеке и мире. Представление о природе вещей. Понятие всеобщей персонификации. Тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени в долитературную эпоху. Представление о времени и пространстве. Феномен предсказания и пророчества.

Литература Древнего Востока

 

Проблема периодизации древних литератур. Древнеегипетская литература: тексты пирамид, гимны, сказки, пророчества. Шумерская и вавилонская литература: проблема заимствований. Хеттская литература и литература хурритов: анналы, хроники; «Молитвы во время чумы». Литература Древнего Китая: «Книга перемен» («Ицзину»), «Книга истории» («Щуценчу»), «Книга песен» («Щицзину»). Древнеиндийская литература: веды, гимны, наставления, философские диалоги, басни, притчи, жизнеописания; «Рамаяна», «Махабхарата». Древнеиранская литература: зороастризм; «Авеста». Древнееврейская литература: исторические книги, псалмы, Танах (Ветхий Завет).

Античная литература (Греция, Рим)

 

Историческое значение античной литературы, ее хронологические границы. Сохранность наследия античности.

Древнегреческий фольклор и мифология. Фетишизм, анимализм, зооморфизм, антропоморфизм, олимпийская мифология. Основные виды греческого фольклора: сказка, песня, басня.

Эпические жанры в древнегреческой литературе. Роль мифологии в развитии античной литературы. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: роль богов в развитии повествования, художественные особенности, композиционная структура поэм. Важнейшие особенности эпического стиля – масштабность, ретардация, повторы, типические места, «закон хронологической несовместимости».

Дидактический эпос. Творчество Гесиода: «Труды и дни», «Теогония». Отличие дидактической эпической традиции от героического эпоса.

 Гомеровские гимны и пародии на героический эпос («Батрахомиомахия» / «Война мышей и лягушек»).

Древнегреческая лирика, ее жанровые разновидности и представители. Монодийная и хоровая лирика. Ямбическая поэзия: Архилох, Гиппонакт. Элегическое творчество: Тиртей, Мимнерм, Каллин Эфесский, Солон. Мелическая поэзия: Пиндар, Вакхилид, Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Возникновение и устройство театра в Древней Греции. Творчество Феспида. Основная проблема античной драмы – проблема должного поведения человека. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Оценка театрального и драматургического новаторства трагиков. Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана. Пацифизм Аристофана, социально-политическая направленность его творчества. Тема неодобрения Пелопонесской войны в комедиях Аристофана: «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата».

Литература эпохи эллинизма и римского владычества. Жанр новоаттической комедии и ее литературные достижения. Творчество Менандра: «Брюзга», «Третейский суд». Александрийская поэзия: Каллимах, Феокрит. Проблема происхождения жанра романа в Древней Греции: «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Значение римской литературы, основные этапы ее развития и периодизация. Римский фольклор и специфика римской мифологии. Римский эпос. Творчество Вергилия; художественный мир поэмы «Энеида». Становление римского театра. Первые римские поэты: Ливий Андроник, Гней Невий. Творчество представителей жанра «комедии плаща»: Плавт, Теренций. Римская поэзия и проза: Гораций, Овидий, Катулл, Тибулл, Проперций, Ювенал, Марциал, Петроний.

 

Литература Средневековья

 

Периодизация средневековой литературы: основные черты, направления, жанровая система. Проблема единства средневековой литературы: античность и христианство, фольклор и литература. Роль христианства в формировании специфического типа сознания. Библия как основа средневекового мировоззрения. Пространственно-временные представления средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания, их отличие от Нового времени.

Кельтский архаический эпос: картина мира и образ человека; героические песни «Эдды». Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Испанский героический эпос: «Песнь о моем Сиде».

Рыцарская литература, ее историко-социальные основы. Рыцарский роман: основные черты поэтики, национальные формы. Картина мира и образ человека.

Рыцарская лирика и ее национальные разновидности (провансальская, северофранцузская, немецкая). Поэзия трубадуров, труверов, вагантов, миннезингеров.

