Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 0.00 из 5.00 0 оценок




К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой: «Странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике. ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление» [27, С. 49].

Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами.

Еще в 30-е годы 20 века pоссийский педагог Я.А. Влядих писал, что, к сожалению, «в постpоении школьного куpса ... нет места для воспитания того «чувства пpиpоды», о котоpом говоpят философы и поэты» [40, С. 115]. По мнению автоpа, этот пpобел можно заполнить лишь объединенными усилиями пpеподавателей биологии, истоpии, литеpатуpы, живописи и музыки.

Е.Тихеева считает, что воспитание ребенка должно идти в близости с природой. В ее книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» (о работе по методу Тихеевой) есть раздел «Природа» [43].

Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, — говорил Сухомлинский. — Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [41, С. 156].

Развитие личности — это развитие ее задатков, чувств, формирование системы ценностей и отношений к миру, к обществу, людям, природе, труду и пр. Одной из важных составляющих творческого потенциала человека является умение видеть мир образно и непосредственно. В развитии такого умения огромную роль играет восприятие природы.

Понятие отношений с природой лежит в основе многих теоретических построений современных психологов. Многоуровневый характер анализа взаимодействия людей с окружающей средой нашел разностороннее отражение в характеристиках субъектно-объективных и субъектно-субъектных отношений, которые содержатся в трудах разных авторов.

Проблемам взаимодействия человека с социально-культурной средой и тем самым — с «очеловеченной» природой и роли общественного опыта в развитии психики уделял постоянное внимание Л. С. Выготский [8]. Особую роль в его учении о психике сыграла разработка вопросов о единстве внутренней (психической) и внешней (предметно-орудийной) деятельности при безусловном признании ведущей роли практической стороны жизни: взаимодействия с внешней средой.

Из совокупности отношений общества, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, Л. С. Выготский [8] выводил процесс развития психики как отражения деятельностных связей человека с окружающей средой. Следует отметить глубокую и важную разработку им проблемы приспособления человека к природе путем выработки новых форм поведения, путем создания орудий взаимодействия со средой. В этих положениях нет конкретных и прямых оценок связей школьника и студента с окружающей его природой, однако понятно, что они в полной мере распространяются на такие связи.

Идеи Л. С. Выготского [8] и в настоящее время помогают точнее определить направленность педагогического руководства взаимодействием учащихся с природой. Важной целью педагога при этом становится развитие индивидуальных и групповых отношений к природе и обществу, предметной деятельности учащихся и обучения их использованию ее орудий и форм.

На развитие психологической трактовки взаимодействия человека с внешним миром оказали значительное влияние труды С. Л. Рубинштейна [36, 37]. Исследуя природу психического, он исходил из взаимосвязи и взаимообусловленности отношений человека и бытия, человека и другого человека. Под бытием им понималась вся природа, мир, вселенная, космос, с которыми человек неразрывно связан, как и с окружающими людьми. Взаимосвязь двух отношений видный советский психолог устанавливал, анализируя «качество» отношения человека к человеку, которое обусловлено отношением человека «к бытию», к природе и т. д.

- Вырезано.

- Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

- сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;

- активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

 

2.экспериментальное исследование по проблеме ворастных различий воприятия природы у школьников

 

 

2.1. Условия и методика проведения исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года.

Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовавших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Возраст школьников — 11-15 лет.

Экспериментальная работа со школьниками состояла из нескольких этапов:

- диагностика восприятия природы учащихся в 5 классе (констатирующий эксперимент);

- диагностика восприятия природы учащихся в 6 классе (констатирующий эксперимент);

- диагностика восприятия природы учащихся в 7 классе (констатирующий эксперимент);

- диагностика восприятия природы учащихся в 8 классе (констатирующий эксперимент);

- сравнение и анализ полученных результатов.

Для исследования была выбрана методика контент-анализа Дерябо С.Д. [12].

 

Методика исследования

Процедура изучения восприятия природы основывается на выявлении и анализе смысловых единиц информации (контент-анализ), которую сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульного материала.

В человеческом языке существуют слова-символы, которые могут являться своеобразными «ключами» к различным структурам сознания. Эти слова-символы могут вступать во взаимодействие с различными структурами сознания, в результате чего рождается письменный текст, анализ которого помогает понять сформированные категории восприятия природы.

Для исследования были выбраны слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира как в мифологических представлениях многих народов, так и в некоторых философских учениях. Каждое слово-символ (небо, земля, огонь, воздух, вода, звезды) заключает в себе содержание, связанное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом.

В качестве стимульного материала были использованы шесть слов-символов, а задание формулировалось следующим образом: «Составить небольшой рассказ, сочинение, либо несколько не связанных между собой по смыслу предложений, в которые необходимо включить следующие слова: Вырезано.



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)