Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Очень интересна для исследования тема «Использование ресурсов Интернета в школе», в том числе и при изучении русского языка. К сожалению, наша школа не подключена к Сети, поэтому, уверен, это тема будущего исследования (хочется думать, не такого далекого).

Коротко обобщу имеющиеся сведения (с 2000 года автор имеет временный доступ к Интернету).

Интернетизация школ в России имеет свои особенности. Первая – нехватка техники. По данным опроса, проведенного в пяти городах России, лишь у 19% школ имеется возможность выхода в Интернет, при том что на один компьютер в среднем приходится 69 учеников33. Вторая особенность – это необходимость сделать Сеть союзником в обучении (а не способом «стащить» чужой реферат)34, то есть поставить Интернет на службу образованию35. А это значит – учиться пользоваться Сетью в школе36.

Интернет – прежде всего важный источник информации. Так, на февраль 2000 года в Сети было размещено более миллиарда страниц. Ежемесячно публикуется около 30 млн новых документов, при этом ежемесячно изменяется до 40% ранее опубликованной информации37.

Методы поиска информации в Интернете хорошо изучены38. Вот адреса некоторых поисковых систем:

–Rambler(www.rambler.ru);
–Апорт(www.aport.ru);
–Яндекс(www.yandex.ru);
–Aу(www.au.ru);
–Созвездие Интернет(www.stoirs.ru);
–Yahoo (www.yahoo.com);
–AltaVista (www.altavista.com);
–Infoseek (www.infoseek.com);
– Excite (www.excite.com ).

Зимой 1999 года в Санкт-Петербурге прошла организованная Фондом Сороса международная конференция «Интернет. Общество. Личность». В ее рамках работала и секция «Интернет и образование», на которой была представлена программа тестов по русскому языку. В программе учащиеся сами конструируют ответы (информацию о тестовых заданиях можно увидеть на сайте, расположенном по адресу: http://test.com)39.

А летом того же года в городе Троицке в рамках международной конференции «Применение новых технологий в образовании» был заслушан доклад Барбары Ричи (у российских педагогов пока нет достаточной возможности общения с Интернетом). Она изучила ресурсы Сети в поисках информации, интересной для учителей и учеников, собрала около 40 гипертекстовых ссылок по адресу: http: //edweb.sdsu.edu/people/dritchie/cyprus/science.htm (весь материал – на английском языке). Диапазон дисциплин широк: представлено и гуманитарное направление40.

Приведу некоторые ссылки на сайты, посвященные интересующей нас теме:

– http: //www.vspu.as.ru/de/index.htm

Ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины и турниры по различным предметам, в том числе русскому языку и литературе. Заявки от школ принимаются по электронной почте:

ktv.vspu.ac.ru

http: //www.eidos.techno.ru

Центр Эйдос: общероссийские дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады;

http: //school.holm.ru /

«Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей;

http: //www.chat.ru/_~rusrepetitor

Репетитор: учебные материалы, тесты, рассказы и всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов;

http: union/

«Союз образовательных сайтов». Лучшие образовательные ресурсы русскоязычного Интернета;

http: //www.Km.ru/education/

Портал для студентов и старшеклассников. Рефераты, курсовые, доклады, шпаргалки, словари;

http: //www.gramota.ru/

Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро;

http: //www.mccme.ru/olympiads/

Информация об олимпиадах и конкурсах в Москве и России;

http: //www.sochineniya.boom.ru/

Архив сочинений по русской литературе;

http: //www.kinder.ru/

Самые разнообразные ссылки на образовательные ресурсы в Интернете;

http: //www.history.ru/free.htm

Возможность бесплатного получения обучающих программ, в том числе и по русскому языку;

http: //www.comies.ru/dic/

Толковый словарь крылатых выражений;

yamal.org/ook/

Опорный орфографический компакт. Электронное пособие, в котором представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко. Раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и школьникам.

В Интернете активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые имеют самое непосредственное отношение к образованию. Интернет становится образовательной средой настоящего41.

Остановлюсь на наиболее общих положениях, которые обоснованы в работе.

1. Компьютеризация образования неизбежна и полезна. Ее смысл – это экономия времени как учеников, так и учителей. При правильном использовании компьютерных технологий материал усваивается лучше. Эту точку зрения можно обосновать и проводя сравнительное исследование различных технологий обучения42.

Названное положение подтверждается и выводами, сделанными на международном семинаре «Компьютерные технологии в образовании» в Индианском университете (г. Блумингтон, Индиана, США), проходившем летом 1997 года (сайт в Интернете – http: //www.besthraceduc.org/technology43 и на международной конференции CoLoS’99 (Conceptual leaning of Science) «Новые идеи в компьютерном обучении», проходившей в Санкт-Петербурге44.

2. «Для того чтобы не отставать» в применении информационных технологий в школьном образовании, «Россия должна действовать сегодня»45. С.Паперт, профессор научно-исследовательской лаборатории методов и средств обучения Массачусетского технологического института (США), приводит доводы (хотелось бы назвать их убедительными) будущей лидирующей роли России в развитии новых идей в образовании: «Россия перестраивает все, на пути исторического развития Россия свершила немало великого (так, Санкт-Петербург был построен всего за восемь лет), высокий интеллектуальный потенциал России»46 – и другие доводы, касающиеся в том числе русского характера.

3. В связи с ростом объемов информации необходимо формировать соответствующую информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приемов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Формирование информационной культуры ведется в течение всего обучения47.

Рассмотрим выводы по поводу использования компьютерных технологий при изучении русского языка.

Существуют три методических подхода к данному вопросу.

– Принципиальные противники приобретения систематических знаний с помощью обучающих программ считают, что компьютер должен лишь помогать получить быстрый доступ к необходимой информации. Думаю, что, признавая полезность электронных справочников по русскому языку, нельзя согласиться с их большой значимостью для процесса обучения.

– Признание возможности получения систематических знаний с помощью «гипертекстовых учебников», близких к электронным энциклопедиям. Эти учебники состоят из того же текста «бумажного» учебника, только с гиперссылками. Считаю, что положительным здесь является только само признание возможности использовать компьютерные методы при изучении русского языка.

– Получение систематических знаний по русскому языку с помощью обучающей программы, приближенной к мультимедийным играм. С эргономической точки зрения в ней должно быть немного текста, который, разумеется, необходим в справочных блоках, и максимум графических образов, звуковой информации48.

Из рассматриваемых в работе программ к данному выводу более подходит программа «1С: Репетитор. Русский язык». Она дисциплинирует внимание учеников, пробуждает интерес к изучаемому материалу, активизирует самостоятельность, дает возможность варьировать структуру занятий, вносит в урок элементы занимательности и т.д.

Удачно, если учебная программа по русскому языку имеет диалоговый характер (реактивный, активный, интерактивный). Реализация реактивного диалога особенно полезна в контролирующих программах, но может лежать в основе и обучающих программ. Активный диалог в обучающей программе – диалог между учеником и компьютером. Интерактивный диалог допускает ситуации, когда в пределах определенной темы ученик ставит перед компьютером вопрос и получает разумный ответ или уточняющие вопросы.

Таким образом, возможны различные тактики применения учебных компьютерных программ при изучении русского языка в школе. Выбор зависит от целей и задач урока русского языка (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в исследовательских целях (при написании докладов, рефератов).

«Образование и компьютеры – полная совместимость» – так называется статья в одном из номеров журнала «для тех, кто думает о будущем детей», «Мир школы»49. Уверен, можно сказать по-другому: «Русский язык и компьютеры – полная совместимость». Бесспорно и то, что «за учителем остается ведущая роль – “режиссера” урока и всего процесса обучения»50.

Российское образование идет по пути модернизации. В конце апреля этого года в Москве состоялась международная выставка-форум «Школа», в рамках которой была проведена конференция «Передовые информационные технологии в образовании. Учебники нового поколения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компьютеризация школ и подключение их к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир. В связи с этим перед современной школой ставится ряд задач, связанных с развитием способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу, осмыслению нужной информации и достижением нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

В связи с этим возрастает потребность в педагогах, владеющих информационными технологиями.

При безусловном факте применения многими учителями отдельных компьютерных обучающих программ, отдельных творческих заданий с использованием компьютера в преподавании русского языка и литературы можно выделить ряд проблем:

· компьютерную неграмотность учителей;

· отсутствие системности применения мультимедийных пособий из-за нехватки компьютерных классов;

· отсутствие оценки уровней сформированности навыков и умений работы с большим объемом информации;

· отсутствие критериев выбора и отбора учебного материала;

· отсутствие интегрированных программ русского языка и литературы с курсом информатики в средней школе.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы — это не дань моде, а необходимость, т. к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Проведение урока с использованием информационных технологий интригует детей, у них появляется мотивация, что немало важно. Ученику интересно усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой сферы. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедия и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий на уроке помогают решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и навыков.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, усвоил или не усвоил материал обучающийся.

Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе.

Применение компьютера может помочь и при осуществлении разноуровнего обучения. Пока слабоуспевающие дети выполняют задание по учебнику, сильные ученики работают с различными программами.

· Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют учителю- словеснику одновременно решать ряд проблем:

· помогают повысить уровень своих знаний;

· повысить интерес учащихся к предмету;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· сэкономить время на опрос учащихся;

· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях

Нет сомнений, что использование информационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества обучения и дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление.

ССЫЛКИ

1 Ревич Ю. Учиться будем? // Домашний компьютер. 2002, № 1. С. 80.

2 Обзор писем // Известия. 10.03.2000.

3 Перова О. Интернет может принести вред детям // Комсомольская правда. 30.10.2001. С. 9.

4 Пинский А. Интернет и школа // Учительская газета. 3.07.1999.

5 Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 22–27.

6 Там же. 1995, № 1. С. 8–11.

7 Там же. 1996, № 3. С. 15–20.

8 Там же. 1996, № 5. С. 29–31.

9 Там же. 1998, № 3. С. 27–27.

10 Там же. 1998, № 6. С. 9–18.

11 Там же. 1999, № 4. С. 40–41.

12 Там же. 2001, № 1. С. 13–18.

13 Там же. 2001, № 5. С. 17–21.

14 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

15 Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

16 Анищенко Ю. Поделись учебником своим // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 2. С. 94.

17 Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 5. С. 88–94.

18 Образование и компьютеры – полная совместимость // Мир школы. 2002. № 1. С. 9.

19 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

20 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 25.

21 Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 23.

22 Там же. 1995, № 1. С. 8.

23 Там же. 1996, № 3. С. 15–20.

24 Русский язык в школе. 1996. № 5. С. 31.

25 Там же. 1998. № 3. С. 27.

26 Там же. 1998. № 6. С. 11.

27 Там же. 1999. № 4. С. 40–41.

28 Там же. 2001. № 1. С. 18.

29 Там же. 2001. № 5. С. 17–21.

30 Microsoft идет в школу // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 1. С. 20.

31 Русский язык в школе. 1999, № 4. С. 41.

32 1C: Репетитор. Русский язык. Руководство пользователя. Фирма «1С», 1999.

33 Интернет в российской школе // Мир школы. 2001, № 5. С. 12.

34 Спиридонов В. Компьютер – друг или враг? // Домашний компьютер. 2002, № 2. С. 25–26.

35 Мелихова Л.Г. Особенности интернетизации российской школы // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 5. С. 81–85.

36 Кондратьев Н.В. Обучение Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 6. С. 67–70.

37 Рушди А. Методы распределенного поиска информации в Интернете // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 3–4. С. 111.

38 Кавтрева О.А. Использование ресурсов Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 6. С. 7–18.

39 Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 2. С. 93–94.

40 Там же. 1999, № 6. С. 66–68.

41 Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем web-страничку. СПб.: Питер, 2001. С. 230–251.

42 Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

43 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 3. С. 156–162.

44 Там же. 1999, № 6. С. 69–72.

4546 Паперт С. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в школьном образовании в России // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 1. С. 3–8; 2001, № 2. С. 83–91.

47 Дистанционное и виртуальное обучение. 2001, № 9. С. 31–34.

48 Антонова Т., Харитонов А. История нас рассудит! (О методике применения мультимедийного курса) // Компьютер в школе. 1999, № 8.

49 Мир школы. 2002, № 1. С. 9.

50 Русский язык в школе. 1994. № 3. С. 27.

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

1

1C: Репетитор. Русский язык, 7

1С: Репетитор. Русский язык, 7, 8, 11

И

Интернет, 7, 9, 10

Информационные технологии, 4, 11

Ф

Формоза, 4, 7

Фраза, 3, 4, 5



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)