Мотивация как функция управления
Мотивация — это процесс активизации деятельности сотрудников, побуждающий их эффективно трудиться для достижения поставленных целей. Понятие "мотивация" следует отличать от понятия "стимулирование", которое представляет собой процесс регулирующего воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности. Выступая факторами, определяющими конечные результаты человеческой деятельности, мотивы и стимулы не тождественны друг другу. Мотивы — это внутриличностные причины, побуждающие работника действовать. Стимулы же, будучи внешними воздействиями, не всегда совпадают с личностными устремлениями, приоритетами, предпочтениями работника. Более того, мотивы и стимулы в своих воздействиях на деятельность могут как взаимоусиливаться, так и быть разнонаправленными. Если мотивация подталкивает деятельность изнутри, требуя удовлетворения потребностей, то стимулирование привлекает ее извне возможностью удовлетворения потребностей. Поэтому менеджер должен постоянно думать и решать вопросы, связанные, прежде всего, с экономическим и моральным стимулированием, созданием благоприятных условий труда и отдыха для подчиненных. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы, повышающие результативность трудовой деятельности. Готовность и желание работника выполнять свою работу на высоком уровне является важнейшей проблемой любой организации. Даже самые лучшие планы, оптимальная оргструктура, современное оборудование и последние технологии не дадут должного эффекта. Искусство менеджера и состоит в том, чтобы знать и понимать, что движет человеком и к чему он стремится, выполняя определенную работу, чтобы без принуждения сотрудников соответствующим образом построить управленческий процесс. В результате такого воздействия каждый член трудового коллектива сам будет стремиться выполнять порученное ему дело наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения гостиницей своих целей. Мотивировать сотрудников — это значит затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности. Поэтому менеджер и должен знать, как возникают и чем вызываются те или иные мотивы; как и каким образом мотивы могут быть приведены в действие. Мотивация персонала — важнейшая проблема, которую постоянно решают менеджеры предприятий индустрии гостеприимства. Ряд проведенных исследований свидетельствует о том, что отличное обслуживание выступает в качестве главного фактора привлечения клиентов во второй, в третий раз и т.д. В первый раз клиента можно завлечь хорошей рекламой, богатым интерьером, разнообразным меню. Во второй раз он приходит, несомненно, благодаря профессиональной работе персонала и высокому качеству обслуживания, полученному ранее. Поэтому в гостиницах и ресторанах должен быть обеспечен высокий уровень мотивации сотрудников и особенно тех, кто имеет прямое воздействие на клиентов и на их восприятие обслуживания. Тем не менее на практике нередки случаи, когда большинство служащих, участвующих в многосторонних личностных контактах, относятся к категории наименее оплачиваемых. Проблема мотивации персонала в индустрии гостеприимства усугубляется тем, что здесь относительно высокая доля временных работников (например, нанятых на работу в летний сезон), и работников с неполным рабочим днем. И они, как правило, не стремятся к установлению более тесных межличностных отношений с целью создания единой команды, а также не разделяют целей и задач организации. При мотивации персонала понадобятся знания классических теорий мотивации. По теории А. Маслоу, все потребности можно расположить в виде иерархической структуры (рис. 2). Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем потребности более высоких уровней. Однако на самом деле удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. В теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные особенности людей. Рис. 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу Теория потребностей Мак-Клелланда основной упор делает на потребности высших уровней, среди которых выделяет три типа потребностей: власти, успеха и причастности. Потребность власти — желание воздействовать на других людей. Эта потребность не ограничивается негативным пониманием (как свойственная лишь карьеристам, рвущимся к власти); это, скорее, потребность к проявлению своего влияния. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а доведением работы до успешного завершения. Потребность в причастности реализуется в налаживании дружеских отношений, знакомствах и т.п. Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 1950-х годов Ф. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг выделил две категории факторов: гигиены (политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой) и мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста). Мотивации Герцберга сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Теория ожидания. В рамках этой теории считается, что человеком движет надежда на то, что выбранный им тип поведения приведет к достижению желаемого. Ожидание — оценка личностью вероятности определенного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение; вознаграждение — удовлетворенность. Теория справедливости объясняет, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых усилий либо уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению с другими, могут работать менее интенсивно либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее. Основной вывод теории справедливости для практики управления: пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Модель Портера—Лоулера. Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости. В их модели (рис. 3) фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (З)1, способностей и характерных особенностей (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь как внутреннее (7а — чувство удовлетворения, самоуважения и т.п.), так и внешнее (76 — похвалы руководителя, премия, продвижение по службе) вознаграждение. Удовлетворение (9) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение. Ученые считают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности труда. Практика управления подтверждает мысль: высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Рис. 3. Модель Портера—Лоулера В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен: 1) установить мотивы, которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; 2) создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих; 3) активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей (эффективно), он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Сотрудникам нужно говорить о том, как они выполняют свою работу. Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности. Обратная связь обеспечивает основу для мотивации. Важную роль при стимулировании труда, несомненно, играет получаемое экономическое вознаграждение (оплата труда и другие материальные поощрения). В сфере услуг уровень экономического вознаграждения сотрудников ниже, чем в производственных отраслях экономики. Однако здесь, и прежде всего в индустрии гостеприимства, большое значение имеет исторически сложившаяся традиция получать дополнительное вознаграждение (оплату) за труд в виде чаевых, сумма которых существенно повышает уровень материального благосостояния персонала обслуживания (официантов, барменов, швейцаров, коридорных, носильщиков багажа и др.). Выявлению функций чаевых посвящены специальные научные исследования, результаты которых не дают однозначного объяснения этому понятию. С экономической точки зрения чаевые рассматриваются как дополнительная оплата дополнительных услуг, или механизм, дополняющий фиксированную цену услуги в нестандартных ситуациях. Социологи объясняют функцию чаевых как подарок тому, кто оказывает услугу. При этом он должен подчеркнуть высокий социальный статус дарителя и является демонстрацией его превосходства. Каждый, кто получил чаевые, должен почувствовать себя при этом облагодетельствованным и выразить благодарность и уважение тому, кого он обслуживает. Данное социологическое объяснение противоречит реальности, так как указывает на то, что официанты, бармены, швейцары должны чувствовать себя несколько униженными при получении чаевых. На практике большинство из них, наоборот, чувствуют унижение тогда, когда не получают чаевых или когда чаевые недостаточно щедрые. Более того, клиенты, как правило, оставляют чаевые незаметно, не афишируя их. Принципы элементарной вежливости диктуют официанту, что он не должен проверять сумму чаевых на глазах у клиента. Термин "чаевые" (рус. — "на чай", англ, соответствие "tips" является сокращением от "to insure promptness" — чтобы обеспечить быстроту). Существует мнение, что в XVIII веке клиенты английских трактиров передавали записку с такими словами вместе с монетой трактирщику с целью обеспечения расторопности обслуживания. С этого времени традиция оставлять чаевые распространилась по всему миру. Для размера чаевых существует негласный международный стандарт (10% от суммы счета). Однако следует помнить: "чаевые" являются сугубо добровольным желанием, и их размер зависит не только от сложившейся традиции, но и от других факторов. По данным специального исследования, проведенного в США, установлено, что разные категории обслуживающего персонала ежегодно получают до $10 млрд. чаевых. Поэтому очень важно установить, от чего зависит их размер. Известный американский психолог Майкл Линн установил следующие представляющие научный интерес закономерности этого явления: 1. Размеры чаевых практически не зависят ни От качества пищи и обслуживания, ни от атмосферы ресторана, ни от пола и возраста официантов, ни от количества употребленных алкогольных напитков. 2. К факторам, увеличивающим размер чаевых, относятся: физическая привлекательность официанта или официантки, в том числе внешний вид и одежда; количество дополнительных визитов официанта к столу клиента, не обусловленных необходимостью и не улучшающих качество обслуживания. 3. К факторам, снижающим размер чаевых, относят сумму счета (чем она больше, тем меньший процент суммы будут составлять чаевые), количество клиентов, находящихся за одним столом (чем больше компания, тем меньше чаевые). 4. В США мужчины оставляют большие суммы чаевых, чем женщины. Клиенты, использующие при оплате кредитные карточки, оставляют больше чаевых, чем клиенты, оплачивающие услуги наличными. В разных странах традиция платить чаевые имеет свои особенности. Например, в Японии чаевые запрещены и потому предложение японскому официанту чаевых может быть воспринято как оскорбление. 10%-ный стандартный размер от суммы заказа считается высоким в Швейцарии, Голландии, Германии, Австрии и Скандинавских странах. Здесь размер чаевых составляет не более 3— 6%. Традиционно более дорогими в плане платы чаевых считаются Бельгия и Франция. В парижских и бельгийских ресторанах размер чаевых не ниже 10%. А в отдельных ресторанах на юге Франции чаевые — единственный источник дохода официантов. Заработную плату они не получают. В США чаевые платят не только официанту и швейцарам, но и метрдотелям. Самые большие суммы чаевых получают бармены. Обычно бармену принято платить 15%, а в элитных ресторанах — до 30% стоимости заказа. В США чаевые принято платить даже в заведениях быстрого питания. В отдельных ресторанах чаевые включаются в цену обслуживания. Чтобы узнать об этом, клиент должен внимательно ознакомиться с меню, где он увидит соответствующие отметки типа: "servic pise", "tips included" или "trinkgeld in fen". Иногда владельцы ресторана предусматривают следующие письменные предупреждения: "Обслуживание в счет не включено'% что означает, что поощрять официанта клиенты должны самостоятельно. Во многих заведениях индустрии гостеприимства отлажена система оплаты чаевых по кредитной карточке. Несмотря на противоречивые мнения в отношении существования чаевых, они и сегодня остаются одним из важнейших мотивирующих факторов персонала обслуживания индустрии гостеприимства.
Функция контроля После того как составлен план работы гостиницы, организован труд, установлены параметры мотивации, появляется необходимость в выполнении еще одной функции менеджмента — контроля. Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием: "поймать", "уличить", "схватить". Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания этой функции. Понятие "контроль" выходит за пределы понятия "контролирование (проверка) как вид административной деятельности". Оно охватывает собой и активную деятельность менеджера — управление. В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактических достигнутых результатов с запланированными. Как видно из определения, контроль имеет меньшее отношение к отдаванию приказов сотрудникам, а больше — к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. Функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). Все системы контроля всегда базировались на принципе обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате этого устанавливаются определенные отклонения от заданных показателей с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования: · эффективность контроля — определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля); · эффект влияния на людей — выясняется вопрос: применяемая технология контроля вызывает у работников удовлетворение или страх, приводит к конфликтам или способствует обучению; · выполнение задач контроля — контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений; · определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством, права и свободы личности. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. В области человеческих ресурсов кош роль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации; в области материальных — контроль за качеством сырья; в области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных и безналичных) потребуется организации. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он прежде всего прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Заключительный контроль. Цель такого контроля — помочь предотвратить ошибки в будущем. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, а во-вторых, способствует мотивации. Осуществление функции контроля в индустрии гостеприимства осложняется тем, что предоставляемые здесь услуги в боль-щей степени носят нематериальный характер, то есть не имеют формы, размера, цвета, упаковки и т.д. Здесь достаточно трудно применять привычные критерии оценки. В последние годы был разработан ряд методов анализа и контроля процесса обслуживания на предприятиях гостеприимства. 1. Метод диаграммного проектирования. Предложен американским ученым Л. Шостаком. Суть состоит в визуальном представлении всего процесса производства и оказания услуг, а также всех последовательных задач, непосредственно связанных с этим процессом. Согласно технологии диаграммного проектирования прежде всего следует различать "полосу видимости" для потребителя выполняемых в процессе оказания услуги задач. Процесс обслуживания в ресторанах McDonald's предполагает, что реализация задачи по производству гамбургеров должна быть скрыта от глаз потребителей, то есть находиться за линией видимости. Стратегической альтернативой такому подходу служит сеть ресторанов Subway, где считается, что процесс производства пищи и обслуживания должен происходить только на глазах у клиентов, то есть находиться в зоне видимости. В первом случае от потребителей скрывается быстрый процесс подготовки гамбургеров из замороженных полуфабрикатов с помощью микроволновой печи. Во втором случае, наоборот, подчеркивают, что конечная продукция приготавливается только из свежих продуктов, которые клиенты могут видеть сами. На видимой части диаграммы размещаются и анализируются этапы процесса оказания услуги и решаемые при этом задачи. На невидимой части диаграммы анализируются задачи, решаемые в процессе производства услуги. 