Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические основы исследования



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Методологические основы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Для проведения нашего исследования мы выбрали следующие методики: методика диагностики показателей и форм поведения А. Басса и А. Дарки, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова.

Методика А. Басса и А. Дарки [24].

Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
При разработке диагностического инструментария А. Басс, также разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий" [24].

Методика К. Томаса [3]. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отно­шения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элимини­ровать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфликтов, основополагающими из­мерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен­ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.           Томас выделяет сле­дующие способы регулирования конфликтов:

1) соперничество, как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

3) компромисс

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации прихо­дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведе­ния, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на ком­промиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм по­ведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов. Опроснок состоит из 30 пар суждений, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его по­ведения [3].

Методика М. А. Панфилова [22]. Цель данной методики – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка,
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования ребенку предлагались вопросы, на которые он дает письменные ответы.

Вопросы к тесту:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают?

4. У кактуса есть соседи?

5. Какие растения его соседи?

6. Когда кактус вырастет, что в нем измениться?

Результаты интерпретируются следующим образом:

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены;
Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим;
Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа;
Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа;
Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм;

Скрытность, осторожность; расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;

Оптимизм: использование ярких цветов;

Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии;

Неуверенность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм;
Экстровертированность: наличие других кактусов, цветов;
Интровертированность: изображен только один кактус;
Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка;
Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус [22].

Выбранные нами методики надежны и валидны. Данные методики соответствуют все критериям валидности:

1. Критерий исполнения (в их число входят: количество выполненных работ, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.).

2. Субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, предпочтения, субъективные критерии получают с помощью интервью, вопросников, анкет).

3. Физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека).

4. Критерий случайностей (применяется, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям) [12].

В соответствии с данными критериями мы выбрали валидные методики для проведения нашего исследования. Данные, которые мы получили в результате, точны и достоверны.

Таким образом, для проведения исследования мы выбрали методики: методика диагностики показателей и форм поведения А. Басса и А. Дарки, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова. Методики надежны и валидны, они соответствуют критериям валидности: критерий исполнения, субъективные критерии, физиологические критерии, критерий случайностей.



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Методологические основы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические основы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)