Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная сфера жизни общества



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Духовная сфера жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Под дух. жизнью общ-ва обычно понимают ту область бытия, в кот. объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действит-ти, а как реальность, присутствующая в самом чел-ке, явл-ся неотъемлемой частью его личности.. Дух. жизнь чел-ка возникает на основе его практич. деят-ти, явл. особой формой отражения окруж-го мира и средством взаимод-я с ним. К дух. жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способ-ти, стремление и цели людей.

Дух. сфера жизни общ-ва охватывает различ. формы и уровни обществ. сознания: нравств-е, науч-е, эстетич-е, религиоз-е, политич-е, правовое сознание. Соответ-но ее элементами явл. мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль – это совок-ть правил поведения, производных от представ-й людей о добре и зле, справедл-ти и несправедл-ти, орошем и плохом, кот. явл-ся следствием внутр-го убежд-я чел-ка либо силой возд-я на него обществ-го мнения.

Наука – это теоретич. систематизиров-е взгляды на окруж. мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логич-й форме (понятий, теорий, з-ов) и основан-е на рез-тах науч-х исследований.

Искусство – это специфич-я форма обществ-го сознания, представл-я собой отражение окруж-й действит-ти в худож-х образах.

Религия – это совокуп-ть опред-х мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право – это система общеобязат-х, формально опред-х норм, установленных или санкционированных госуд-вом (а иногда и непосред-но народом), реализ-я кот. обеспечивается авторитетом или принудит-й силой гос-ва.

Поскольку дух. жизнь общ-ва порождается все-таки жизнью матер-й, то и ее стр-ра во многом схожа с последней: духов. потреб-ти, дух. деят-ть (дух. произв-во) и созданные этой деят-тью духовные блага (цен-ти).

 

------------------------------------------------------------------------

43. Культура и общество,
философское понятие культуры

В общефилософ. смысле культура – это совокупный надбиологич-й опыт, кот. существует в форме кодовых систем, т.е. универсалий. Культура предстает как общность норм, обычаев и нравов. Поэтому осн. функциями культуры явл. трансляция соц-го опыта и социализация личности. Выд. и др. фун-ии культуры: воспитат-ю, познават-ю, норматив-ю, коммуникац-ю, информац-ю, предметно-преобраз-щую, упорядочив-ю.

Взаимная ответственность человека и общества. Цивилизация - это преобразованный человеком мир внеположенных ему матер-ных объектов, а культура - это внутр-е достояние самого чел-ка, оценка его духов-го развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окруж-го соц. мира или его духов-й автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законно-послушного члена общ-ва, довольствующ-ся предоставл-ми ему благами.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не  улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для чел-ка (искусство сделало чел-ка пленником символич-х структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Марксизм: чел-к во многом находится в неосознанной зависимости от установив-ся в общ-ве стереотипов. Однако степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает. Единственная возможность прорыва чел-ка к своему истинному "я" - в установлении соответств-х обществ-х отнош-й, и поэтому чел-к стремиться к достижению такого обществ-го состояния.

Ф. Ницше: «чел-к по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, кот. создано для подавления и порабощения чел-ка».

 

------------------------------------------------------------------------

44. Культура как система.
Типы и виды культуры

Традиц-но культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под матер-й  культурой поним-т технику, производств-й опыт, а также те матер-е ценности, кот. в своей совокуп-ти составляют искусств. среду обитания чел-ка. Подвидами матер.-культ. феноменов явл.:

1) природ. объекты, кот. подверглись некот. возд-ю со стороны чел-ка и изменили свою первоздан. форму (рубило первобыт. чел-ка);

2) искус.-прир. объекты, кот. сохраняют свою прир. форму, но сущ-ют так, как не встреч-ся в естеств. условиях (японский сад камней);

3) синтетич.-прир. объекты, т.е. такие объекты, кот. синтезир-ны из встреч-ся в прир. матер-ов (плстмассы);

4) соц.-культ. объекты, сооруж-е кот. предполагает использ-е природ. и искус. матер-ов (шоссейн. дороги).

5) соц.-матер. объекты, обслужив-е общ-во в производств-й сфере (компьютеры, машины).

К дух. культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Следует различать форму дух. культ., и содержание, кот. идеально. Форма характер-ет то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содерж-е – то, что они значат для личности и общ-ва.

Подвиды дух. культуры:

1) произв-я монумент-го искусства (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное иск-во (театральные образы);

3) произв-я изобр-го иск-ва (живопись, графика);

4) музыкальное иск-во (музык-е образы);

5) различ. формы обществ-го сознания (идеологич. теории, философ., эстетич-е, нравств-е и др. знания);

6) обществ.-психол. явления (общ. мнение, идеалы, ценности, соц-е привычки и обычаи и др.).

 

------------------------------------------------------------------------

45. Сущность человека.
Биологическое и социальное в человеке

Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопостав-ся типичному как общему, присущему всем элементам дан. класса или значительной части их.

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционир-я и развития, с деят-тью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Чел-к как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по опред-ю смысла жизни.

 

------------------------------------------------------------------------



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Духовная сфера жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная сфера жизни общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)