Организация материально-технического обеспечения.
12.1. Основными задачами материально-технического обеспечения являются: - определение потребности строительства в материалах и оборудовании; - приобретение материалов и оборудования; - комплектация материалов и оборудования; - своевременное обеспечение строящихся объектов материалами и оборудованием; - нормирование расходов и запасов материалов; - организация складского хозяйства; - обеспечение сохранности и экономии материалов. 12.2. Определение потребности в материалах и оборудовании может осуществляться по сметным нормам расхода материалов, разработанным на единицу объема работ или на основе установленных норм расхода материальных ресурсов. 12.3. Приобретение материальных ресурсов осуществляется строительно-монтажными организациями по прямым договорам с производителями через оптовую торговлю на оптовых базах и через товарно-сырьевые биржи и оптовые ярмарки. 12.4. Снабжение материальными ресурсами индивидуальных застройщиков и небольших строительных организаций может производиться через оптово-розничные магазины-базы. 12.5. Стоимость материальных ресурсов включает четыре слагаемых – стоимость покупки, стоимость доставки, стоимость хранения, стоимость недостачи и потерь. 12.6. Стоимость покупки зависит от цены за единицу товара. На стоимость поставки влияет величина партии, периодичность заказов, требуемые сроки выполнения заказа, а также обновленный дизайн. 12.7. Стоимость доставки зависит от величины партии, расстояния и вида транспорта. 12.8. Стоимость хранения включает содержание открытых и закрытых складов, порчу и устаревание товара, убытки от воровства и затерявшегося материала, а также расходы на страхование и проценты за кредит, полученный под заказ материалов. 12.9. Стоимость недостачи и потерь зависит от общей стоимости всех материальных ресурсов, используемых на объекте, от преждевременного завоза, ошибок в заказе, доставке излишнего количества материалов, от задержек и перерывов в работе. 12.10. Приемка материальных ресурсов производится путем тщательной проверки количества, комплектности и качества поступающей продукции с последующим оформлением учетной документации в установленном порядке. Поступившие материалы, изделия, конструкции и оборудование должны соответствовать требованиям государственных стандартов, технических условий и проектной документации. В случае несоответствия прибывших грузов данным сопроводительных документов поставщиков или транспортных организаций составляется акт установленной формы для предъявления претензии. 12.11. Учет и контроль в снабжении достигается фиксацией наличия, поступления и расходования материальных ресурсов. Необходимо своевременно оформлять и передавать в бухгалтерию строительной организации документы первичного учета - приходные и расходные ордера, накладные, счета-фактуры. 12.12. Отпуск материалов для производства строительно-монтажных работ целесообразно производить на основе лимитной системы. В основе этой системы лежит предварительный обсчет по проектно-сметной документации и утвержденным нормативам расхода необходимого для строительства объекта количества материалов. Эти данные работники производственно-технического отдела заносят в лимитную карту, которая является единым первичным учетным документом, регламентирующим отпуск материалов с начала до окончания строительства данного объекта. Отпуск материалов сверх установленного лимита допускается только с разрешения главного инженера строительного управления. 12.13. Доставку материально-технических ресурсов на строительную площадку следует осуществлять бесперегрузочным способом с максимальным использованием контейнеризации и пакетирования. 12.14. Контейнерный способ должен обеспечивать размещение материалов и изделий внутри контейнера в строгом соответствии с их технологической очередностью использования. 12.15. Пакетный способ целесообразно применять для доставки, как мелкоштучных изделий (кирпича, мелких блоков), так и металлопроката и пиломатериалов. 12.16. Количественный состав парка контейнеров и средств пакетирования соответствующего типа определяется по формуле где N - количество контейнеров или средств пакетирования; Q - годовой объем груза, подлежащего перевозке в контейнерах или средствах пакетирования; Т - продолжительность оборота контейнеров и средств пакетирования; kр - коэффициент, учитывающий необходимый резерв контейнеров и средств пакетирования, принимаемый для контейнеров – 1,1, для средств пакетирования – 1,05; q - емкость контейнера или средства пакетирования; t - планируемая продолжительность эксплуатации контейнера или средства пакетирования; f - коэффициент, учитывающий нахождение контейнеров и средств пакетирования в текущем ремонте, принимаемый в размере 0,03 – 0,05. 12.17. В строительстве можно выделить следующие основные формы организации материально-технического снабжения: отделы снабжения, производственные или производственно-комплектовочные базы, управления производственно-технологической комплектации (УПТК). 12.18. Основными функциями отделов снабжения в строительных организациях являются: - приобретение и доставка необходимых материалов и оборудования; - распределение поступивших материальных ресурсов; - учет, хранение и отпуск материалов и оборудования. Совместно с отделом снабжения в материально-техническом обеспечении могут участвовать другие подразделения и службы (производственно-технические отделы, выполняющие планирование обеспечения объектов материально-техническими ресурсами; диспетчерская, осуществляющая оперативный контроль). Для хранения материалов и изделий в строительных организациях при этой форме снабжения создаются обычно небольшие по объему свои склады, мастерские и подсобное хозяйство для технологической комплектации. 12.19. Производственная база предназначается для изготовления материалов и конструкций, а производственно-комплектовочная база кроме того должна обеспечивать повышение заводской готовности материалов и комплектацию, что позволяет производить поставку на объекты комплектов сборных конструкций, полуфабрикатов и материалов в строгой последовательности и увязке с темпами строительно-монтажных работ. 12.20. Оптимальной формой организации материально-технического обеспечения является система производственно-технологической комплектации, включающая синхронизированные функции снабжения, переработки ресурсов, комплектации и доставки технологических комплектов на строительные площадки. 12.21. В составе производственно-комплектовочной базы строительной организации целесообразно предусмотреть: - производственные цеха (участки) для изготовления нетиповых и несерийных конструкций и изделий, а также повышения заводской готовности материалов; - цеха комплектаций для формирования технологических, поставочных, монтажных и рейсовых комплектов; - централизованное складское хозяйство, обеспечивающее приемку, хранение и отпуск материальных ресурсов; - комплекты механизмов для погрузочно-разгрузочных работ, парк контейнеров и технологического транспорта. 12.22. Формирование технологических, поставочных, монтажных и рейсовых комплектов материально-технических ресурсов следует осуществлять на основе унифицированной нормативно-технологической документации по комплектации (УНТДК) объектов строительства. 12.23. Комплекс документов УНТДК необходимо разрабатывать в составе проектов производства работ на весь объект в целом или на объем работ планируемого года. 12.24. Унифицированная нормативно-технологическая документация по комплектации объектов строительства является единой нормативной базой планирования материально-технического снабжения, изготовления продукции и повышения строительной готовности изделий, организации процесса производственно-технологической комплектации, централизованной доставки материальных ресурсов на строительные площадки. 12.25. Состав УНТДК должен включать следующие документы: - карточка реквизитов объекта; - схема образования технологических комплектов; - комплектовочно-технологические карты; - сводная комплектовочно-технологическая карта; - таблица стоимости технологических комплектов; - типовой график комплектации объекта по поставщикам; - транспортно-комплектовочный график; - расчет стали и бетона; - технологические карты повышения строительной готовности изделий и материалов. 12.26. Исходными данными для разработки УНТДК являются - проектно-сметная и рабочая документация, внутрипостроечный титульный список, решения ППР, нормативы расхода материальных ресурсов, сведения о поставщиках, транспортных средствах и парке контейнеров, схемы повышения строительной готовности материалов и др.
13. Механизация работ и организация работы транспорта. 13.1. Механизация работ. 13.1.1. Механизация строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений должна обеспечивать повышение производительности труда, сокращение и вытеснение ручного труда за счет широкого применения наиболее эффективных строительных машин, оборудования и средств малой механизации. 13.1.2. Парк строительных машин должен отвечать следующим требованиям: - состав строительных машин строительных организаций должен соответствовать структуре и объему строительно-монтажных работ и обеспечивать комплексную механизацию их выполнения; - строительные машины и механизмы должны быть соизмеримы по их мощности для обеспечения рационального использования их в процессе эксплуатации; - комплектование парка строительных машин необходимо осуществлять из высокопроизводительных и универсальных машин соответствующей номенклатуры; - вспомогательные, комплектующие машины и оборудование по количеству и мощности должны соответствовать ведущим машинам. 13.1.3. С учетом условий строительства можно выделить следующие основные организационные формы парка строительных машин: строительные машины находятся на балансе строительной организации в прямом подчинении. Эта форма является основной для строительных организаций, работающих в отдаленных районах, строительных организаций типа передвижных механизированных колонн (ПМК) или строительно-монтажных поездов, а также для специализированных организаций, выполняющих земляные, свайные работы, замораживание грунта и др.; строительные машины находятся в составе и на балансе специализированных подразделений механизации, входящих в состав строительных организаций, и представляются на условиях услуг аренды или подряда; строительные машины находятся в составе и на балансе предприятий механизации, которые могут быть специализированными по эксплуатации однотипных машин, постоянно и неразрывно связанные с работой строительно-монтажных организаций; строительные машины находятся на балансе лизинговых предприятий, специализирующихся на сдаче в финансовый или операционный (оперативный) лизинг землеройных машин, грузоподъемных кранов, средств малой механизации и других машин и механизмов строительным организациям; строительная техника находится во владении индивидуального частного предпринимателя. 13.1.4. Для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации парка строительных машин, повышения их производительности, увеличения срока работы должна предусматриваться система, обеспечивающая ежесменное, периодическое и сезонное техническое обслуживание, и проведение плановых ремонтов. 13.1.5. Техническое обслуживание и ремонт машин следует выполнять по годовым и месячным планам-графикам на основе требований и правил технического состояния машин и их безопасной эксплуатации, установленных государственными нормативно-техническими документами и органами государственного надзора. 13.1.6. При строительстве новых крупных комплексов производственного и жилищно-гражданского назначения эффективно использовать традиционную существующую технику. При уплотнительной застройке существующих комплексов, реконструкции, строительстве отдельных объектов различного назначения более эффективным будет использование мобильной и малогабаритной строительной техники, способной маневрировать по строительной площадке в стесненных условиях и оперативно перемещаться с объекта на объект. 13.1.7. Количественная оценка степени оснащенности строительных организаций средствами механизации должна включать: механовооруженность строительной организации (М1) – стоимость строительных машин (ΣСi), отнесенная к стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами (С) в год: механовооруженность труда рабочих строительной организации (М2) – стоимость строительных машин, приходящаяся на одного рабочего, занятого на выполнениистроительно-монтажных работ: где Rср - среднегодовое количество рабочих, работающих в строительной организации, чел.; энерговооруженность строительной организации (Э1) – общая установленная мощность двигателей используемых в организации машин (ΣМм) в кВт, приходящаяся на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами (Сс) в год: энерговооруженность труда рабочих строительной организации (Э2) - общая установленная мощность двигателей используемых в организации машин (ΣМi) в кВт, приходящаяся на одного рабочего, занятого на строительно-монтажных работах: 13.1.8. Средства малой механизации целесообразно применять в виде технологических комплектов, включающих набор прогрессивного оборудования, ручных машин, инструмента, приспособлений, оснастки и инвентаря, увязанных между собой по параметрам и производительности. 13.1.9. Технологический комплект средств малой механизации рассчитывается на численно-квалификационный состав бригады, выполняющей определенный вид работ в соответствии с принятой технологией работ, заложенной в технологических картах в составе проекта производства работ. 13.1.10. При заключении прямых договоров строительных организаций с предприятиями механизации строительства рекомендуется оговаривать вопросы, выполнение которых обязывает: предприятия механизации - выделять машины в исправном состоянии; - осуществлять техническое обслуживание и ремонт машин; - обеспечивать машины горюче-смазочными материалами; - выплачивать штрафы при простое машин по вине предприятия механизации; строительные организации - обеспечивать машины необходимым фронтом работ; - обеспечивать освещение рабочего пространства; - обеспечивать охрану машин вне рабочего времени; - выплачивать штрафы за простои машин по вине строителей. 13.1.11. При получении машин и механизмов в лизинг (аренду) строительные организации должны: - принять предоставленную им технику по акту, в котором оговариваются условия доставки, технического обслуживания и ремонта арендуемой техники; - организовать правильную эксплуатацию, содержание и охрану машин; - по окончании срока аренды сдать арендодателю машины и механизмы по акту. 13.1.12. Расчеты строительных организаций с подразделениями механизации могут осуществляться по сметной стоимости за выполненные собственными силами подразделений механизации строительные работы; по планово-расчетным ценам за фактически выполненный объем работ; по планово-расчетным ценам за фактически отработанное время выделенной техники с обслуживающим персоналом; по лизинговым договорам за сданную в лизинг (аренду) строительной техники с обслуживающим и без обслуживающего персонала, а также по договорным ценам или сметным расценкам за: транспортировку строительной техники; монтаж и демонтаж крупных строительных машин; устройство подкрановых путей башенных кранов и т.п. 13.2. Организация работы транспорта. 13.2.1. Для транспортирования строительных грузов используют автомобильный, тракторный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный и другие виды транспорта. 13.2.2. Выбор вида транспорта зависит от конкретных условий перевозок строительных грузов и рациональности данного вида транспорта. Автотранспорт целесообразно использовать при перевозке грузов до 200 километров, при строительстве в труднодоступных районах и на большие расстояния. Железнодорожный транспорт, обладающий высокой производительностью и сравнительно низкой себестоимостью перевозки, рационально применять при доставке грузов на расстояние не менее 200 км. На меньшее расстояние железнодорожные перевозки экономически невыгодны из-за большой продолжительности погрузочно-разгрузочных работ, увеличивающих себестоимость транспортирования. Водный транспорт целесообразно применять для доставки массовых грузов при сосредоточенном строительстве и наличии водного пути. Воздушный транспорт из-за высокой себестоимости целесообразно применять в случае невозможности использования какого-либо другого вида транспорта, или для преодоления природных преград в транспортной схеме доставки грузов. 13.2.3. Автомобильный транспорт в зависимости от характера собственности и правовому положению может находиться в автотранспортных предприятиях, строительных организациях, в составе предприятий строительной индустрии и механизации, а также в частной собственности. 13.2.4. Организация работы автотранспорта в строительстве заключается в доставке различных строительных грузов в соответствии с планами и графиками материально-технического обеспечения строительных организаций и промышленных предприятий строительной индустрии, их основных производственных цехов и участков производства строительно-монтажных работ. 13.2.5. Основными задачами организации применения автотранспортных средств в строительстве являются: - обеспечение бесперебойной работы подразделений и участков строительных организаций и предприятий строительной индустрии, поставка строительных грузов в необходимом количестве, в требуемое место и в установленные сроки; - наиболее полное использование имеющихся транспортных средств по времени и грузоподъемности; - обеспечение минимальных транспортных издержек на получение конечной продукции строительства в виде возведенных зданий и сооружений. 13.2.6. Организационные задачи применения автотранспортных средств решаются посредством: - календарного планирования перевозок грузов; - выбора транспортного средства по типу и грузоподъемности; - применения соответствующих транспортных схем доставки грузов на объекты; - оптимизации сочетания мест отправки грузов и мест их получения. 13.2.7. Основой календарного планирования автомобильных перевозок строительных грузов являются: - графики производства строительно-монтажных работ на объектах; - графики потребности и поступления строительных конструкций, материалов, изделий и полуфабрикатов на объекты; - графики производства и выпуска строительных конструкций, изделий и полуфабрикатов на промышленных предприятиях строительной индустрии, в подразделениях и цехах строительных организаций. 13.2.8. При выборе вида транспорта должны анализироваться конкретные условия перевозок строительных грузов, определяться возможность и рациональность применения того или иного вида транспорта. 13.2.9. Транспорт, применяемый в строительстве, может использоваться во внешнем, приобъектном и внутрипостроечном грузопотоках. К внешним грузопотокам относят перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков на склады строительных организаций или их базы комплектации, а также на приобъектные склады строительных организаций. Приобъектный грузопоток обеспечивает перевозку строительных грузов со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или к местам производства работ в пределах строительной площадки. Внутрипостроечный грузопоток осуществляет перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада к месту производства работ.
14. Система управления качеством в строительных организациях. 14.1. Создание системы управления качеством в строительных организациях включает следующие этапы работ - планирование и подготовка внедрения системы управления качеством, разработка и внедрение документации, сертификация системы управления качеством. 14.2. Первым этапом построения системы управления качеством является определение ответственных лиц: - персональный состав сотрудников организации, на которых возлагается обязанность курировать установленные в рамках системы управления качеством процессы (устанавливать или предлагать правила реализации этих процессов, анализировать данные об их результативности, определять или предлагать меры по недопущению повторения несоответствий, связанных с функционированием курируемых процессов); - представителя руководства по системе управления качеством из числа сотрудников организации, на которого, дополнительно к его основным обязанностям, возлагаются обязанности курировать разработку, внедрение и функционирование системы управления качеством, а также представление отчетности руководителю организации о состоянии системы управления качеством; - сотрудника организации, в обязанности которого вменяется техническое обеспечение разработки и внедрения системы управления качеством (а именно: вопросы управления документацией, организации и проведения внутренних аудитов, сбора данных для анализа состояния системы и другое), а также дальнейшее ее улучшение после прохождения сертификации; - персональный состав сотрудников организации или привлеченных специалистов, на которых, дополнительно к их основным обязанностям, возлагается обязанность по проведению внутреннего аудита. 14.3. Все ответственные лица должны иметь соответствующую квалификацию, которая может быть получена в части теоретической подготовки путем прохождения соответствующих курсов повышения квалификации, предусматривающих рассмотрение следующих основных вопросов: - экономические аспекты качества; - история развития и основополагающие принципы управления качеством; - законодательство в области качества; - система стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000; - требования к системе управления качеством в ГОСТ Р ИСО 9001-2001; - документация системы управления качеством; - аудит системы управления качеством, концепция сертификации систем качества. 14.4. Модель системы управления качеством следует разрабатывать на основе определения структуры производственных и поддерживающих процессов. Последовательность действий должна включать: - выявление полной системы процессов для управления качеством; - определение последовательности взаимосвязи и взаимодействия процессов; - определение ключевых процессов, от которых напрямую зависит существование строительной организации; - назначение сотрудников, ответственных за данные процессы и наделение их соответствующими полномочиями; - определение потребителей процессов и описание выходов процессов, т.е. требований к качеству результатов их функционирования; - определение поставщиков процессов и требований к элементам входов процессов, т.е. к ресурсам; - определение критериев результативности для каждого процесса и единицы измерения; - планирование процессов измерения показателей качества продукции и результативности процессов; - описание самих процессов в виде блок-схем или любым другим способом, с учетом взаимосвязей указанных процессов; - определение входных и выходных документов по этапам процессов; - определение точек сбора информации для мониторинга и измерения процессов; - ведение регулярной оценки и анализа данных, относящихся к процессу; - систематическое проведение корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение результативности процессов; - определение порядка внесения изменений в процессы. 14.5. После описания процессов строительная организация должна: - определить последствия (результаты) этих процессов и их взаимосвязь; - определить критерии и методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что как реализация этих процессов, так и управление ими осуществляются результативно; - обеспечить уверенность в наличии ресурсов и информации, необходимых для реализации и мониторинга этих процессов; - наблюдать, измерять и осуществлять анализ этих процессов; - реализовывать мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. 14.6. Документация системы управления качеством должна включать: документально оформленные заявления о политике и целях в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры (стандарты предприятия, инструкции, регламенты), документы для обеспечения уверенности в эффективном планировании, реализации и управлении процессами; протоколы (записи). 14.7. Политика строительной организации в области качества должна представлять официально сформулированные руководством общие намерения и направления деятельности в области качества в виде набора основных правил. 14.8. Руководство по качеству должно включать - область применения системы управления качеством, документированные процедуры, описание взаимодействия между процессами системы управления качеством. 14.9. К протоколам (записям) относятся документы, фиксирующие степень достижения установленных требований: записи о результатах контроля соответствия продукции установленным требованиям, сертификат средств измерения, журналы контроля, диплом о высшем образовании и др. 14.10. Обязательным условием планирования работ по разработке и внедрению системы управления качеством является проведение внутренних аудитов через определенные интервалы времени. Отбор аудиторов и проведение аудита должны обеспечивать уверенность в объективности и беспристрастности процесса аудита. Аудитор не должен проводить аудит своей собственной деятельности. 14.11. Строительная организация должна постоянно повышать результативность системы управления качеством на основе использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий и анализа со стороны руководства. Приложение А (рекомендуемое)
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |