Анализ результатов констатирующего эксперимента
Анализ детских высказываний проводился по грамматической стороне речевого развития: отмечались случаи неправильного согласования слов, неумение закончить предложение. Данные табл. 2 свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. Таблица 2 Результаты диагностики речевых умений детей (констатирующий срез)
Контрольная | 1. Настя Д. | 2,5 | 1 | 3 | 1 | 1,8 | С | |||||||||||||||||
2. Вика К. | 2 | 2,5 | 3 | 1,5 | 2,2 | С | ||||||||||||||||||
3. Дима К. | 1,5 | 2 | 3 | 2 | 2,1 | С | ||||||||||||||||||
4. Женя Н. | 1 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1 | Н | ||||||||||||||||||
5. Ваня Ч. | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 1,2 | Н | ||||||||||||||||||
6. Настя К. | 1 | 1,5 | 2 | 1 | 1,4 | Н | ||||||||||||||||||
7.Катя Ц. | 2 | 1,5 | 2 | 1 | 1.6 | С | ||||||||||||||||||
8. Настя Ц. | 1,5 | 2 | 2 | 1,5 | 1,7 | С | ||||||||||||||||||
9. Инна Ш. | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 1,8 | С | ||||||||||||||||||
10. Настя Б. | 1 | 2 | 2 | 1,5 | 1,8 | С |
Продолжение табл.2
| Ср. арифм. | 1,55 | 1,75 | 2,1 | 1,35 | ||
Уровень | С | С | С | Н | |||
Экспериментальная | 1. Рома В. | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 1,2 | Н |
2. Андрей К. | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | С | |
3. Максим С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,5 | С | |
4. Ярослав Г. | 2 | 1,5 | 1 | 1 | 1,3 | С | |
5. Ира Б. | 1 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,2 | С | |
6. Ваня В. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | С | |
7. Ваня К. | 1 | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,2 | Н | |
8. Валя М. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,7 | С | |
9. Вадим Ш. | 1,5 | 1 | 1 | 1,5 | 1,25 | Н | |
10. Вера А. | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,1 | Н | |
Ср. арифм. | 1,8 | 1,35 | 1,6 | 1,6 | |||
Уровень | С | Н | С | С |
В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню речевого развития детей составило примерно одинаково. Для детей обеих групп оказались очень сложными 2, 4, задания, которые выполнены на низком уровне.
В словарной работе на первый план выступал семантический аспект, в развитии грамматического строя - формирование языковых обобщений.
Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляли слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.
Оценка результатов задания 4 давалась на основе самых общих критериев: содержательности, логической последовательности изложения, объема высказывания, грамматической правильности изложения текста. Также в работе над связностью высказываний главным являлось формирование представлений о типах, структуре текста и способах внутритекстовой связи. Были выявлены следующие особенности: связность речи значительно снижалась в самостоятельном рассказывании по сравнению с пересказом (это объяснялось разницей коммуникативной ситуации). Был сделан и такой вывод, что ситуативность речи не является функцией возраста, она меняется у одних и тех же детей в зависимости от задач и условий общения. Использование серий сюжетных картин помогало детям выстраивать логическую последовательность сюжета, связывая части высказывания самыми разнообразными способами.
В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в табл. 3. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что впрочем, не играет особой роли. Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Таблица 3
Уровни развития речевых умений детей
(констатирующий срез)
Уровень | Группа | |
Контрольная | Экспериментальная | |
Высокий | - | - |
Средний | 70% | 60% |
Низкий | 30% | 40% |
Диаграмма 1
Уровни развития речевых умений
(констатирующий срез)
Таким образом, наше исследование по развитию речи старших дошкольников на этапе констатирующего среза доказало, что процесс речевого воспитания в многоаспектен по своей природе. Он органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку. Развитие речи связано также с решением задач нравственного и эстетического воспитания детей.
2020-02-04 | 233 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ результатов констатирующего эксперимента |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы