Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антиинфляционные меры российского государства и их последствия.



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
Антиинфляционные меры российского государства и их последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок




     

  Российская экономика в 1992-1995 годах переживала тяжёлую форму стагфляции: исключительно высокие темпы инфляции и одновременно обвальный спад производства. Перед нарождающимся в России авторитарным государственным капитализмом всё чаще и чаще «вставал зловещий призрак» Веймарской республики 20-х годов XX столетия. Стагфляция в Германии того периода перешла в гиперинфляцию, привела к массовой безработице, разорила огромную массу населения и в значительной степени способствовала приходу к власти национал-социализма, похоронившего саму Веймарскую республику.

 

   Естественно, что новому режиму новой России, занимавшемуся очень милым ему делом – «перераспределением в свою пользу социалистической, всенародной собственности», совсем не улыбалась перспектива испытать подобную же участь. Поэтому перед режимом стояла задача «излечить» российскую экономику от болезни в обоих её проявлениях (инфляции и спада производства).

 

Управление инфляцией в переходной экономике:

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, её причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

   

Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчёты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

   

Применительно к России можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведёт к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока ещё не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: лёгкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. Определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские; особенно это было характерно для 1992-1996 годов. 

 

  Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.

 

4. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего манёвр валютными ресурсами.

 

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности её реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьёзной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведёт к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это, во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

     

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и долговременности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.     

 

 

О том, как лечило болезнь российское государство:

  Но в силу специфического социального происхождения авторитарный государственно-капиталистический российский режим видел своё спасение в решении лишь одной задачи и лишь одним методом. Целенаправленная антиинфляционная политика стала его единственной целью, а настойчивая и жесткая государственно-монетаристская форма борьбы с инфляцией – единственным методом выхода из кризисного положения в российской экономики.

 

  Вследствие специфической классовой природы российского режима решение проблемы спада производства и сопутствующих ему проблем (нарастающей безработицы, снижение жизненного уровня населения) было так или иначе предоставлено стихии рынка. Иначе говоря, полагаясь на наш русский «авось», российская власть этого периода считала, что разрешение инфляционных проблем явится тем необходимым и достаточным условием, которое выведет из тупика и реальную экономику страны.

 

    Итак, жёсткие денежно-кредитные меры, направленные на снижение темпов инфляции, - такова была политика российского государства. За снижение инфляционного пресса экономика страны заплатила дальнейшим спадом реального производства и ростом безработицы. Ибо у предприятий не было достаточных денежных средств для приобретения необходимого сырья и материалов, что вынуждало их переходить на бартерный обмен, тем самым, замедляя время поставки и реализации продукции.

 

Положение ещё более усугублялось:

· задержкой выплаты заработной платы и пенсий, вследствие этого ещё более уменьшался спрос населения на товары и услуги.

· сокращением государственных расходов на социальные нужды и на нужды науки и образования.

· чрезвычайно высокими налогами, снижавшими размер легального производства или загонявшими его в «теневую экономику».

· коррупцией и криминализацией экономических отношений сверху донизу, что вело к дальнейшему росту затрат, которые предприятия-монополисты перекладывали на плечи потребителей.

 

Российская инфляция 1991-1996 годов, хотя и имела тенденцию к замедлению, оставалась «плохой» инфляцией, ибо была стагфляцией. Победа российского государства в эти годы над инфляцией была пирровой победой, поскольку продолжало падать производство, росла безработица.

Заключение.

        В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

    К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с фиксированными доходами.

    В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

   Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

    Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Приложение.

 

                                Динамика среднего уровня                                                                

                                     инфляции в России

                                                                                                                        

годы инфляция
 1990 5.3
1991 92.6
1992 2508.8
1993 844.2
1994 215.0
1995 131.3
1996 21.9
1997 11.0
1998 84.4
1999 36.5
2000 20.2
2001 18.6
2002 15.1
2003 12.0
2004 10.0
2005 10.9

   Источники: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат за соответствующие годы.

 

 

                                        Прогноз среднегодового

                                  уровня инфляции в России

годы инфляция (%)
2006 7.0-8.5
2007 6.0-7.5
2008 5.0-6.0
2009 5.0
2010 3.0

                             

                    

 

 

Источники: Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

 

 



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
Антиинфляционные меры российского государства и их последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антиинфляционные меры российского государства и их последствия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)