Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики изучения речи детей младшего дошкольного возраста



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Методики изучения речи детей младшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Настоящие исследования проводились на базе ДОУ «Теремок» г. Сибай Республики Башкортостан. Для экспериментальной работы была выбрана группа старшего дошкольного возраста, приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

Исследовательская работа по выявлению особенностей речевого развития проводилась с помощью основных методов исследования:

- наблюдение 

- беседа

- эксперимент

Опытно-экспериментальная работа проходит в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент.

Целью констатирующего этапа является выявления уровня речевого развития старших дошкольников.В качестве задач экспериментального исследования выдвигаются следующие:

1. Подготовка обследования

2. Обследование речевого развития.

3. Анализ полученных данных.

Для выявления уровня речевого развития старших дошкольников, мы воспользовались методикой Ушакова и Е. Струнина, которые предлагают разные задания [25,78]. (Приложение 1).Также проводились игры и упражнения по развитию речи (Приложение 2).

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, обогащает мышление, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.

Но речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы.

Интеллект и речь отличают человека от животных. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется в дальнейшем не просто потому, что организм растет, а лишь при условии овладения этим человеком речью. Если взрослые начинают правильно учить ребенка говорить еще с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность мыслить.

Речь и мышление взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Речь развивается в процессе подражания. Подражание у человека – это безусловный рефлекс, т.е. врожденное умение, которому не учатся, с которым рождаются.

Были продиагностированы следующие речевые умения: точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях; понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы; уровень осознания смысловых отношений между словами; гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи; умение вычленять звуки в словах; уровень развития навыка речи; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

Уровень речевых умений оценивался по следующим критериям и показателям, которые представлены в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Критерии и показатели речевого развития

Критерии речевого развития Показатели критериев Уровень речевого развития

Звуковая культура речи

 

Устойчивое чистое звукопроизношение. высокий
Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован.) средний

Словарь

Нарушение звукопроизношения. низкий
Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные)), синонимов.   высокий
Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).   средний
Справился с 1-2 заданиями. низкий

Грамматика

Точное формо - и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных в единственном и множестенном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гафам).   высокий
При выполнении заданий на формо - и словообразование допустил до 3 инноваций .(сюда же относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований “носиков”, “ротиков” и под.- избегание грамматических трудностей).   средний
Более трех инноваций при наличии правильных ответов, отдельные отказы.   низкий

Связная речь

 

Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов творчества импровизации)   высокий
Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики (репродуктивная речь).   средний
Совместное с воспитателем творческого рассказа и /или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).   низкий

Результаты диагностики оценивались по трехбалльной системе: высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей.

 



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Методики изучения речи детей младшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики изучения речи детей младшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)