Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



2020-02-04 213 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сроки занятий   Темы   Литература Лек-ции, часы Семи-нары, часы Самост. работа, часы Вид контро-ля
Сентябрь     Октябрь   Ноябрь   Декабрь   Возникновение древнерусской литературы. Периодизация литературного процесса. Первые книги на Руси   Литература Киевской Руси. Русская летопись. «Повесть временных лет», «Поучение чадам» Владимира Мономаха. «Слово о законе и благодати» м. Илариона. «Житие Бориса и Глеба»   «Слово о полку Игореве»   Литература периода феодальной раздробленности (конец ХII – первая половина ХIV в.). «Моление» Даниила Заточника. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели русской земли». «Житие Александра Невского»   Литература образования централизованного государства (конец XIV – начало ХVI вв.). Повести о Куликовской битве. Теория «Москва – Третий Рим»   Литература в Тверском, Муромо-Рязанском и Псковском княжествах. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. «Повесть о Петре и Февронии». Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». «Повесть о Псковском взятии»   Основные тенденции литературного развития в ХVI в.   Публицистика ХVI в.   Развитие литературного процесса в ХVII в. Повести Смутного времени   Эволюция жанра жития в ХVII в.   Особенности жанра воинской повести в ХVII в.   Бытовая повесть XVII в.   Русская демократическая сатира ХVII в.     Симеон Полоцкий – поэт и драматург     Переводная повесть ХVII в. «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» Литература по всему курсу Тексты Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе ХI – ХVII  вв. 7-е изд. М., 1962 Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. М., 1990 Памятники литературы Древней Руси (ПЛДР). Начало русской литературы. ХI – начало ХII вв. М. 1978; ПЛДР. ХII в. М., 1980 и последующие издания текстов   Учебники и методические пособия Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 6-е изд. М., 1965; 7-е изд. М., 1966 Кусков В.В. История древней русской литературы. М., 1977 и любое последующее издание. Татаринова Л.Е. Древняя русская литература. Методические указания. М., 1985 Дополнительная литература Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд. М., 1970 Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975   Слово о полку Игореве. Сер. Литературные памятники. М.-Л., 1950 «Слово о полку Игореве» – памятник ХII в. М.-Л., 1962 Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971 Другие издания «Слова...»   См. обязательную литературу Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949 Тексты можно читать по одной из Хрестоматий или ПЛДР. ХIII в. М., 1981     «Задонщина». Хрестоматия. ПЛДР. ХIV – середина ХV вв. М., 1981 «Сказание о Мамаевом побоище». Лицевая рукопись ХVII в. М., 1960 «Сказание о князьях Владимирских» (Хрестоматия) «Повесть о Новгородском белом клобуке» (Хрестоматия)   Любое издание «Хождения...» Русские повести ХV – ХVI вв. М. 1958 Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии ХIV – ХV вв. М., 1973 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1970     «Слова» Максима Грека (Хрестоматия) Отрывки из Домостроя (Хрестоматия) Сочинения Ивана Пересветова. М.-Л., 1956   Переписка Курбского с Грозным (Хрестоматия) См. книгу «Послания И. Грозного» Сер. Литературные памятники. М., 1951 Будовниц И.У. Русская публицистика ХVI в. М.-Л., 1947 Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского. Л., 1973 Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975          «Новая повесть о преславном Российском царстве» (Хрестоматия) «Сказание» Авраамия Палицына (Хрестоматия) Тексты   «Житие Юлиании Лазаревской» «Житие» протопопа Аввакума Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины ХVII в. М., 1978   «Повесть об Азовском осадном сидении» Робинсон А.М. // Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949   «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Карпе Сутулове» // Русская повесть XVII в. М., 1954 (или по Хрестоматии)   «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике» (Хрестоматия) Адрианова-Перетц В.А. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира. М.-Л., 1954   Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.-Л., 1953 Еремин И.П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого. В кн.: Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.-Л., 1966   Кузьмин В.Д. Рыцарский роман на Руси. М., 1964 10     10   10   6   Коллоквиумы   Зачет  

 

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

 

 

Сроки

занятий

Темы

Литература

 

Вид занятий,

часы

Само-стоят. ра-бота,

часы

Вид

кон-троля

 

Примечания

лек-ции семи-нары
Сентябрь   Ноябрь   Декабрь Введение. Понятие о современном русском литературном языке   Лексикология. Слово как единица лексики. Сущность слова   Многозначность слова   Омонимы   Синонимы   Антонимы Русская лексика с точки зрения происхождения. Заимствования из различных языков (кроме старославянского)   Старославянизмы   Устаревшие слова     Новая лексика. Окказионализмы   Русская лексика с точки зрения сферы употребления (диалектная, специальная, жаргонная)   Русская лексика с точки зрения экспрессивно-стилистической   Фразеология. Типы классификации фразеологизмов   Лексикография. Типы лингвистических словарей   Фонетика. Орфоэпия. Основные понятия   Графика. Основные понятия. Орфография Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи (из наблюдений над речевой практикой масс-медиа). М.: Педагогика-Пресс, 1994  Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995 гг.). М.: Языки русской культуры, 1996 Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения. СПб., 1998 См. также: Программа дисциплины «Современный русский язык» (для отделений и факультетов журналистики госуниверситетов). МГУ, 1995. С. 15 – 17 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М., 1997 Калинин А.В. Лексика русского языка. 3-е изд. М., 1978 Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. 4-е изд. М., 1984 Калинин А.В. Культура русского слова. М., 1984 Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. 4-е изд. М., 1983 Сборник упражнений по современному русскому языку. Лексика. Фонетика. Морфология. М., 1983 Работа над словом (Библиотечка журналиста). М., 1971 См. также: Программа дисциплины «Современный русский язык» (для отделений и факультетов журналистики госуниверситетов). МГУ, 1995. С. 6 – 8, 17 –29 Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., Аспект-Пресс, 1996 2 (в не-делю) 4 (в не-делю) 2 (в не-делю) Устный опрос, контро-льные работы и дик-танты     Зачет-ный диктант   Устный зачет по всем разде-лам и темам Изучая курс, студенты не только знакомятся с основными лингвистическими понятиями, не только усваивают теоретические основы предмета, но и как будущие журналисты вырабатывают языковое чутье и стилистические навыки. Студенты получают сведения, необходимые для понимания и сознательного использования речевых средств в их функциональном применении. В связи с этим изучение всех разделов курса (там, где это представляется возможным и целесообразным) сопровождается стилистическими наблюдениями, замечаниями и нормативно-этическими оценками   С различными типами словарей студенты работают в течение всего семестра

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Начиная с первого курса, студенты приступают к изучению современного русского языка, которое продолжается на втором и третьем курсах (студенты международного отделения изучают русский язык два года).

В первом семестре учебного года студенты всех отделений (кроме международного, где в первом семестре проходят лексику, фразеологию, словообразование и частично морфологию) изучают следующие разделы курса: лексикологию, фразеологию, лексикографию, фонетику, орфоэпию, графику и орфографию. Изучение материала по этим разделам проводится в форме лекций и семинарских занятий. На лекциях студенты знакомятся с трудными и спорными вопросами теории языка, узнают о закономерностях, тенденциях развития русского языка; перед слушателями раскрываются неисчерпаемые ресурсы родной речи, возможности функционирования языковых средств в разнообразных текстах.

На семинарский занятиях студенты практически осваивают знания, полученные из лекционного курса, из чтения и конспектирования обязательной и дополнительной литературы, обозначенной в «Программе дисциплины “Современный русский язык” (для отделений и факультетов журналистики госуниверситетов)». На семинарах также знакомят с новейшими словарями и книгами по русскому языку.

В течение семестра студенты регулярно выполняют домашние задания, пишут контрольные лабораторные работы (не менее двух в семестре), выступают с докладами (сообщениями) по отдельным проблемным вопросам лексики и фразеологии.

Каждый журналист должен не только владеть богатством языковых средств, но и быть грамотным. Это обязывает студентов самостоятельно изучить (или повторить) все темы русской орфографии. Студенты пишут диктанты (не менее трех в семестре), в случае необходимости выполняют упражнения по орфографии.

И лекционная, и семинарская работа помогут студентам успешно пройти практику в газете, на радио, телевидении, а в дальнейшем – трудиться на журналистском поприще.

Учебный план предусматривает также написание студентами первого курса научной курсовой работы, которая должна быть завершена в середине марта. В первом семестре учебного года студент должен выбрать тему для своей курсовой работы из предложенного перечня тем, утвердить ее на кафедре, обязательно прочитать и законспектировать необходимую специальную литературу по теме, выбрать газетный, журнальный или другой материал для анализа, расписать его на карточки, составив полную картотеку, или выписать в необходимых случаях словарик, то есть подготовить весь теоретический и практический материал для написания курсового сочинения. Студенты пишут курсовую работу под руководством преподавателя, который консультирует учащихся (не реже двух раз в месяц).

Итогом работы в первом семестре является диктант и устный зачет по указанным разделам курса.



2020-02-04 213 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)