Пародический животный эпос: «Роман о лисе» и его национальные варианты (немецкий, голландский, французский). «Изенгрим» Нирварда Гентского.

Творчество Ф. Вийона – первого лирика позднего Средневековья.

Литература Возрождения

Культура Возрождения – культура «нового времени»: исторические предпосылки возникновения. Картина мира и образ человека в культуре Возрождения. Человек как основа нового художественного языка эпохи. Структурно-математическое понимание красоты. Открытие линейной перспективы.

Итальянская литература эпохи Возрождения. Творчество Данте Алигьери – последнего поэта Средневековья и первого поэта Нового времени. «Божественная комедия»: сочетание средневекового и возрожденческого сознания в композиции и образном строе произведения.  Творчество Ф. Петрарки: «Книга песен». «Декамерон» Дж. Бокаччо: особенности композиции, картина мира и образ человека в произведении.

Литература и культура Возрождения во Франции. Творчество Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: особый смеховой мир романа, народные истоки поэтики. Деятельность поэтического объединения «Плеяда». Гуманизм лирики П. Ронсара. Кризис французского гуманизма в творчестве М. Монтеня.

Предшественник английского Возрождения Дж. Чосер. «Утопия» Т. Мора: основные идеи и художественные особенности. Развитие английского театра в конце XVI в. Творчество К. Марло. Творчество У. Шекспира: периодизация, основные черты поэтики, картина мира и образ человека; исторические хроники, «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир».

Испанская литература Возрождения. Особенности испанского гуманизма. Творчество М. Сервантеса. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: проблема жанра романа, образы главных героев, отличие первого тома романа от второго.

Плутовской роман. Картина мира и образ человека в плутовском романе. «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения»: структура сюжета.

Литература XVII века

 

XVII век – самостоятельный период истории зарубежной литературы. Основные направления в литературе XVII века: классицизм, маньеризм, барокко. Концепция гуманизма XVII века. Роль науки в изменении мировоззрения европейцев.

Барочное направление в испанской литературе XVII века. Испанский театр XVII века и драматургия П. Кальдерона. Художественной своеобразие испанской барочной драмы. Л. Гонгора и испанская поэзия XVII века.

Театр французского классицизма. Характеристика литературы XVII века во Франции. Классицистическая трагедия, особенности жанра. Творчество П. Корнеля; трагическая коллизия в пьесе «Сид». Отражение нового этапа развития классицизма в творчестве Ж. Расина: «Федра», «Андромаха». Жанровое своеобразие комедий Ж. Б. Мольера; идейно-художественное своеобразие комедии «Тартюф»; сатирическое мастерство драматурга.

Характеристика литературного процесса в Англии XVII века. Поэзия Дж. Донна. Художественное своеобразие поэмы «Потерянный рай» Дж. Мильтона; проблема положительного героя поэмы.

Литература Просвещения

Историческое значение западноевропейского Просвещения и развитие литературного процесса XVIII века. Исторические и экономические причины возникновения и развития Просвещения. Характеристика литературных направлений XVIII века: классицизм, рококо, сентиментализм, споры о реализме.

Английская роман XVIII века: типология, эволюция. Художественное своеобразие «Робинзона Крузо» Д. Дефо. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта как обобщенная сатирическая картина общества. Психологические романы С. Ричардсона. Художественное новаторство Г. Филдинга. Особенности композиции и стиля романов Л. Стерна: «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Изображение внутренней жизни человека, человеческого сознания и психологии.

Просвещение во Франции. Характеристика основных литературных направлений, их синтез в творчестве представителей французской литературы. Религиозно-философские, социально-политические и эстетические взгляды Вольтера. Повести Вольтера: основные мотивы и общие черты художественной организации. Характеристика мировоззрения и художественных взглядов Д. Дидро. Проза Д. Дидро: «Монахиня», «Племянник Рамо». Идейное содержание трактатов Ж.-Ж. Руссо. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: жанровое своеобразие, психологизм. Творчество А.-Д.-Ф. де Сада как апогей эпохи Просвещения: «Жюстина, или Несчастья добродетели», «120 дней Содома, или Школа разврата».

Немецкая литература XVIII века. Творчество И.-В. Гете. «Страдания молодого Вертера» как произведение немецкого сентиментализма. Проблема «веймарского классицизма». Трагедия «Фауст»: философская проблематика, идейный смысл сопоставления образов Фауста и Мефистофеля.

Творчество Ф. Шиллера: особенности художественного метода. Тираноборческий пафос драмы «Разбойники». Антифеодальная направленность драмы «Коварство и любовь». Тема национально-освободительной борьбы в драме «Вильгельм Телль».

 

Литература XIX века

 

Романтическая концепция мира и личности.

Великая французская революция как веха в развитии культуры нового времени. «Романтическая эпоха» и романтическая культура: аспекты романтического и просветительского типов мышления. Художественный метод романтиков и особенности романтической поэтики.

«Иенская школа» романтиков. Теория и практика искусства романа Ф. Шлегеля. Своеобразие романтической этики и проблема личности. Концепция искусства и художника. Теория романтической иронии. Романтическая ирония в комедиях Л. Тика. Духовные истоки романтизма Новалиса: «Фрагменты»; романтическая концепция «Гимнов к ночи»; жанровые особенности, творческие задачи и поэтика романа «Генрих фон Офтердинген».

«Гейдельбергская школа» романтиков. Критика романтического индивидуализма и поиск сверхличных ценностей. Проповедь национальной исключительности и интерес к фольклору. Творчество А. Арнима. Эволюция взглядов в творчестве К. Брентано. Просвещение, классицизм и романтизм в творчестве Г. Клейста.

Творчество Э.-Т.-А. Гофмана: основной конфликт в художественном мире и поэтике повествования; поэтика романтической новеллы-сказки («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Природа двоемирия и романтическая ирония у Гофмана. Рациональное и иррациональное в человеке. Тема двойника. Роман «Житейские воззрения кота Мурра»: романтическое понимание биографии, соотношение двух биографий в романе; сатирический план романа.

«Озерная» школа»: философско-социальная и эстетическая программа. Место У. Блейка в английской литературе: основные черты творческой индивидуальности; особенность образности, стиля, проблематики в сборнике «Песни невинности и опыта», книге «Бракосочетание Рая и Ада». Основные черты поэзии С. Колриджа: концепция поэтической речи, теория символа; символика, образная система и проблематика поэмы «Сказание старого морехода». Творческая индивидуальность П. Б. Шелли. Место Дж. Китса в поэзии английского романтизма, специфические особенности его романтического видения мира. Творчество Дж. Байрона: просветительская позиция, классицизм и романтизм в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» (проблема романтического героя, образ автора, концепция истории, мотив мировой скорби); трагедия крушения просветительских иллюзий и мировая скорбь в драматической поэме «Манфред»; нравственные проблемы драмы-мистерии «Каин»; жанровые особенности поэмы «Дон Жуан».

Исторический роман В. Скотта: диалектика исторической правды и художественного вымысла. Художественное новаторство В. Скотта в создании жанра исторического романа.

Место романтизма в американской литературе, исторические условия его возникновения и черты национальной специфики. Творчество В. Ирвинга, Романтическая сущность романов Ф. Купера: эстетический идеал, особенности поэтики. Творчество Э. По.

Ф.-Р. Шатобриан – «отец романтизма» во французской литературе; особенности романтического стиля писателя. Поэтика романтического психологического романа «Адольф» Б. Констана: романтическая диалектика свободы и зависимости, создание модели «байронического героя». Творчество В. Гюго: «Предисловие к “Кромвелю”» как манифест романтического искусства. Теория и практика романтической драмы.

Реалистическая концепция мира и человека.

Эпичность творчества О. де Бальзака. Основные черты реалистической эстетики в замысле «Человеческой комедии»: концепция мира и человека. «Красное и черное» Стендаля как роман судьбы и роман эпохи. Поэтика реалистической новеллы П. Мериме. Новаторство Ш. Бодлера во французской поэзии: трагизм человеческой судьбы, двойственность натуры, специфика образности. Эстетическая теория Г. Флобера: отождествление красоты и истины, творчества и познания; реализация эстетических принципов в особенностях поэтики романа «Госпожа Бовари».

Творчество Ч. Диккенса: новое понимание связей в буржуазном мире и применение новых художественных форм изображения; творческий метод в романах «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Домби и сын». Особенности творческого метода У. Теккерея: связь мироощущения и творческого принципа изображения мира со взглядами и принципами просветителей; «Ярмарка тщеславия» и сатирическое изображение английской буржуазно-аристократической действительности.

Творчество Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»: реализм и аболиционизм в романе. Поэтический сборник «Листья травы» У. Уитмена: космизм и демократизм мировоззрения автора, особенности поэтики.

Литература рубежа XIX – XX веков

Декаданс 1870–90-х годов как тип трагического мировосприятия и творческой мифологии. Тема «заката Европы». Пессимизм и переживание глобального кризиса системы европейских ценностей. Особенности трагического конфликта между художником и жизнью. Место натурализма, импрессионизма, символизма, декадентства, неоклассицизма в декадансе и соотношение между ними.

Парнасская и бодлеровская традиция во французской поэзии конца XIX века. Манифесты поэтического символизма (Ж. Мореас, С. Малларме). П. Валери о символизме. Поэзия П. Верлена: образ «римского мира периода упадка» и «поэта-бродяги». Символистское жизнестроительство как составная часть поэтической легенды А. Рембо («Цветной сонет», «Искательницы вшей», «В зеленом кабаре», «Озарения», «Сезон в аду», «Пьяный корабль»).

Становление бельгийской франкоязычной литературы и творчество Ш. де Костера. М. Метерлинк как реформатор европейской драмы, его концепция символистского театра (сближение спектакля и поэзии, понятие мистерии, несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, развитие традиции «commedia dell'arte»). Специфика метерлинковской театральности: идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», способы оформления спектакля, звуковых эффектов; драма «молчания», «ожидания», «непонимания», пробуждения.

Драматургия Г. Ибсена и становление норвежского литературного языка. Творчество К. Гамсуна: сочетание натурализма, символизма и неоромантизма в творческой манере писателя. Роман «Пан»: смысл названия, трактовка любви.

Творчество Ф. Ницше. Ницшеанский проект «нового человека» и посюсторонней религиозности («человекобожия»). Особенность жанра сочинений автора; символичность их образности; пародия библейского стиля; интерпретация конфликта между культурой и цивилизацией. «Сверхчеловек» и поэзия отрицательных величин в творчестве Ф. Ницше («гений как болезнь»); отказ от всех форм двоемирия; трагический смысл самопознания.

Символистская теория искусства О. Уайльда. Уайльдовский эстетизм; мотив убийства любви в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и романе «Портрет Дориана Грея».

Творчество Р. Стивенсона и начало английского неоромантизма. Тема «бремени белого человека» в творчестве Р. Киплинга и ее аллегорическое осмысление в «Книге джунглей»; полемика с поколением О. Уайльда и символистским представлением о художнике. Неоромантизм Дж. Конрада; идея живописности стиля. Трагедия самопознания в повести «Сердце тьмы».

Натуралистические и неоромантические тенденции в творчестве Дж. Лондона («Морской волк», «Северные рассказы»); проблема художника («Мартин Иден»). Психологизм Г. Джеймса; концепция «точки зрения», «центрального сознания», «персонажей-светильников» («Послы», «Вашингтонская площадь», «Дэзи Миллер», «Портрет дамы», «Крылья голубки»). Социальный роман Т. Драйзера, особенности его натурализма; жертвы «религии успеха» в романе «Американская трагедия».

Литература XX в ека

Литература и мир после первой мировой войны.

Первая мировая война: удар по гуманизму. Дегуманизация искусства. Два типа реакции на новые обстоятельства: безответственный гедонизм и поиски новой веры (религия, коммунизм, фашизм). Модернистские течения как реакция на военные события и революционные перемены в мире. Дадаизм и сюрреализм. Литературные манифесты и памфлеты сюрреалистов, их отношение к предшествующей литературной традиции.

Творчество Г. Аполлинера: поэзия и время в сборнике «Каллиграммы». Визуальная лирика: синтез поэзии и графики (поэты-сюрреалисты Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар). Эстетическая позиция и своеобразие художественного метода М. Пруста; «В поисках утраченного времени» как новый жанр «субъективной эпопеи». Социально-критическая и этическая проблематика романов Ф. Мориака (роман «Мартышка»). Проблема поисков духовных основ человеческой жизни в творчестве А. де Сент-Экзюпери (философская сказка «Маленький принц»). А. Барбюс как один из основоположников социалистической литературы ХХ века; антивоенная тема в романе «Огонь».

Идейно-философская и общественно-политическая ситуация в Испании начала ХХ века. Творчество А. Мачадо, Х. Хименеса, М. де Унамуно. Фольклорно-мифологическая традиция в поэзии Ф. Г. Лорки.

Социокультурные и философские условия развития литературы Германии после первой мировой войны. Отражение трагедии «потерянного поколения» в романе «На западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарка: дегероизация войны и идеализация солдата, изображение психологии героев. Основные принципы «эпического театра» Б. Брехта: обращение к разуму, а не к эмоциям; активизация сознания зрителя; отсутствие принципа перевоплощения; разрушение сценической иллюзии. Традиции немецкого романтизма в творчестве Г. Гессе (роман «Игра в бисер»).

Жанр притчи в творчестве Ф. Кафки. Изображение трагизма бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными. Проблема личности в романе «Человек без свойств» Р. Музиля. Тенденция перехода от социальной постановки проблемы гуманизма к духовно-нравственной и философско-психологической.

Дж. Джойс как предтеча постмодернизма. «Улисс» как роман «потока сознания»; роль мифа в произведении; «слово» и «текст» как герои романа. Особенности повествовательной техники в романе «Миссис Дэллоуэй» В. Вульф. Концепция «естественного человека» в романе «Любовник леди Чаттерлей» Д. Лоуренса. Место Т. С. Элиота в литературе XX века. Тема смерти, опустошенности, безжизненности в поэме «Бесплодная земля». Жанр утопии и антиутопии в творчестве О. Хаксли («О дивный новый мир») и Д. Оруэлла («1984»): человек в системе тоталитарного государства; формы протеста против существующей системы.

Историческая ситуация и литературно-общественная борьба в США после первой мировой войны. Литература «потерянного поколения»: формалистическое экспериментаторство Дж. Дос Пассоса («42-я параллель», «1919», «Большие деньги»), гуманистический пафос Э. Хемингуэя («Прощай, оружие!», «Старик и море»), романтическое преломление темы американской мечты и противостоящего прагматизма в творчестве Ф. С. Фицджеральда («Великий Гэтсби»). «Второе открытие Америки» в литературе «красных тридцатых»: «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека. Модернизм У. Фолкнера; обращение писателя к проблематике американского Юга («Сарторис», «Шум и ярость»). Поиски формы современной трагедии и поэтика драматургии Ю. О’Нила; мотив трагичности для человека разрыва с природой («Косматая обезьяна», «Любовь под вязами»). Теория «пластического театра» Т. Уильямса.

Драматургическая техника Л. Пиранделло («Шестеро персонажей в поисках автора»).

Литература после второй мировой войны.

Французский экзистенциализм. Роман «Тошнота» Ж.-П.Сартра как философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Литературный экзистенциализм А. Камю. Социальный гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Э. Ионеско (абсурдизм в пьесе «Лысая певица»). Театр С. Беккета (антидрама «В ожидании Годо»): эстетика бездействия и безмолвия. Пародирование стереотипов современного общества в «новом романе» Н. Саррот («Золотые плоды»). Художественный мир романа-метафоры А. Роб-Грийе («В лабиринте»).

Социально-политические и эстетические предпосылки развития латиноамериканской литературы. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания. Возрастание роли литературы «третьего мира» в мировом литературном процессе второй половины XX века. Философские рассказы Х. Л. Борхеса («Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок»). Художественный и социальный смысл игры в романе Х. Кортасара «Игра в классики». Колумбийская провинция и тема одиночества в ранней новеллистике Г. Г. Маркеса («Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества»); философское осмысление истории и проблема национального самосознания.

Пути развития немецкой культуры в условиях разделенной Германии. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. Творчество М. Фриша («Назову себя Гантенбайн», «Homo Faber»), Г. Бёлля («Глазами клоуна»), П. Зюскинда («Парфюмер»).

Тема ответственности и личного выбора в творчестве Г. Грина. Романный цикл «Чужие и братья» Ч. Сноу. Философско-аллегорические романы-притчи У. Голдинга («Повелитель мух», «Шпиль», «Бумажные людишки»). Антиутопия в творчестве Э. Берджесса («Недостающее семя», «Заводной апельсин»).

Смена поколений и приоритетов в американской литературе. Роман «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера: психологический портрет героя. Литература «разбитого поколения», ее концепты (добровольная бедность, бродяжничество, эротическая свобода, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем, дзэн-буддизм). Творчество Дж. Керуака («В дороге», «Бродяги Дхармы»). Нонконформизм К. Кизи: образ героя-бунтаря. Социально-психологическая и ироническая проза Дж. Апдайка («Кролик, беги!»).

Постмодернизм как феномен второй половины XX века. Постмодернизм в литературе и споры о его сущности. Понятия и термины постмодернистской эстетики. Формы авторского присутствия в романе «Женщина французского лейтенанта» Дж. Фаулза. Роман «Имя розы» У. Эко как явление постмодернизма: жанр, проблематика, интертекстуальность. Роман-энциклопедия «Хазарский словарь» М. Павича: сюжетно-композиционная организация, способы чтения и проблема истины.  

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

 

I. Основная (учебники и учебные пособия)

 

Синило Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988.

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: учеб. для вузов / Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. М.: Высшая школа, 2000.

История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Разумовской. М.: Высшая школа, 2001.

История зарубежной литературы XVIII века: учеб. пособие для вузов/ под ред. Л. В. Сидорченко. М.: Высшая школа, 2001.

История зарубежной литературы XIX века: учеб. для вузов / под ред. Н. А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 2000.

Толмачёв В. М. Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. М.: Academia, 2003.

Зарубежная литература XX века: учеб. пособие / под ред. Л. Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2004.

 

II. Дополнительная (монографии и статьи)

 

Древний Восток

 

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М.: Наука – Восточная литература, 1993.

Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука – Восточная литература, 1986.

Замаровский В. Тайны хеттов. М.: Вече, 2000.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1991.

Кьера Э. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. М.: Наука, 1984.

Античность

 

Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Гелеос, 2007.

Лосев А. Ф. Античная литература. М.:1997.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М.:1977

Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История антич. лит. Изд. 2. М.: 1971

Шевченко Л. И. Древнегреческая литература: учебно-методическое пособие по античной литературе. Часть I. Самара: Самарский университет, 2000.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
II. Дополнительная (монографии и статьи) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Дополнительная (монографии и статьи)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)