Влияние маркетинга на общество в целом.
Предпринимателей обвиняют в увеличении выпуском товаров индивидуального пользования в ущерб выпуску социально значимых товаров. По мере роста объема товаров индивидуального пользования для них требуется больший уровень общественного обслуживания, которого обычно не сразу удается достичь. Например, рост числа личных автомобилей (товар индивидуального пользования) требует расширения сеть автотрасс, новых средств управления дорожным движением, новых мест парковки и расширением полицейских служб (социально значимые товары). Чрезмерное увеличение выпуском товаров индивидуального пользования порождает «социальные издержки». В случае, например, автомобилей социальные затраты включают проблемы, связанные с возникновением дорожных пробок, загрязнение воздуха, смертью и увечий в результате аварий на дорогах. Необходимо найти способ восстановления баланса между индивидуальными и социально значимыми товарами. Один вариант действий состоит в том, что именно производители должны полностью возмещать социальные издержки своей деятельностью. Например, правительства могут потребовать от автомобилестроителей создавать более безопасные автомобили, которые, к тому же, меньше загрязняют окружающую среду. Многие критики указывают на то, что в бизнесе сосредоточена слишком большая политическая власть. «Нефтяники», «табачники», «фармацевты», «финансисты» и «спиртовики»пользуются поддержкой крупных политиков, защищающих интересы промышленников в противовес общественным. Рекламодателей обвиняют в том, что в их руках сосредоточена слишком большая власть над средствами массовой информации; это ограничивает их свободу в выражении независимых и объективных мнений. /5, 73-74/ 2.3 Влияние маркетинга на других предпринимателей. Маркетинговая деятельность одной компании может повредить другим компаниям и привести к снижению конкуренции. С этим связаны три проблемы: приобретение компании конкурента, маркетинговая деятельность, создающая барьеры для выхода на рынок, и нечестная конкурентная маркетинговая деятельность. Некоторые компании расширяются за счет поглощения конкурентов, а не путем разработки собственной новой продукции, это наносит вред другим компаниям и снижению конкуренции. Поглощение одной компании другой – непростой вопрос. Иногда этот процесс может быть полезен для общества, т.к. позволяет достичь экономии за счет масштабов, что приведет к снижению себестоимости и цены продукции. Хорошо управляемая компания, приобретая в собственность плохо управляемую компанию, может повысить эффективность ее работы. Но иногда поглощение одной компании другой имеет отрицательные последствия. Вот почему этот процесс всегда находится под жестким контролем государства. Практика маркетинга также может препятствовать новым компаниям, пытающимся выйти на рынок. Использование патентов и значительные финансовые вложения в продвижении своей продукции понуждают поставщиков или дилеров отказываться от сотрудничества с конкурентами. Люди, занимающиеся антитрестовским урегулированием, признают, что наличие некоторых барьеров являются естественным результатом экономических преимуществ ведения крупномасштабного бизнеса. С другими барьерами можно бороться с помощью существующих и новых законов. Наконец, некоторые фирмы действительно пользуются нечестными методами рыночной конкуренции с целью нанесения ущерба или разорения других фирм. Они, например, устанавливают цены на свою продукцию ниже себестоимости, угрожают разорвать отношения с поставщиками или проводят компании против покупки продукции конкурента. /5, 74-75/
3. Действия отдельных граждан и общества в целом, направленные на регулирование маркетинга. Консьюмеризм. Поскольку бизнес многим людям видится причиной экономических и социальных болезней, время от времени в обществе возникают движения, направленные на то, чтобы «приструнить» его. Двумя важнейшими движениями этого рода являются консьюмеризм (движение в защиту прав потребителя) и инвайронментализм (движение в защиту окружающей среды). Консьюмеризм (consumerism) – организованное движение граждан и государственных органов, направленное на повышение прав и влияния покупателей на продавцов продукции. Западный бизнес давно уже стал мишенью организованных движений потребителей, связанных с различными историческими периодами. Консьюмеризм зародился в Соединенных Штатах Америки. Первое движение потребителей возникло еще в начале нашего века. Оно было вызвано ростом цен, разоблачениями Эптона Синклера о состоянии дел в мясной промышленности и скандалами в фармацевтической промышленности. Вторая волна движения потребителей возникла в середине 30-х годов и была вызвана резким ростом потребительских цен во времена великой депрессии и очередным скандалом в фармацевтической промышленности. Третья волна движения началась в 60-е годы. Потребители к тому времени во многом уже поднаторели, изделия стали более сложными и потенциально более опасными, а люди начали проявлять недовольство порядками, царящими в США. Многие известные писатели начали обвинять большой бизнес в расточительности и неэтичном поведении. Президент Джон Ф. Кеннеди объявил, что потребители имеют право на безопасность и информацию, а также право на выбор и право быть услышанными. Американский Конгресс обследовал ряд отраслей и предложил ввести в действие законодательство о защите прав потребителей. С тех пор было организованно множество групп потребителей и было принято несколько законов о защите прав потребителей. Движение потребителей приобрело международные масштабы и стало весьма влиятельным в Европе. К традиционным правам изготовителей продукции относят такие: - право выпускать любой товар, любого размера и стиля при условии, что он не представляет угрозы здоровью и безопасности потребителя, или, если такая угроза существует, включать соответствующие предостережения и средства контроля; - право назначать любую цену за товар при условии отсутствия какой-либо дискриминации по отношению к кому-либо из покупателей[U1] ; - право тратить любые суммы на продвижение своей продукции при условии, что это не связано с нечестной конкуренцией; - право распространять любую информацию о товаре при условии, что эта информация не вводит покупателя в заблуждение по отношению к сущности этого продукта или его использования; - право применять любые методы стимулирования при условии, что эти методы не являются нечестными или вводящими в заблуждение. К традиционным правам потребителей продукции относят следующие: - право не покупать товар, прелагаемый на продажу; - право рассчитывать на безопасный товар; - право рассчитывать на то, что товар будет соответствовать распространяемой о нем информации. Сравнивая эти права, многие полагают, что баланс сил нарушен в пользу изготовителя. Конечно, покупатель имеет право не купить товар. Но критикам кажется, что покупателю, чтобы сделать правильный выбор, явно не хватает информации, образования и защиты для принятия разумного решения, особенно когда продавцы достаточно изворотливы. Поборники интересов прав потребителей предлагают следующие дополнительные права. - Право быть хорошо проинформированным о важнейших характеристиках продукта. - Право на защиту от сомнительных изделий и методов продажи. - Право влиять на изделия и методы продажи так, чтобы это приводило к повышению качества жизни. Каждое из предлагаемых прав привело к выдвижению более конкретных предложений со стороны консьюмеристов. Право быть хорошо проинформированным включает в себя право потребителя знать истинный процент на ссуду (истина при получении кредита), истинную стоимость единицы изделия (ценообразование), составляющие продукта (указание ингредиентов на упаковке),питательную ценность пищевых продуктов (открытая информация), срок годности изделий и истинные преимущества данного продукта (правдивая реклама). Предложения, относящиеся к защите прав потребителя, включают усиление прав потребителя в случаях обмана со стороны изготовителя, требование повышения безопасности изделий и предоставления большей власти государственным органам. Предложения, относящиеся к качеству жизни, включают контроль ингредиентов, входящих в состав определенных продуктов (моющих средств) и упаковку (пакеты с напитками), снижение уровня рекламного «шума» и назначение представителей от потребительских организаций в советы компаний для защиты в них интересов потребителей. Потребители имеют не только право, но и обязанность защищать самих себя без передачи этой информации кому-то другому. У потребителей, полагающих, что с ними плохо обошлись, есть несколько способов защитить свои интересы, в том числе: жалоба руководству соответствующей компании или в средства массовой информации; обращение в соответствующие государственные органы, частные агентства или инициативные группы защиты интересов потребителей; подача судебного иска. /5, 75-77/ Инвайронментализм . В то время как консьюмеристы заняты проблемой эффективного обслуживания нужд потребителей системой маркетинга, инвайронменталисты (environment – окружающая среда) озабочены воздействием маркетинга на окружающую среду и стоимостью обслуживания нужд и желаний потребителей. Их волнует ущерб, наносимый экосистеме карьерными выработками, вырубкой лесов, кислотными дождями, истощением озонового слоя в атмосфере, утечками токсичных веществ и отходами жизнедеятельности человека. Их также тревожит постоянное сокращение зон отдыха и нарастания проблем со здоровьем населения, вызванных загрязнением воздуха, воды и химической обработкой продуктов питания. Эта озабоченность и является основой инвайронментализма – организованного движения заинтересованных граждан, предпринимателей и государственных органов, направленного на защиту и улучшение состояния окружающей среды. Инвайронменталисты не имеют ничего против маркетинга и потребления как таковых; они просто хотят, чтобы люди и организации действовали как можно осторожнее по отношению к окружающей их среде, не с целью максимизации потребления, предоставления потребителю как можно большего выбора или удовлетворения потребителя, а скорее оптимизация «качества жизни» – это не только количество и качество потребительских товаров и услуг, но и качество окружающей среды. Инвайронменталисты хотят, чтобы как производитель, так и потребитель продукции, принимая свои решения, не забывали об ущербе для окружающей среды. Инвайронментализм оказал сильное влияние на ряд отраслей. Тяжелой индустрии, государственным коммунальным службам и химическим и сталелитейным компаниям пришлось осуществить крупные вложения в очистительные технологии, управление переработкой отходов и оборудование контроля загрязнения окружающей среды. Автомобильной промышленности пришлось потратиться на снабжение автомобилей дорогостоящими системами контроля выхлопных газов. В некоторых странах правительства издали жестокие правила регулирования для решения экологических проблем изготовителями автомобилей, например в Германии, где министерство охраны окружающей среды пригрозило автомобильной промышленности, что заставит ее законодательно создать систему переработки автомобилей. Упаковочной промышленности пришлось искать пути уменьшения количества отходов и потребления энергии. Нефтеперерабатывающей промышленности пришлось разрабатывать новые виды бензина с низким содержанием свинца и вообще без его содержания. Представители этих отраслей часто возмущаются природоохранительным законам, особенно когда они вводится слишком быстро, что совершенно не дает компаниям времени приспособиться. Эти компании понесли большие затраты и , разумеется, переложили их на плечи покупателей. В XXI столетии инвайронментализм создаст специальные задания для глобальных рынков. По мере исчезновения барьеров в международной торговле и появления глобальных рынков, вопросы окружающей среды будут оказывать все возрастающее влияние на международную торговлю. Страны Северной Америки, Западной Европы и других развитых регионов разрабатывают строгие экологические нормы. Множество директив по вопросам охраны окружающей среды находится на рассмотрении Европейской комиссии с Управлением эко-менеджмента и аудита Европейского союза, руководящих экологическим самоуправлением. Жизнь участников рынка усложнится. Они вынуждены поднимать цены, чтобы покрыть ущерб от окружающей среды, зная, что продукт будет сложнее продать. Однако экологическая политика в разных странах очень различается, а появления единых общемировых стандартов не приходится ждать раньше, чем через 15 лет (или даже больше). Хотя такие страны как Дания, Германия, Япония и США, уже полностью разработали свою экологическую политику и оправдывают большие ожидания в обществе, такие крупные страны, как Китай, Индия, Бразилия и Россия, находятся на ранних стадиях разработки такой политики. 90-е годы часто называют Десятилетием Земли, в котором защита природного окружения стала наиболее важным вопросом, поставленным перед людьми во всем мире. Компании ответили «зеленым маркетингом» - разработкой экологически безопасных продуктов, подлежащих вторичной переработке, и саморазлагающихся упаковок, лучшим контролем загрязнения и более эффективным использованием энергии. /5, 77-76/
4. Принципы взаимоотношений общества и маркетинга.
В основу формирования взаимоотношений общества и социально-ориентированного маркетинга можно положить семь принципов. 1. Принцип свободы потребителя и производителя. Насколько это возможно, решения связанные с маркетингом, должны приниматься потребителями и производителями в условиях относительной свободы. Свобода маркетинга важна, если маркетинговая система призвана обеспечивать высокие жизненные стандарты. Потребности людей основываются на собственных представлениях, а не на представлениях, навязанных им из вне. Таким образом, производитель достигнет наибольшего успеха, если его продукция будет удовлетворять желаниям потребителя. Свобода производителей и потребителей является краеугольным камнем динамичной системы маркетинга. 2. Принцип ограничения потенциального ущерба. Насколько это возможно, взаимоотношения, в которые вступают производители и потребители, должны быть их личным делом. Политическая система ограничивает свободу производителей и потребителей только для того, чтобы предотвратить такие отношения, которые наносят ущерб или создают угрозу нанесения ущербу производителю, потребителю или третьей стороне. Ущерб, являющийся результатом сделки между производителем и потребителем, - широко распространенный повод для вмешательства со стороны государства. 3. Принцип удовлетворения базовых потребностей. Система маркетинга должна обслуживать как неимущих, так и богатых потребителей. В системе свободного предпринимательства, изготовители производят товары для рынков, которые хотят и могут покупать эти товары. Определенные группы населения с низкой покупательной способностью могут испытывать нехватку необходимых им товаров и услуг, что отражается на их физическом и психическом состоянии. Не отказываясь от принципа свободы производителя и потребителя, участники рынка должны поддерживать экономические и политические действия, направленные на разрешение этой проблемы. 4. Принцип экономической эффективности. Система маркетинга стремится эффективно предоставлять товары и услуги. Степень, в которой могут быть удовлетворены нужды и желания общества, зависит от эффективности использования дефицитных ресурсов этого общества. Для эффективной работы маркетинга система нуждается в конкуренции. Открытый рынок дает возможность существования конкуренции, свободного передвижения товаров, свободной информации и информированных покупателей. Это делает рынок эффективным. Покупатели наиболее полно удовлетворяют свои потребности, пользуясь информацией о различных конкурирующих изделиях, их ценах и качествах и останавливая свой выбор на самом подходящем варианте. Наличие активной конкуренции и хорошо информированных покупателей поддерживает высокое качество товаров и относительно низкие цены. 5. Принцип инновации. Система маркетинга стимулирует истинное новаторство, которое обеспечивает низкую стоимость производства и сбыта и разработку новых изделий, отвечающих изменяющимся запросам потребителей. 6.Принцип обучения и информирования потребителя. Эффективная система маркетинга не скупится на затраты, связанные с обучением и информированием потребителей, что позволяет удовлетворить нужды и повысить благосостояние потребителей в долгосрочной перспективе. Необходимость таких затрат обусловлена принципом экономической эффективности, особенно в случаях, когда различные виды изделий дезориентируют потребителя своим количеством и взаимоисключающими заявлениями. В идеале, компании должны предоставлять исчерпывающую информацию о своей продукции. Группы потребителей и государственные органы, со своей стороны, также имеют право давать свою информации и вносить свои оценки. 7. Принцип защиты потребителей. Образование и информированность потребителей не могут полностью выполнять работу по защите потребителя. Система маркетинга также должна взять на себя задачу защиты прав потребителя. Современные изделия настолько сложны, что даже подготовленные потребители не могут дать им квалифицированную оценку. Потребитель не знает, приводит ли излучение мобильного телефона к раковым заболеваниям, есть ли в новой модели автомобиля какие-то дефекты, делающим его опасным, не дает ли новое лекарство каких-то вредных побочных эффектов. Соответствующее государственное учреждение должно оценивать уровни безопасности всевозможных продуктов питания, лекарств, детских игрушек, бытовых приборов, тканей, автомобилей и жилья. Аналогично, следует добавить честности или профессионализма в сфере услуг, например, в деятельности банков, страховых компаний, врачей и т.п. потребители могут покупать товары, но плохо представлять себе последствия их производства для окружающей среды, поэтому защита потребителей охватывает также производственную и маркетинговую деятельность компании, которая может нанести вред окружающей среде. Наконец, система защиты потребителей предотвращает попытки ввода потребителей в заблуждение и практику навязывания покупок, когда покупатели чувствуют себя особенно беззащитными. Эти семь принципов основываются на предположении, что цель маркетинга заключается не в максимизации прибыли компании, всеобщего потребления или выбора потребителя, а максимизация качества жизни. Качество жизни означает удовлетворение базовых потребностей, доступность множества хороших изделий и получение удовольствия от природной и культурной среды.
Заключение.
Социально-ориентированный маркетинг исходит из запросов потребителей, требований самого предприятия, долгосрочных интересов общества, защиты окружающей среды и заботы о здоровье потребителей. Основными требованиями к социально-ориентированному маркетингу являются: - удовлетворение разумных потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества, постоянное обновление и усовершенствование товара в соответствии с растущими запросами покупателей; - отказ от производства и продажи товаров, которые могут принести вред потребителю и обществу в целом; - использование экологически чистых технологий для производства нужного обществу товара; - внедрение в практику программ социально-экономического развития, соответствующих интересам предприятия и полезным для социального развития региона, в котором данное предприятие функционирует; - соблюдение социально-этических и моральных принципов при принятии производственных решений. Маркетинг непосредственно воздействует на благосостояние отдельного потребителя, на общество в целом и на других предпринимателей. Проблемы порождаемые системой маркетинга, вызывают действия отдельных граждан и общества в целом, направленные на регулирование маркетинга. Консьюмеризм – это организационное движение, направленное на усиление прав и возможностей потребителей по отношению к продавцам. Инвайронментализм – это организованное общественное движение, пытающееся минимизировать ущерб, наносимый практикой маркетинга окружающей среде и качеству жизни. Многие компании поначалу противостояли этим общественным движениям и законам, но большинство из них теперь признает необходимость повышения образования и защищенности потребителей. Несмотря на наличие множества вопросов, связанных с маркетингом и социальной ответственностью, компании вынуждены следовать семи принципам общественной политики в отношении современного, социально-ориентированного маркетинга: свобода потребителя и производителя; ограничение потенциального ущерба; удовлетворение базовых потребностей; экономическая эффективность; новаторство; обучение и информирование потребителя; защита потребителя. /5, 93-96/
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |