Развитие организационных структур управления предприятием. Информационное поле предприятия
В связи с тем, что организационная структура управления является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на организацию и выбор технологий управленческого учёта, рассмотрим её развитие. Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии): § принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; § принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; § принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; § принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; § принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; § принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационная структура управления, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура). Преимущества линейных структур: § четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях; § четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство; § ясно выраженная ответственность; § быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки линейной структуры: § в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими; § слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; § малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; § большое число «этажей» или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; § повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. Таким образом, можно заключить, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Организационная структура управления – процессная модель Процессные системы строятся на базе нескольких базовых принципов: § принцип объединения процедур: выполнявшиеся различными сотрудниками операции, интегрируются в одну, то есть происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс; § принцип неразрывной последовательности: шаги процесса выполняются в естественном порядке, работа выполняется в том месте, где это целесообразно, смешанными группами, состоящими из работников различной предметной (функциональной) принадлежности или специализации; § принцип владельца процесса: уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта, он играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком, и ведет себя с заказчиком так, как если бы был ответственным за весь процесс; § принцип самостоятельности выбора: исполнители принимают самостоятельные решения и несут ответственность за получение заданного результата деятельности; § принцип горизонтального контроля: качество результата проверяется его потребителем – следующим элементом процессной цепочки; § принцип системности (целостности) управления: управление затратами происходит по месту их возникновения, система управления издержками строится совместно с организационной структурой, без отрыва от деятельности, «один процесс – одно подразделение – один бюджет». Преимущества процессных структур: § четкая система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях; § четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство; § наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи; § быстрая реакция исполнительных процессных подразделений на изменение внешних условий; § критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованны и сонаправленны. Недостатки процессной структуры: § повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств рядовых работников и исполнителей. § управление смешанными в функциональном смысле рабочими командами – более сложная задача, нежели управление функциональными подразделениями; § наличие в команде нескольких человек различной функциональной квалификации неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании. Обобщая, можно заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки. Организационная структура управления – матричная модель Матричные структуры совмещают принципы построения функциональных и процессных систем. В этих структурах существуют жестко регламентированные процессы, находящиеся под управлением менеджера процесса. По существу, роль менеджера процесса состоит в координации действий внутри процесса. На практике матричные структуры хорошо применимы для организации управления проектной деятельностью, и мало подходят для регулярного менеджмента, так как содержат в своей природе некоторое двоевластие – процессов и функций. Смешанные структуры Если применять различные модели организации деятельности в пределах отдельных бизнес-процессов, то можно использовать преимущества той или иной организационной модели. При этом для организации в целом будет применяться процессная организация основных структурных блоков, а в рамках отдельных блоков могут применяться различные модели. Выбор тех или иных субмоделей зависит от специфики и особенности бизнеса. Для формирования организационной структуры в необходимо: § Сформировать иерархический справочник подразделений и должностей § Заполнить необходимые параметры подразделений и должностей § Автоматически построить организационные диаграммы В связи с тем, что процесс управления носит информационный характер, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органами управления и окружающей средой. Т.е. можно сказать, что организационная структура тесно связана с понятием информационная структура управления, которая характеризует внутреннее строение и взаимосвязь функций управления и процессов производства и бизнес-процессов. Совокупность деловой информации назовем информационным полем. Рассмотрим некоторые аспекты формирования информационного поля предприятия. В целом информационное поле предприятия можно подразделить на собственное и внешнее. Собственное информационное поле объединяет информацию, зарождающуюся внутри предприятия. К такой информации следует относить: Ø данные бухгалтерского учета и другой обязательной отчетности за текущий и прошлые периоды; Ø первичные документы бухгалтерского, торгового и оперативного учета; Ø приказы и распоряжения руководителя и менеджеров всех звеньев (письменные и устные); Ø данные внутреннего документооборота (бумажного и электронного); Ø результаты собственного анализа финансово-хозяйственной деятельности; Ø другие данные (например, результаты анкетирования сотрудников предприятия). Важно отметить, что качество собственного информационного поля предприятия зависит в основном от позиции самого предприятия (в первую очередь руководства). Четкая организационная структура управления, рациональное распределение функциональных обязанностей среди персонала, надежный и удобный учет на базе современных автоматизированных систем, продуманная схема документооборота способствуют улучшению и развитию информационного поля, и соответственно повышению качества принимаемых управленческих решений. Напротив, пренебрежение к сбору, обработке и анализу внутренней информации приводит к проблемам управления бизнес-процессами на предприятии. Тем не менее задача оптимизации внутреннего информационного поля предприятия существенно проще оптимизации поля внешнего. Дело в том, что собственное поле формируется за счет внутренних источников информации, которые можно легко проверить на полноту и достоверность. В случае с внешним полем сделать это не всегда возможно. Количество разновидностей внешней информации и ее источников весьма значительно, поэтому перечислим основные: Ø законы, указы, приказы и другие нормативные документы федерального уровня; Ø нормативные акты отраслевого, регионального и местного уровня; Ø комментарии к указанным выше нормативным актам (пресса, другие сми, базы данных, интернет); Ø данные о состоянии отрасли (сми, интернет, результаты заказных исследований); Ø данные о состоянии мировой экономики (сми, базы данных, интернет); Ø реклама и информация партнеров и конкурентов (прямая реклама, сми, выставки, семинары и конференции, презентации, интернет); Ø информация от клиентов (обратная связь); Ø выводы консультантов и экспертов, результаты внешних (заказных) маркетинговых исследований и аудиторских проверок. Проблемы формирования внешнего поля. Перечислим основные проблемы, возникающие при создании внешнего информационного поля. 1. Частичность информации. В ряде случаев из одного источника можно получить не всю информацию, а лишь ее часть, при этом непонятно, где можно взять недостающую информацию. 2. Недостоверность информации. Часть информации (особенно в некоторых сми и в интернет) представляется сомнительной, а в ряде случаях - и ложной. Тем не менее других источников может не быть, и тогда приходится либо учитывать такую информацию, либо отказываться от нее. 3. Противоречивость информации. Одни источники противоречат другим, причем нельзя однозначно определить достоверный источник. 4. Избыточность информации. Информация слишком подробна, и на выделение из нее части, необходимой для бизнеса, требуются значительные усилия. 5. Разнородность информации. Информация из разных источников поступает в различном виде (письменно, устно, по электронной почте, в виде графиков и таблиц, в виде интернет-файлов и т.д.). ДОстаточно сложно организовать унификацию такой информации для дальнейшего хранения и обработки по единой технологии. Таким образом, формирование и поддержание информационного поля предприятия - непростая задача. Тем не менее решать ее необходимо.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |