Определение функций управления в условиях рыночной экономики
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Определение функций управления в условиях рыночной экономики Повседневная работа менеджера состоит из выполнения управленческих функций — конкретных видов деятельности по управлению предприятием. Даже относительно простую работ необходимо спланировать (прогнозировать), организовать, мотивировать и проконтролировать. В этом и заключаются функции управления. Функции управления взаимосвязаны, более того, они как 6ы проникают друг в друга. Например, по информации, собранно при выполнении функции контроля, менеджеры судят о выполнении планов, своевременно корректируя их (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивации и организации). Таким образом, в системе управления гостиницей во функции объединены в единый целостный процесс. Если менеджер желает обеспечить стабильное существование своему предприятию, он должен постоянно выполнять во управленческие функции. И начинать нужно с планирования. После того как работа спланирована, она должна быть организована, а сотрудники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определит! точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда. Как видим, все четыре функции взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выбросишь. Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, ведь управление — это искусство добиваться результата посредством других людей. Каждая из функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование обеспечивает основу для выполнения других функций и считается главнейшей из них, а функции организации мотивации и контроля ориентированы на реализацию тактических и стратегических планов организации. 1.2. Функция планирование Под планированием мы понимаем систематический процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Обычно организация формирует единый план для управления общей деятельностью, но в его рамках отдельные менеджеры для достижения конкретных целей и задач организации разрабатывают свои планы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени. Применительно к гостинице выделяют следующие основные этапы планирования. 1 шаг: разделение плана на главные и второстепенные блоки: · сбор информации; · разделение главных проблем на слагаемые; · детализация второстепенных задач. 2 шаг: приведение всей работы (процессов) в количественную последовательность: · какие виды работ должны быть завершены в первую очередь, какие по значимости могут решаться и позднее; · какие виды деятельности могут осуществляться одновременно (параллельно). 3 шаг: фиксирование потребности во времени (длительность проведения работ) для различных задач (процессов): · установить возможное время Ожидания; · определить временной промежуток по стадиям выполнения работы. 4 шаг: результат внести в сетевой общий план: · определить самый ранний срок выполнения работ; 4 определить самый поздний допустимый срок окончания работ; · наметить экстремальный путь решения проблемы. Необходимость пошагового планирования связано с тем, что каждый рабочий день в гостинице состоит из множества сложных относящихся друг к другу событий. Наибольшую значимость в гостинице имеет планирование следующих видов работ: · открытия ресторанов и баров; · рекламных кампаний для гостиниц; · ремонта зданий; · мероприятий (банкетов, конференций и т.п.); · проведения недель фирменных блюд в гостинице; · программ уборки помещений гостиницы; · работы персонала и др. Единого метода планирования, который соответствовал бы каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровнями организации. Стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на деятельность организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, то есть определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Стратегический план — это программа укрупненных действий по достижению поставленных целей. Стратегия обычно разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает включенность сотрудников всех уровней управления. Основные требования, предъявляемые к стратегическим планам: 1. Целостность и законченность. 2. Гибкость (должна обеспечиваться возможность коррекции планов). Стратегическое планирование используется в практике различных организаций, однако чаще всего — некоммерческих. Цикл стратегического планирования (рис. 1) начинается с определения миссии организации и формирования ее целей. Миссия— это четко выраженная общая цепь, в которой дается ответ на вопросы: Для чего существует организация? Какую потребность она удовлетворяет? Каковы основные принципы ее деятельности?
Рис. 1. Цикл стратегического планирования
При выработке миссии гостиничного и ресторанного предприятия менеджер должен дать ответ на главный вопрос — какую человеческую потребность удовлетворяет гостиница или ресторан. Миссия должна не столько отражать внутренние проблемы самой организации, сколько отвечать потребностям внешнего мира. Группа "Лидирующие отели мира" сформировала свою миссию следующим образом: "Мы — крупнейшая и единственная в своем роде группа престижных отелей. Мы работаем, чтобы предложить нашим клиентам исключительное обслуживание и комфорт для удовлетворения любых вкусов и запросов с целью создания максимально удобной для клиентов обстановки, стараемся, чтобы единственными сюрпризами для наших гостей были приятные сюрпризы". Миссия отелей Marriott заключается в предоставлении услуг по размещению и обслуживанию с целью создания прочного, длительного и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами, сотрудниками, владельцами, акционерами и обществом. Миссия нужна не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Цели, вырабатываемые на основе миссии, должны соответствовать следующим требованиям: 1) измеримость. Даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить — это свидетельство неверного формулирования ее; 2) ориентация ко времени: к какому моменту планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это равнозначно ее отсутствию; 3) достижимость. Цель должна быть реальной. Если цели недостижимы — страдает мотивация сотрудников; 4) согласованность друг с другом. Следует стремиться, чтобы разные цели взаимодополняли друг друга. Примерами целей гостиничного предприятия могут быть следующие: 1. Увеличение в текущем году среднего коэффициента загрузки номерного фонда на 1,5% по сравнению с прошедшим годом. 2. Увеличение на 15% объема повторного посещения отеля гостями, прибывающими с деловыми целями. 3. Расширение ассортимента дополнительных услуг, предназначенных для клиентов, путешествующих с членами своей семьи и т.д. На практике после определения целей нередко вновь уточняется миссия. Следующий этап стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. На данном этапе также не исключен возврат к уточнению миссии и целей. Следующий этап — проведение СВОТ-анализа (англ. SWOT— Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы), который представляет собой анализ наиболее значимых и негативных внешних факторов развития, а также возможные последствия изменения внешней среды для организации. Результаты СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии, целей и дополнить исследование внешней среды. Следующий этап — выбор стратегии. В рамках каждой организации производится конечное число продуктов или осуществляется конечное число проектов. По отношению к каждому продукту (услуге) можно применить лишь две возможные стратегии: рост (увеличение) и сокращение. Общая стратегия организации в целом получается путем соединения воедино частных стратегий отдельных продуктов, проектов или видов деятельности. Три универсальные стратегии (предложены И. Портером): 1. Стратегия снижения издержек. Применяется с наибольшим эффектом при реализации услуги, пользующейся массовым спросом, и ориентирует предприятие на производство большего количества товаров и обширный рынок. Именно минимизация издержек дает возможность предприятию реализовывать услугу по низким ценам. В результате роста объемов продаж повышается рентабельность и прибыль предприятия. 2. Стратегия дифференциации продукта используется в том случае, когда предприятие выходит на рынок с уникальной услугой (свойства этой услуги закреплены знаком "обслуживания). Данная стратегия может быть приемлема на стадии выпуска на рынок новых товаров или товаров, производимых по индивидуальным заказам. 3. Стратегия фокусирования предполагает сосредоточение на одном из сегментов рынка (на определенной группе клиентов) или на ограниченном географическом секторе рынка. Существуют и другие методы выбора правильной стратегии. После того как стратегия выбрана, осуществляется ее реализация, анализ и контроль полученных результатов. Затем цикл стратегического планирования начинается снова, потому что, выполненный единожды, он не способен закрепить незыблемую или "единственно верную" успешную стратегию. Процесс стратегического планирования непрерывен. Планы в организациях создаются отнюдь не для того, чтобы их неукоснительно выполнять. Они являются средством успешного управления, адаптирующего возможности организации к постоянно меняющимся условиям. Все планы составляют общую систему, которая называется генеральным или бизнес-планом функционирования организации. Бизнес-план представляет собой стратегию деятельности гостиницы на рынке гостиничных услуг и позволяет ответить на следующие важные вопросы: · на каком этапе развития находится гостиничное предприятие; · к какой цели оно движется; · каким наиболее эффективным путем можно прийти к поставленной цели. Для каждого конкретного гостиничного предприятия форма и структура бизнес-плана может различаться в зависимости