Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей

СОДЕРЖАНИЕ

 

введение. 3

1.теоретический аспект возрастных особенностей восприятия природы у подростков. 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников 7

1.2 Особенности возрастного восприятия природы у детей 13

1.3 Развитие экологического сознания школьников 22

2.экспериментальное исследование по проблеме ворастных различий воприятия природы у школьников. 31

2.1. Условия и методика проведения исследования 31

2.2. Результаты диагностики восприятия природы у подростков 5-8 классов 33

заключение. 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 46

приложения. 50

 

 

введение

 

Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего существования.

Иоганн Генрих Песталоцци. «Метод». 1800 г.

 

Экологические проблемы в последнее время занимают особое место среди проблем современного общества. Так, достаточно часто в качестве основной задачи, которую должна решить современная цивилизация, называется преодоление глобального экологического кризиса и построение постиндустриального, информационно-экологического общества [9, С. 7].

Однако в результате непродуманной деятельности людей у систем разных уровней организации жизни изменяются структурные компоненты, разрушаются взаимосвязи между ними, утрачиваются характерные и приобретаются новые признаки, из-за которых искажаются функции, выполняемые ими на протяжении длительной эволюции. Это обстоятельство во многом обусловливает ухудшение состояния окружающей среды и затрудняет нормальное существование всего живого, включая и человека.

Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. В массовом сознании прочно господствует так называемая стратегия технологического реформизма [24, С. 41]. Более того, такое отношение отражается даже в документах международных организаций, которые профессионально и на самом высоком уровне занимаются охраной природы — показательно, что в «Стратегии сохранения природы» Международного Союза Охраны Природы (1998 г.) такой пункт, как экологическое воспитание людей, находится лишь на седьмом, последнем месте. Но ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется реальным поведением людей, их экологическим сознанием.

Поэтому особое значение сегодня имеет формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природе. Как известно, благодаря деятельности живых систем, на Земле поддерживаются сбалансированные условия для существования их самих и человека.

Новое экологическое сознание должно быть пронизано духом равноправия человека и природы, отдельных природных объектов, партнерского характера взаимодействия с ними, оно базируется на идее «экологической этики» — распространения сферы действия этики на мир природы. Но очевидно, что по-настоящему партнерское, равноправное взаимодействие возможно только с тем, кто воспринимается как субъект, в противном случае оно носит характер использования. Тем более это касается применения этических принципов, поскольку они возникли как «надприродные» механизмы регуляции поведения и, по определению, охватывают систему субъект-субъектных отношений.

Таким образом, психологической основой преодоления глобального экологического кризиса является формирование эксцентрического общественного, группового и индивидуального экологического сознания, а одна из важнейших его составляющих — формирование у человека восприятия природных объектов в качестве субъектов. Соответственно, требуется изучение субъектного восприятия природных объектов, выявление психологических механизмов, делающих его возможных, определение социальных и психологических истоков современного восприятия природы, закономерностей его развития в онтогенезе, включая дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, и т.д.

Существует ряд работ, в которых на философском уровне рассматривается вопрос о возможности восприятия природных объектов в качестве субъектов (Каган М.С. [17], Брунер Дж., Хесле В. [5] и др.). В то же время собственно психологических работ, посвященных проблемам взаимодействия человека с миром природы, изучению различных аспектов экологического сознания крайне мало. Среди них можно назвать следующие: исследование отражения экологических проблем в сознании населения (Шаргаев М.А. [46]); исследование психолого-экологических аспектов формирования отношений учащихся к природе (Саутин Е.А. [38]); разработка критериев и методов изучения и формирования отношения к природе у школьников (Сидельковский А.П. [39]). Особое значение имеет цикл исследований субъективного отношения к природе, проведенный В.А. Ясвином [13, 52, 53].

Однако развернутых работ, непосредственно посвященных субъектному восприятию природных объектов, в отечественной психологической литературе практически нет. Можно назвать только несколько кандидатских диссертаций, в которых в определенной степени затрагивается эта проблема: наиболее близко к ней исследование формирования представления о живом у дошкольников (Петяева Д.Ф. [31]); в определенной мере она затрагивается при рассмотрении влияния общения с природой на нравственное становление подростков (Шейнис Г.В. [47]) и формировании ценностного отношения к живой природе у старшеклассников (Марков П. Г. [23]).

Таким образом, с одной стороны, в рамках самой психологии существует очевидный «пробел», выражающийся в том, что до сих пор специфика восприятия подростками природы оказалась практически неисследованной. С другой стороны, формирование субъект-субъектного взаимодействия с миром природы является одним из условий преодоления глобального экологического кризиса. В связи с этим изучение особенностей восприятия природы подростками является актуальным.

В данной работе анализ возрастных особенностей восприятия природных объектов подростками велся на основе представлений, сформулированных в фундаментальных трудах по возрастной и педагогической психологии Л.И.Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и др.

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков 12-15 лет.

Задачи исследования:

1. теоретический анализ литературы по проблеме восприятия;

2.изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков;

3.экспериментальное исследование возрастных различий восприятия природы школьниками 5-8 классов.

Объект исследования: возрастные различия восприятия природы учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс восприятия природы у детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что в процесс восприятия природы школьниками меняется в онтогенезе.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что содержание работы, ее теоретические выводы и практические разработки по итогам экспериментального исследования представляются важными для изучения влияния возраста на процесс восприятия природы у подростков 12-15 лет.

Методы исследования:

− анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

− констатирующий и формирующий эксперимент;

− методы статистической обработки полученной информации (табличный и графический методы).

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года.

Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовавших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Возраст школьников — 11-15 лет.

 

1.теоретический аспект возрастных особенностей восприятия природы у подростков

 

Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания.

В. А. Сухомлинский

 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников

В психолого-педагогической литературе встречается несколько вариантов определения понятия «восприятие». Приведем некоторые из них.

Восприятие— это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний (Краткий словарь по психологии, [19, С. 35]).

Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Так же как и ощущение, восприятие относится, преимущественно, к тому анализатору, через который окружающая действительность влияет на нервную систему субъекта [30, С. 114].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 

Представление о процессе формирования личностного отношения к природе в онтогенезе подросткового периода сформированы в исследования Г.В.Шейнис, Д.Ф.Петяевой, В.А. Ясвина. При этом рассматриваются возрастные изменения следующих характеристик отношения к природе :

1) его доминантность в системе других отношений личности;

2) типы экологических установок — готовность к действиям с природными объектами эстетического, этического (природоохранного) или прагматического характера [47];

3) готовность (или отказ) заниматься решением экологических проблем и заботиться о природе [31];

4) восприятия объектов природы в качестве своего рода субъектов [11].

В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) доминантность отношения к природе уже достаточно выражена, но еще более возрастает к 12-13 годам, достигая своего максимального значения. Так, Г.В.Шейнис считает, что «развитие отношения с природой личностно значимо, отвечает психологическим потребностям, интересам и возможностям подростков, особенно в возрасте 12-13 лет» [31, С. 11].

К старшему подростковому возрасту (14-15 лет) наблюдается снижение доминантности до уровня 10-11 лет, которое становится еще более заметным в юношеском возрасте. Отношение с природой все более уступает другим сферам отношений личности.

Интересно, что возрастная динамика отношения к природе в целом совпадает с возрастной динамикой экологических установок этического типа (природа воспринимается как объект охраны и заботы). Отметим также, что в подростковом возрасте подобная тенденция характерна и для готовности школьников заниматься решением экологических проблем и заботиться о природе .

Обращает на себя внимание также «зеркальный» характер возрастных изменений интенсивности отношения к природе у подростков и юношей и динамики их экологических установок прагматического типа (природные объекты воспринимаются как источник какого-либо полезного для человека продукта).

Прагматическое восприятие природы возрастает от младшего к старшему подростковому возрасту, в то время как интенсивность отношения на этом промежутке понижается. В 14-15 лет прагматические установки достигают максимального уровня, а интенсивность — минимального.

Характерно, что от младшего к старшему подростковому возрасту повышается также процент школьников , отказывающихся принимать участие в природоохранной деятельности [12, С. 8]. Затем к юношескому возрасту наблюдается как повышение интенсивности, так и понижение уровня установок прагматического типа.

К старшему подростковому и особенно к юношескому возрасту отмечается возрастание уровня сформированности эстетических установок, которые начинают доминировать среди других типов экологических установок. Для восприятия природных объектов в качестве своего рода субъектов характерно постепенное снижение интенсивности отношения к природе на возрастном промежутке от 10 до 17 лет [12, С. 9].

Таким образом, личностное отношение к природе является сложной системой взаимосвязанных составляющих элементов, которые, обладая собственной возрастной динамикой, в то же время подчиняются определенным общим закономерностям.

Д.Ф. Петяева приходит к выводу, что характер отношения дошкольников к объектам живой природы в основном обусловлен мерой развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, иными словами, уровнем развития их познавательной сферы [31].

Вырезано.



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)