2. Метод точек соприкосновения. Под точкой соприкосновения понимается момент непосредственного взаимодействия персонала обслуживания и потребителей (клиентов). Именно в этот момент становится понятной реакция клиента (он удовлетворен или нет). В данном случае менеджеру предлагается зафиксировать и перечислить все те моменты, когда потребитель контактирует с персоналом гостиницы или ресторана в процессе потребления услуги (оформляется в службе приема и размещений, делает заказ в ресторане, обращается за помощью к консьержу и т.д.). Считается, что эти моменты поддаются контролю со стороны менеджмента и становятся таким образом контролируемыми факторами. На основании соответствующего анализа можно сократить либо увеличить количество точек соприкосновения, дать четкие указания персоналу контактных служб по поводу того, как себя вести, что делать, как и какие задачи выполнять и сколько времени целесообразно потратить на выполнение задач в момент "соприкосновения" с клиентом. С помощью метода точек соприкосновения возможно смоделировать процесс обслуживания. Благодаря своей систематичности метод точек соприкосновения хорошо подходит для разработки концепций производства и реализации новых услуг. 3. Метод потребительского сценария (или "портфельный протокол"). Технология этого метода проста. Менеджер при проектировании этапов и задач процесса обслуживания обращается за помощью к клиентам. В частности, он просит клиентов (индивидуальных или в небольших группах) описать процесс обслуживания или составить его сценарий, который документируется в форме протокола. Затем потребителей просят дать оценку процессу обслуживания и высказать рекомендации по его совершенствованию. В процессе составления такого протокола можно выявить сильные и слабые стороны обслуживания. В дальнейшем таким образом можно разработать новый сценарий обслуживания или даже идею новой услуги. 4. Метод реинжиниринга. В значительной степени он направлен на внутреннюю среду предприятия, то есть невидимую часть процесса обслуживания. Суть данного метода заключается в анализе и оптимизации сложившейся практики обслуживания с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Применительно к индустрии гостеприимства технология реинжиниринга состоит из двух последовательных шагов. Сначала фиксируется существующий процесс обслуживания в гостинице или ресторане. Это достигается через создание общей диаграммы процесса обслуживания, где показаны роль и задачи каждой службы или отдела. Затем проводится совместный анализ с целью выявления потерь времени, дублирования задач, нестыковок и т.д. На основании проведенного анализа действующий процесс обслуживания подвергается необходимой модернизации. Каждый из рассмотренных методов имеет свои преимущества и недостатки. И чтобы максимально нейтрализовать последние, необходимо разумно эти методы комбинировать. Для осуществления контроля за ходом реализации планов организации располагают различными средствами: бухгалтерским учетом, техническим и дисциплинарным контролем, оперативными сводками. В настоящее время большое распространение получил аудит, который считается самым действенным контролем, так как дает наиболее полное и объективное представление а положении дел в организации, а все прочие виды контроля анализируют, как правило, лишь одну из сторон деятельности. К современным тенденциям развития контроля как функции управления прежде всего относится передача части контрольных функций независимым сторонним организациям, специализирующимся на функции контроля, то есть аудиторским фирмам. В последнее время в мировой практике получил широкое распространение бенчмаркинг (от англ, benchmark — определять эффективность системы, проверять по эталонному тесту) — новый метод контроля, особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск предприятий, которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализации передовых методов в собственных условиях. В любом случае контроль в гостиницах может быть ориентирован по двум направлениям (рис. 4, 5): а) ориентация на расходы; б) ориентация на рынок. Чем выше доля фиксированных расходов, тем сложнее достичь планируемой рентабельности. Отелям и ресторанам с относительно высокими фиксированными расходами и сильными колебаниями спроса сложно контролировать постоянные расходы. Предприятия общественного питания с ориентацией на расходы, в которых непостоянные расходы высоки, концентрируют главную задачу на контроле расходов. Только ориентированный на рынок менеджмент может разрешить проблему колеблющегося оборота. Традиционный нормативный контроль расходов поможет здесь мало. Новая техника контроля в отношении методов прогнозирования, бюджетирования, анализа продаж и спроса, контроля качества и ценовой политики должна приниматься с ориентацией на рынок [4, 118 c]. Рис. 4. Сущность контроля при ориентации на расходы Рис. 5. Сущность контроля при ориентации на рынок
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |