Выводы по второй главе
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте - одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности: при ознакомлении с окружающей действительностью, художественной литературой, в игре и на занятиях, в повседневной жизни и в общении с родителями, однако только на специальных речевых занятиях возможна целенаправленная работа над смысловой стороной слова, формированием языковых обобщений, что является основой развития осознания явлений языка и речи. Усвоение норм и правил родного языка происходит в определенной системе, охватывающей все стороны речевого развития - лексическую, грамматическую, фонетическую, а также становление диалогической и монологической речи. Словарная работа, повышает произвольность и осознанность высказывания и усиливает образность и выразительность детской речи. В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании. В воспитании звуковой культуры речи ребенка важное место отводится работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в осознании четкости звукового оформления высказывания заложено условие становления развития связной монологической речи. В центре развития связности речевого высказывания находится формирование представлений у детей о структуре разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста), а также произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. Важной составной частью развития связной речи детей является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова. Таким образом, развитие особенности речевого развития рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет богатые возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Заключение Наша работа была ориентирована на выявление особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников. Во второй главе рассмотрены известные методики, приемы и формы работы, которые предлагалисьО.С. Ушаковой, А.П. Усовой. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения "Теремок" г.Сибай РБ, в процессе выявления уровня речевого развития старших дошкольников. Проследив динамику развития уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы пришли к выводу что, уровень развития речи детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Свою работу мы строили на следующих основных принципах: - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); - в-третьих, активного включения детей; Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если: - педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; Таким образом, основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе должно идти постепенное усложнение содержания речевой работы, меняться и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Список использованной литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:Академия, 1999. –159с. 3. Артюшков И.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N4.-С.66-75. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.–255с. 5. Булычева А.И., Брофман В.В., Варенцова Н.С. и др. Педагогическая диагностика по программе "Развитие": Рекомендации и материалы к проведению. - М.: "Детский центр Венгера", 1995. - 69 с. 6. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: А.М.Леушина. –М.: Просвещение, 2004. –370с. 7. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Б. В. Беляев. –М.: Просвещение, 2004. –370с. 8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.–328с. 9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. Лабиринт.1996.-416с. 10. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. Изд-во Академии пед.наук РСФСР:М.,1961.-471с. 11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи// В защиту живого слова.-М.:Просвещение.1966.-с.5-25. 12. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком –дошкольником литературного произведения// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию.-М.,1949.-с.235-247. 13. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», - 1997. 14. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6.-С.98-105 15. Как развивать речь малыша // Дошкольное воспитание. 1996. №5. с.7. 16. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. - Вып. 3. М.; 2006. с.9 17. Основные закономерности речевого развития дошкольника // 18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г 19. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1977. –239с. 20. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: РАО, 2006.5с. 21. Развитие речи // Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой / Отв. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1979. - 2,0 п. л. (в соавторстве с Ф.А. Сохиным). 22. Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990. – с.12. 23. Обогащение речи старшего дошкольника // Подготовка детей к школе в семье / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 1976. 1,0 (в соавторстве с Ф.А. Сохиным). 24. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. - 1999. - Т.20, N3. 59-69 с. 25. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-2008.-№9.-С.71-78. 26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с. 27. Ядешко В.И. Развитие речи от пяти до семи.-М.:М.:Просвещение,2006.-95с.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |