Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути повышения эффективности экспортного контроля



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Пути повышения эффективности экспортного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Дискуссии по повышению эффективности экспортного контроля начались с момента создания соответствующих режимов и никогда не прекращались. В годы биполярного мира и конфронтации военно-разведывательные ведомства США, обосновывая эффективность анализируемой политики, ставили во главу угла следующие вопросы: каковы дополнительные расходы СССР на поддержание военно-промышленного потенциала, растет ли разрыв в технологическом уровне по линии Восток — Запад в результате установления барьеров на трансферты передовых технологий в страны Варшавского договора и, как следствие, какова экономия на оборонные расходы стран НАТО? Однако уже во второй половине 80-х годов в исследовании, проведенном специальной комиссией под эгидой Американской академии наук, было подчеркнуто, что при оценке эффективности системы экспортного контроля следует учитывать общее воздействие ограничений на экономику США, принимая во внимание сокращение объема экспорта.

Сегодняшней актуальной задачей режимов экспортного контроля является  предотвращения распространения ОМУ и его носителей, — то при ее решении еще труднее выработать количественные критерии эффективности режимов. Можно говорить лишь о замедлении процесса распространения ОМУ.

Существует ряд объективных факторов экономического характера, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости пересмотра многих элементов этой политики. Во-первых, интернационализация научно-технических знаний и производства приводит к тому, что на мировой рынок выходят новые поставщики  высокотехнологичных товаров, что облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира. Во-вторых, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать. Грань между ужесточением контроля в этой области и подрывом демократических свобод очень зыбка. В-третьих, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно важное военное значение. Поэтому ограничения и санкции затрагивают практически всех производителей наукоемкой продукции. В современных условиях лоббирование делового сообщества в направлении смягчения правил экспортного контроля активизировалось. Вопрос конкурентоспособности страны на мировых рынках оказывает огромное влияние и на позиции делегаций при обсуждении внесения изменений в международные контрольные списки в рамках многосторонних режимов экспортного контроля.

Ужесточение контроля не тождественно усилению его эффективности.Гармонизация национальных систем экспортного контроля рассматривается как магистральное направление повышения эффективности экспортного контроля в целях предотвращения распространения ОМУ. И этот резерв еще не исчерпал себя. Интеграция Китая в этот процесс — позитивный фактор укрепления соответствующих режимов.

На протяжении последнего десятилетия ведутся дискуссии об институциональной перестройке режимов экспортного контроля по ряду направлений: а) слияние всех многосторонних режимов в один комбинированный (пик этой дискуссии пришелся на годы демонтажа КОКОМ, сейчас она возобновилась); б) замена неформальных многосторонних договоренностей юридически обязывающими договорами; в) формирование международных норм поведения путем подписания новых договоров параллельно с совершенствованием неформальных соглашений.

Роль режимов невозможно рассматривать изолированно от более широкого политического контекста отношений между государствами. В нестабильных политических условиях трудно рассчитывать на достижение юридически обязывающих соглашений, что показали дискуссии в ходе принятия Международного кодекса поведения за предотвращение распространения баллистических ракет, а также дискуссии вокруг инициированной Россией инициативы «Глобальная система контроля за распространением ракет и ракетных технологий». Неформальные многосторонние формы в среднесрочной перспективе останутся необходимыми.

Также одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля— контроль за технологиями. Доступ к мировой копилке знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности. Очень трудно найти оптимальный баланс между взаимоисключающими стратегическими задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта и введения ограничений по соображениям национальной и международной безопасности, между поддержанием академических свобод, свободой доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества.

На данном этапе видна объективная тенденция к гармонизации основных положений Руководящих принципов. В долгосрочном плане это объективно создает возможности для слияния режимов.

Комитет Цангера и ГЯП в течение долгого времени успешно дополняли друг друга. К настоящему времени они достигли такого уровня взаимодействия, что практически дублируют друг друга. Их слияние видится целесообразным.

31 государство участвует одновременно в трех режимах: РКРТ, Вассенаарских договоренностей, ГЯП. Бразилия и ЮАР являются членами РКРТ и ГЯП, Латвия, КНР, Эстония, Литва, Мальта, Кипр, Казахстан и Словения — только ГЯП, Болгария, Румыния, Словакия — ГЯП и Вас-сенаарских договоренностей, Исландия — РКРТ. Однако в рамках каждого режима возникают специфические проблемы. Даже сегодняшние «компактные» режимы не поспевают за меняющимися реалиями современного мира.

Вероятно, наиболее целесообразно совершенствовать правила в рамках каждого режима, имея долгосрочную задачу их слияния в будущем. Следует активизировать наметившуюся тенденцию вовлечения нечленов режимов в обсуждение наиболее актуальных проблем, в частности, вопросов контроля над неосязаемыми формами передачи технологий, санкций.

Представляется важным одновременно начать работу над новым универсальным документом, который более четко определил бы критерий современных угроз и объединил государства вокруг задачи предотвращения распространения ЯО (особенно попадания ОМУ в руки террористов), установил возможные меры проверки выполнения договоренностей по экспортному контролю и принуждения для государств, физических и юридических субъектов, вовлеченных в незаконные поставки и приобретение связанных с ОМУ материалов, оборудования, технологий. Более реально в ближайшее время разработать такой документ в виде Кодекса поведения, доведя его впоследствии до статуса юридически обязывающего договора — Конвенции по экспортному контролю.



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Пути повышения эффективности экспортного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути повышения эффективности экспортного контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)