Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение советских и зарубежных психологов и педагогов роли семьи в воспитании ребенка. Рекомендации к воспитанию.



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Изучение советских и зарубежных психологов и педагогов роли семьи в воспитании ребенка. Рекомендации к воспитанию. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

   Семейная педагогика рассматривает влияние состава семьи на развитие ребенка, проблему телесных наказаний и влияние их на психику ребенка, важность подражания (положительный пример).

   Огромную роль в семенном воспитании играет эмоциональный фон в семье, между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царят любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

   В идеале полноценная семья состоит из матери, отца, детей, а также бабушки и дедушки. Именно такой состав на основе родственных взаимосвязей наиболее полно развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит для ребенка своеобразным мостиком в будущее. В семье у ребенка закладываются представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первые трудовые навыки. Значительный вклад в духовно-нравственное и трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, к семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и рассказы о своей жизни. Если в вашей семье нет бабушек или дедушек, можно компенсировать это рассказами о том, кем они были, как прожили свою жизнь. Сделайте родовое древо вашей семьи, изучайте его вместе с вашими детьми.

   Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.

   Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

   По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.

   Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

   Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и, по существу, теряет для себя и второго родителя.

   Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.

   Детей учит то, что их окружает. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляются регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем – и для асоциального поведения самих детей. Поэтому родителям надо стараться быть осторожными в своих поступках и делах. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать; высмеивают – он учится быть робким, чувствовать себя виноватым. Если ребенок живет во враждебной атмосфере – он учится драться. Если же к ребенку бывают снисходительны, подбадривают его – он будет терпеливым, уверенным в себе. Если родители обычно честны с ребенком – он учится справедливости. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

   Психолог И.В.Сергеенкова[3] в своей книге «Психологическое развитие детей» приходит к выводу, что родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Необходимо стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственные инициативы. Воспитание ребенка – это не превращение его в копию отца и матери, а передача ему человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая жизнь, приносящая пользу людям. На созидание именно такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

   Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви не достаточно»[4] просит взрослых, особенно тех, кто считает себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз, как:

- Если ты не будешь вести себя как следует, никто не будет любить тебя (ребенок слышит это так: «Такой, какой я есть, я не приемлем».)

- Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей. (Я, наверно, плохой.)

- Ты никогда ничего не понимаешь. (Я неспособный.)

   Все эти установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка. Мы часто не следим за собой сами не понимаем подтекст сказанных нами слов.

   Авторы психологических исследований в области семейного воспитания Ефимом В.А., Машир Т.Г, Тимофеева Е.В.пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Считали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же склонности. При более пристальном изучении этого вопроса доктором психологических наук и автором книги «Семейное воспитание» Новиковым Д.Г[5]. все казалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь прямолинейны. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разны формы реагирования, а в дальнейшем – и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты – грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно – подавленность, робость.

   Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. Семья, ближнее окружение для ребенка – образец и пример для подражания. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

 



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Изучение советских и зарубежных психологов и педагогов роли семьи в воспитании ребенка. Рекомендации к воспитанию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение советских и зарубежных психологов и педагогов роли семьи в воспитании ребенка. Рекомендации к воспитанию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)