ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Темы |
Литература
| Вид занятий, часы | Само-стоят. ра-бота, часы |
Вид кон-троля |
Примечания | |||||||||||||||||||||||||
лек-ции | семи-нары | |||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь Ноябрь Декабрь | Введение. Понятие о современном русском литературном языке Лексикология. Слово как единица лексики. Сущность слова Многозначность слова Омонимы Синонимы Антонимы Русская лексика с точки зрения происхождения. Заимствования из различных языков (кроме старославянского) Старославянизмы Устаревшие слова Новая лексика. Окказионализмы Русская лексика с точки зрения сферы употребления (диалектная, специальная, жаргонная) Русская лексика с точки зрения экспрессивно-стилистической Фразеология. Типы классификации фразеологизмов Лексикография. Типы лингвистических словарей Фонетика. Орфоэпия. Основные понятия Графика. Основные понятия. Орфография | Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи (из наблюдений над речевой практикой масс-медиа). М.: Педагогика-Пресс, 1994 Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995 гг.). М.: Языки русской культуры, 1996 Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения. СПб., 1998 См. также: Программа дисциплины «Современный русский язык» (для отделений и факультетов журналистики госуниверситетов). МГУ, 1995. С. 15 – 17 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М., 1997 Калинин А.В. Лексика русского языка. 3-е изд. М., 1978 Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. 4-е изд. М., 1984 Калинин А.В. Культура русского слова. М., 1984 Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. 4-е изд. М., 1983 Сборник упражнений по современному русскому языку. Лексика. Фонетика. Морфология. М., 1983 Работа над словом (Библиотечка журналиста). М., 1971 См. также: Программа дисциплины «Современный русский язык» (для отделений и факультетов журналистики госуниверситетов). МГУ, 1995. С. 6 – 8, 17 –29 Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., Аспект-Пресс, 1996 | 2 (в не-делю) | 4 (в не-делю) | 2 (в не-делю) | Устный опрос, контро-льные работы и дик-танты Зачет-ный диктант Устный зачет по всем разде-лам и темам | Изучая курс, студенты не только знакомятся с основными лингвистическими понятиями, не только усваивают теоретические основы предмета, но и как будущие журналисты вырабатывают языковое чутье и стилистические навыки. Студенты получают сведения, необходимые для понимания и сознательного использования речевых средств в их функциональном применении. В связи с этим изучение всех разделов курса (там, где это представляется возможным и целесообразным) сопровождается стилистическими наблюдениями, замечаниями и нормативно-этическими оценками С различными типами словарей студенты работают в течение всего семестра |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Начиная с первого курса, студенты приступают к изучению современного русского языка, которое продолжается на втором и третьем курсах (студенты международного отделения изучают русский язык два года).
В первом семестре учебного года студенты всех отделений (кроме международного, где в первом семестре проходят лексику, фразеологию, словообразование и частично морфологию) изучают следующие разделы курса: лексикологию, фразеологию, лексикографию, фонетику, орфоэпию, графику и орфографию. Изучение материала по этим разделам проводится в форме лекций и семинарских занятий. На лекциях студенты знакомятся с трудными и спорными вопросами теории языка, узнают о закономерностях, тенденциях развития русского языка; перед слушателями раскрываются неисчерпаемые ресурсы родной речи, возможности функционирования языковых средств в разнообразных текстах.
На семинарский занятиях студенты практически осваивают знания, полученные из лекционного курса, из чтения и конспектирования обязательной и дополнительной литературы, обозначенной в «Программе дисциплины “Современный русский язык” (для отделений и факультетов журналистики госуниверситетов)». На семинарах также знакомят с новейшими словарями и книгами по русскому языку.
В течение семестра студенты регулярно выполняют домашние задания, пишут контрольные лабораторные работы (не менее двух в семестре), выступают с докладами (сообщениями) по отдельным проблемным вопросам лексики и фразеологии.
Каждый журналист должен не только владеть богатством языковых средств, но и быть грамотным. Это обязывает студентов самостоятельно изучить (или повторить) все темы русской орфографии. Студенты пишут диктанты (не менее трех в семестре), в случае необходимости выполняют упражнения по орфографии.
И лекционная, и семинарская работа помогут студентам успешно пройти практику в газете, на радио, телевидении, а в дальнейшем – трудиться на журналистском поприще.
Учебный план предусматривает также написание студентами первого курса научной курсовой работы, которая должна быть завершена в середине марта. В первом семестре учебного года студент должен выбрать тему для своей курсовой работы из предложенного перечня тем, утвердить ее на кафедре, обязательно прочитать и законспектировать необходимую специальную литературу по теме, выбрать газетный, журнальный или другой материал для анализа, расписать его на карточки, составив полную картотеку, или выписать в необходимых случаях словарик, то есть подготовить весь теоретический и практический материал для написания курсового сочинения. Студенты пишут курсовую работу под руководством преподавателя, который консультирует учащихся (не реже двух раз в месяц).
Итогом работы в первом семестре является диктант и устный зачет по указанным разделам курса.
2020-02-04 | 213 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы