Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар 9. Сюжетно-композиционные особенности романа «Дон Кихот» М. Сервантеса



2020-02-04 588 Обсуждений (0)
Семинар 9. Сюжетно-композиционные особенности романа «Дон Кихот» М. Сервантеса 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. История создания романа.

2. Жанровое своеобразие романа. Жанровые источники (рыцарский, пасторальный, плутовской роман).

3. Особенности композиции романа. Роль мотива дороги. Система образов романа.

4. Дон Кихот. Дон Кихот и рыцарский идеал.

5. Санчо Панса. Смысл образа.

6. Смысл вставных новелл.

7. Роль романа Сервантеса в дальнейшем развитии жанра романа.

 

Литература

Багно В. Е. Дорогами «Дон Кихота»: судьба романа Сервантеса. М.: Книга, 1988.

Бочаров С. Г. О композиции «Дон Кихота» // Он же. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М., 1985.

Державин К. Н. Сервантес. М., 1958.

Пинский Л. Е.  Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

Пискунова С. Н. Истоки и смысл смеха Сервантеса // Вопросы литературы. 1995. № 2. С. 143–169.

Светлова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса: проблема поэтики. Л., 1966.

 

Семинар 10. Драма «Жизнь есть сон» П. Кальдерона как произведение барокко.

План

1. Своеобразие сюжетного развития в драме.

2. Роль первого монолога Сехизмундо в структуре пьесы. Идейно-художественная функция рефрена.

3. Символико-метафорический смысл системы персонажей и основных этапов развития конфликта.

4. Значение женских образов.

5. Смысл заключительной сцены. Как в развязке реализуется вывод героя о зыбкости границ между сном и жизнью?

 

 

Литература

Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературных и текстологических аспектах. М., 1975.

Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Он же. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XIX века. М., 1978.

Силюнас В. Испанский театр XVI- XVII веков. М., 1995.

 

 

Семинар 11. Поэтика романа «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо.

План

1. Антитеза «естественного» человека и «противоестественного» общества как основа взглядов Ж. Ж. Руссо.

2. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: смысл заглавия, проблематика, социально-психологический смысл основного конфликта.

3. Образы главных героев.

4. Духовная драма героев. Этапы любовно-психологического и этического конфликта.

5. Художественное новаторство Ж. Ж. Руссо. Оправданность и необходимость эпистолярной формы. Специфика сентименталистского психологизма.

Литература

Занадворова Т. Л. Сентиментализм Ж. Ж. Руссо. Челябинск, 1983.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм ). Ростов н/Д, 1992.

Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.     

 

 

Семинар 12. Трагедия И.-В. Гете «Фауст» – художественный итог и синтез немецкого Просвещения.

План

1. Эволюция замысла пpоизведения. Изменение взглядов Гете на фигуру Фауст.

2. «Споp о человеке» в тpагедии. Пролог на небе, его художественный смысл. Пролог как символико-философский «ключ» трагедии.

3. Обpаз Фауста, его эволюция в сюжете произведения. Идейно-философская наполненность этого обpаза.

4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля.

5. Идейно-художественное своеобpазие «Фауста». Споpы о методе, жанpе «Фауста». Синтетичность пpоизведения. Соотношение первой и второй частей произведения.

Литеpатуpа

Аникст А. Гете и «Фауст». М., 1983.

Волков И. Ф. «Фауст» Гете и пpоблема художественного метода. М., 1970.

Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987.

Верцман И. Эстетика Гете // Он же. Проблемы художественнго познания. М., 1967.

 

Семинар 13 . Романтизм Ж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда»).

План

 

1. Жизнь и поэзия Байрона.

2. Выражение мироощущения поэта в лирике.

3. Новаторство поэмы в сфере поэтической речи XIX века.

4. История создания поэмы.

5. «Паломничество Чайльд Гарольда» – энциклопедия английской жизни эпохи Байрона.

6. «Байронический герой» романтический герой-мечтатель

Литература

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. М., 1978.

Зверев А. М. Звезды падучей пламень: жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

Марчанд Л. А. Лорд Байрон: заложник страстей. М., 2002.

Семинар 14. Натурализм Э. Золя («Жерминаль»).

 

План

 

1. Место эпопеи «Ругон-Маккары» в творчестве Э. Золя.

2. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Э. Золя.

3. Эволюция образа Этьена Лантье

4. Вторичные персонажи романа

5. Своеобразие творческого метода Э. Золя. Сочетание документалистики с символистской литературой

Литература

 

Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: художественное и идейно-философское единство. Саратов, 1984.

Кучборская Е. П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. М., 1973.

Михальская Н. П. Роман Э. Золя «Жерминаль» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 156–163.

 

 

Семинар 15. Гротеск и ужас Ф. Кафки («Превращение»).

План

 

1. Реализм повествования в новелле «Превращение».

2. Проблема «маленького человека» в контексте трагической вселенной Кафки.

3. Грегор и его семья. Что обнаруживает превращение Грегора в его родителях и сестре? Реакция каждого на происходящее. Сужение жизненного пространства семьи. Тема дверей. Распад семьи.

Литература

 

Адорно Т. Заметки о Кафке // Звезда. 1996. № 12. С. 120–139.

Беньямин В. Франц Кафка // Звезда. 2000. № 8. С. 121–136.

Брод М. Франц Кафка // Звезда. 1997. № 6. С. 118–151.

Кацева Е. Описание другой борьбы: история появления произведений Ф. Кафки в бывшем Советском союзе // Знамя. 1993. № 2. С. 194–200.

Карельский А. Лекции о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. 1995. №8. С. 241–248.

Набоков В. Две лекции по литературе // Иностранная литература. 2007. № 11. С. 185–233.

 

 

Семинар 16. Новаторство драмы «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и её влияние на мировой театр.

 

План

 

1. Основные принципы «эпического театра».

2. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и её дети».

3. Трагическая вина Мамаши Кураж – политическая и духовная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж.

4. Брехт и развитие драматургии XX века.

Литература

 

1. Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

2. Фрадкин И. М. Брехт: путь и метод. М., 1985.

3. Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

 

 

Семинар 17. Литература «потерянного поколения» («Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя).

План

 

1. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!». Семантика названия. Иронический подтекст.

2. Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора.

3. Война – способ самопознания и экзистенциональное событие внутреннего мира.

4. Концепция любви в контексте современного трагического мира.

5. Особенности поэтики Хемингуэя. Принцип «айсберга».

Литература

 

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй: герой и время. М., 1980.

Петрушкин А. И. В поисках идеала и героя: творчество Эрнеста Хемингуэя в 20-30-е годы. Саратов, 1986.

Финкелштейн И. Л. Хемингуэй-романист: Годы 20-е и 30-е. Горький, 1974.

Чертанов М. Хемингуэй. М., 2010 (сер. «ЖЗЛ»).



2020-02-04 588 Обсуждений (0)
Семинар 9. Сюжетно-композиционные особенности романа «Дон Кихот» М. Сервантеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар 9. Сюжетно-композиционные особенности романа «Дон Кихот» М. Сервантеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)