от специфики его деятельности и от поставленных целей. Обязательными для любого бизнес-плана являются разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием. Как правило, структура бизнес-плана гостиничного предприятия выглядит следующим образом: 1. Общее описание гостиничного предприятия. Раскрываются тенденции развития индустрии гостеприимства в государстве в целом, в отдельном регионе, городе и определяется положение гостиницы в этом бизнесе. Основное внимание должно уделяться рассмотрению состояния и перспектив развития индустрии гостеприимства, влиянию положительных и отрицательных факторов. В разделе приводится характеристика материально-технической базы гостиницы, указываются категории, к которым она относится по существующим системам национальной и международной классификации, подробно описывается ее местоположение. Далее приводится структура номерного фонда по вместимости номеров, по назначению и другим критериям, описываются используемые тарифы. Целесообразно подробно охарактеризовать предприятия питания (рестораны, кафе, бары), являющиеся составной частью гостиничного комплекса. Как правило, информация дополняется указанием других хозяйственных подразделений гостиницы, которые оказывают дополнительные услуги клиентам гостиницы (парикмахерская, фитнес-центр, прокат авто и др.) и участвуют в формировании доходов. 2. Услуги. Описываются предлагаемые в конкретной гостинице услуги (основные и дополнительные), а также ассортимент ресторанов, кафе, баров. Основной акцент делается на особенности услуг, которые способны удовлетворить конкретные потребности клиентов. Привлекательность услуг можно подтвердить анализом отзывов клиентов или оценкой экспертов. Также целесообразно в приложении к бизнес-плану привести буклеты, рекламные проспекты, фотографии, наглядно характеризующие предлагаемый ассортимент услуг. 3. Рынок и маркетинг. Оцениваются рыночные возможности гостиничного предприятия. В частности определяются реальные и потенциальные сегменты рынка, оценивается их емкость и перспективы развития. Описывается конкурентная стратегия гостиницы, оцениваются слабые и сильные стороны деятельности (СВОТ-анализ). При указании стратегии маркетинга описываются: · система ценообразования на услуги гостиницы, система скидок, сравнение с существующими ценами на услуги аналогичных отечественных и зарубежных гостиниц; · система продвижения гостиничных услуг на рынок (рекламные мероприятия, стимулирование продаж, связи с общественностью); · стратегия роста объема продаж, возможности выхода на другие сегменты рынка, развитие дополнительных услуг, увеличение доходов. 4. Организационная структура управления. Даются сведения о сотрудниках, которые займут руководящие должности различных структурных подразделений, так как от них в значительной степени зависит реализация планов гостиницы. Должна также приводиться информация о подборе персонала для различных структурных подразделений гостиницы и осуществлении дальнейшего развития. Существенным дополнением могут стать сведения о планируемых льготах и стимулах работников предприятия. Совершенствование системы стимулирования должно затрагивать не только формы материального вознаграждения, но и мотивационные основы: условия труда и отдыха, моральное поощрение, дополнительные льготы, гарантии занятости, развития карьеры и т.д. 5. Производство и реализация продукции и услуг гостиницы. Вопросы, непосредственно связанные с производством и реализаций продукции и услуг гостиницы, являются фундаментальными при разработке бизнес-плана. Бизнес-план должен содержать подробный план хозяйственной деятельности гостиницы с приведением расчетов основных показателей (валового дохода, прибыли, рентабельности и др.). 6. Финансовый план. На основании данных финансового плана руководитель гостиницы, а также внешние пользователи (инвесторы, кредиторы) получают представление о доходности инвестиций, потребностях в материальных и финансовых ресурсах, источниках их поступлений и расходов, а также об ожидаемых результатах деятельности гостиницы. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими из следующих принципов руководствуются при составлении планов: · полнота — учет всех событий и ситуаций, которые могут иметь значение для развития организации; · точность — использование таких современных методов, средств, тактики и процедур, которые обеспечивают точность прогнозов; · ясность — цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации; · непрерывность; · экономичность — соизмерение расходов на планирование с выигрышем, получаемым от него. Один из наиболее распространенных инструментов, используемых при планировании, — бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов. Другой прием планирования — анализ окупаемости, позволяющий наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации. Существуют и другие методы планирования, и все они имеют одну общую цель — помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее развитие гостиницы и ресторана.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |