Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономические последствия инфляции.



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Социально-экономические последствия инфляции. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (ежегодное повышение цен составляет 3-4%),  сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением объёма MV=PQ некоторый рост M  создает своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

    При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платёжный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведёт к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

   Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведёт к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производств. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на сырьё, топливо, комплектующие. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстёгивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн. рублей, дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадёт вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учёта процентов).

  Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная и неуправляемая инфляция ведёт вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.

 

Но каковы бы ни были «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития.

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработок. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижение доверия к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

 

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

Ø снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов)

Ø обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений)

Ø потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешёвых товаров)

Ø усиление диспропорции между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции

Ø ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твёрдыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счёт госбюджета)

 

Последствия инфляции в России:

Перераспределительный эффект российской инфляции.

1. Социальные группы, потерявшие в результате российской инфляции 1991-1996 годов

· Пенсионеры, в среднем за рассматриваемый период насчитывающие меньше  ¼ населения страны (36.2/148.1). За 1991-1996 года реальный размер их пенсий вследствие инфляции уменьшился в 1.8 раз (100/55.7)

· Занятые в экономике и получавшие заработную плату. Это – половина населения страны (69.6/148.1). В 1991-1996 году в расчёте на одного работающего реальная начисленная заработная плата из-за инфляции снизилась в 2.2 раза (100/45.8)

· Группа населения страны, так или иначе, в той или иной форме, получавшая располагаемые денежные доходы. За рассматриваемый период реальная величина располагаемых денежных доходов населения из-за инфляции уменьшилась почти в 1.5 раза (100/67.8)

 

   Но обратите внимание, что снижение реальных располагаемых денежных доходов было меньше, чем снижение реальных размеров пенсий (1.8 раза) и заработной платы (2.2 раза). Это имело место потому, что в состав располагаемых денежных доходов входили такие виды доходов, как доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие доходы. В целом доля доходов от трансфертов (прежде всего пенсий) и оплаты труда в общих денежных доходах снизились с 75.2% в 1991 году до 55.6% в 1996 году.

 

· Вкладчики. За счёт роста потребительских цен они потеряли за 1991-1996 годы почти    61.5 трлн. рублей.

 

2. Социальные группы, выигравшие в результате российской инфляции 1991-1996 годов

· Лица ненаёмного труда. В среднем за 1992-1995 года они составляли немногим менее    6 млн. человек или около 4% населения страны (5.9/148.1). Их доля в общих денежных доходах населения возросла с 24.8% в 1991 году до 44.4% в 1996 году.

· В число инфляционных «победителей» входит и российское государство в лице учреждений государственного сберегательного банка страны. Обесценивание, вследствие инфляции, вкладов населения автоматически снизило задолженность государства населению на более чем 61 трлн. рублей.

 

Производственный эффект российской инфляции.

Российская инфляция состоит из трёх элементов:

Ø из немонетарной инфляции издержек (затрат)

Ø монетарной инфляции спроса

Ø социально-экономической инфляции, свойственной переходному периоду

 

Также высказывались предположения, во-первых, о первопричинности социально-экономической инфляции и о вторичности, как инфляции спроса, так и инфляции затрат. Во-вторых, о преобладании инфляции затрат над инфляцией спроса.

 

Таким образом, можно считать, что в российской инфляции 1991-1996 годов «союз» социально-экономической инфляции и инфляции затрат довлел над инфляцией спроса. Отсюда и значительное снижение реального производства, и повышение уровня безработицы в указанный период.

 

· Сокращение реального российского производства по отраслям.

· Рост спекулятивных тенденций в российском обществе.

 

Глава 3 пункт 1



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Социально-экономические последствия инфляции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономические последствия инфляции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)