Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки



2020-02-04 684 Обсуждений (0)
Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки 0.00 из 5.00 0 оценок




Справочно-библиографический аппарат (СБА) - это комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей, предназначенных для раскрытия фонда библиотеки, обеспечения читателей нужной их информацией.
Состав, объём, содержание, структура и особенности организации СБА определяются статусом библиотеки, спецификой города, фондами библиотеки и читательскими запросами.
СБА библиотеки по праву считается ключом к книжному фонду, который не только раскрывает состав и содержание фонда данной библиотеки, но и обеспечивает дистанционный доступ к фондам других библиотек [9].

Справочно-библиографический аппарат (СБА) состоит из фонда справочных и библиографических изданий, системы каталогов и картотек, фонда (архива) выполненных справок. Он предназначен для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением. СБФ представлен справочными изданиями и пособиями. Фонд справочных и библиографических изданий включает издания руководящих материалов, издания документов правительства, законодательных и других официальных органов. К справочным изданиям относятся универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые языковые и терминологические словари, справочники административно-хозяйственного деления РФ, статистические (по народному хозяйству и культуре), географические атласы и аналогичные издания краеведческого характера [3].

Такой состав СБА - результат его длительного исторического развития. Первоначально в него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.

Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки, в том числе и школьной, за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны [6].

Чрезвычайно важным аспектом развития СБА школьных библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.

Только на этой основе, возможно обеспечить практическую реализацию прогрессивных интеграционных тенденций, кооперацию и координацию СБА библиотек на различных уровнях (ведомственном и межведомственном, региональном и всероссийском), в конечном итоге создание единого справочно-библиографического аппарата всех библиотек страны.

Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:

соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;

оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;

профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками;

сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними [8].

Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности школьной библиотеки. Так, с помощью СБА ведется комплектование и докомплектование фонда библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки библиотекарей и читателей, в методической работе библиотек - региональных и отраслевых научно-методических центров.

В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями [6].

Библиотечные каталоги - важнейшая часть СБА, сложившаяся одновременно с открытием библиотеки. Первоначальное назначение каталога - способствовать нахождению книги в фонде библиотеки. Этому назначению соответствует алфавитный каталог, в котором описания книг расположены по алфавиту фамилий автора или названий (если книга не имеет автора).
Потребность читателей в поиске книг по интересующему их вопросу, теме, предмету обусловили необходимость ведения каталога, в котором объектом поиска выступает книга не по фамилии автора или названию, а по предметному содержанию - это систематический каталог, в котором библиографические описания располагаются по схеме классификации.
    Система каталогов и картотек формируется как единый комплексный справочно-информационный аппарат, всесторонне раскрывающий и пропагандирующий единый фонд. Система каталогов и картотек включает: алфавитные и систематические каталоги, систематические картотеки статей краеведческие картотеки, картотеки библиографических и методических пособий, указатели заглавий произведений художественной литературы, каталоги и картотеки отдельных видов изданий и материалов.

Библиотечные каталоги - своеобразный путеводитель по фондам библиотеки. Каждый каталог имеет строго целевое назначение, что позволяет производить поиск литературы многоаспектно, в соответствии с запросами читателей.

Каталоги содержат сведения об имеющихся в фонде библиотеки книгах, периодических изданиях и других произведениях печати [6].

Для ориентировки читателей в библиотечном фонде составляется указа­тель про­из­ведений печати, имеющихся в библиотеке - каталог. Просматривая каталог, читатели узнают, есть ли в библиотеке нуж­ная ему книга, какие книги есть в библиотеке по интересующим его вопросам, ка­кие книги того или иного автора имеются. В библиотеке обычно имеется несколько каталогов: систематический, алфавитный, предметный и др. Мы подробно рассмотрим два каталога - алфавитный и систематический.

Алфавитный каталог- занимает ведущее место в системе каталогов, отражает издания по всем отраслям знаний, имеющимся в фонде библиотеки. Алфавитный каталог имеет карточную форму, карточки расставлены в алфавите фамилий авторов и заглавий изданий. По алфавитному каталогу можно установить наличие в библиотеке издания, фамилия автора или заглавие которого известны. Алфавитный каталог позволяет установить:

o есть ли определенная книга в библиотеке;

o какие произведения искомого автора и в каком количестве представлены в данной библиотеке.

 

Алфавитный каталог (АК) — основа справочно-библиографического аппарата библиотеки. Он одновременно выполняет функции читательского и служебного каталогов. В силу этого АК дает точную информацию о наличии в библиотеке конкретного документа и отвечает на вопрос, какие документы того или иного индивидуального или коллективного автора наличествуют в фонде. АК собирает воедино все произведения того или иного автора вне зависимости от их содержания. Кроме того, он может оказать содействие в поиске документа, когда автор и заглавие неизвестны, но известен ответственный редактор или переводчик. Создание добавочных описаний позволяет выявить по данному каталогу и все имеющиеся в библиотеке документы, подготовленные тем или иным учреждением или организацией— например, издания, вышедшие в свет в Российской академии образования. Дополнительно алфавитный каталог может дать сведения о документах, посвященных тем или иным персоналиям («о нем», «о ней»), географическим пунктам (городам, поселкам) и т. п. [6].

АК наиболее полно отражает фонд библиотеки за счет добавочных описаний и включения в него сведений о повторных изданиях и перепечатках.

Наряду с читателями данный каталог используют и сами библиотекари для внутренней работы. Служебные библиотечные пометки на оборотах описаний связывают всю систему каталогов библиотеки в единое целое, так как дают сведения о наличии добавочных и аналитических описаний, а также об их месте в алфавитном каталоге (а иногда и в различных картотеках), инвентарные номера указывают на имеющееся в библиотеке количество экземпляров данного документа, указан на обороте карточки и «адрес» документа, то есть в каком разделе фонда он хранится (в фонде абонемента, читального зала, в фонде учебной литературы и т. п.).

Важную роль играет АК и при докомплектование фонда. Справка о количестве и репертуаре изданий того или иного автора дает библиотекарю дополнительную информацию для принятия решения о приобретении документа в фонд библиотеки.

Сведения о количестве имеющихся экземпляров, их распределении по отделам фонда нужны библиотекарю и для исключения из фонда ветхих и устаревших по содержанию документов. АК используется и в справочно-библиографической работе для выполнения справок уточняющего библиографическое описание документа и адресного характера.

В основу организации АК положен алфавитный признак, при котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке заголовков индивидуального и коллективного авторов и заглавий документов. Добавочные записи, ссылочные и справочные карточки расставляют в общем алфавите. Если расстановочные слова различных видов записей тождественны, то карточки расставляют в следующем порядке:

Записи под заголовком индивидуального автора;

Записи под заголовком коллективного автора;

Записи под заглавием.

АК является обязательной частью системы каталогов в каждой библиотеке [6, 9].

Систематический каталог (СК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Под СК понимают систему, состоящую из двух подсистем: СК и алфавитно-предметного указателя к нему.

СК – это реальный каталог, отражающий содержание документов и предназначенный для поиска по тематическим запросам. СК используется в библиотечно-информационной работе для изучения состава фонда, его комплектования, в справочно-библиографической и информационно-библиографической работе, для организации выставок, массовых мероприятий и пропаганды литературы.

Организация СК начинается с составления паспорта. В паспорте СК отражаются специфические сведения о нем: дата организации, охват фондов, название таблиц классификации, которые лежат в его основе, оформление карточек, их расположение, форма и цвет разделителей и наличие вспомогательных пособий к СК.

К внешнему оформлению СК относятся надшкафные надписи с краткой характеристикой СК и надписи на этикетках каталожных ящиков. На этикетках указывают номер ящика, индекс и наименование отраслевого деления, а ниже – первый и последний индексы карточек, включенных в данный ящик (без формулировок рубрик).

Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации. Группы карточек объединяются индексами, начинающимися обозначением отдела рабочих таблиц классификации.

Под группировкой записей внутри отделов понимают процесс их упорядочения в пределах классификационного деления. Существует два вида расстановки библиографических записей в СК – обратнохронологическая и алфавитная. В СК общедоступных библиотек принята алфавитная группировка библиографических записей. Отдельными группами внутри одного деления расставляют библиографические записи книг и брошюр в алфавите авторов и заглавий, затем расставляют библиографические записи на самостоятельно изданные библиографические пособия по теме. В последней группе собираются карточки имеющихся в фонде диафильмов, слайдов и других аудиовизуальных материалов [6, 10].

Алфавитно-предметный указатель к СК – это вспомогательный аппарат, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК документов с указанием соответствующих классификационных индексов. АПУ выполняет функцию контроля над процессом систематизации.

Наиболее часто применяется систематическая расстановка, при которой все книги одной отрасли знаний сосредотачиваются в одном месте. Здесь их группируют по более или менее крупным отделам, в пределах которого размещают в порядке алфавита по фамилии авторов. Таким образом, каждая книга получает своё определённое место, которое фиксируется в шифре книги. Шифр помещается в верхнем левом углу каталожной карточки и записывается в виде дроби, числителем которой является индекс, а знаменателем - авторский знак. Индекс указывает на место книги в системе ББК, а авторский знак - на первую букву фамилии автора (или первую букву названия книги, если книга обозначается не по автору).

 При помощи систематического каталога можно подобрать литературу по интересующей вас теме [6].

Электронный каталог – библиотечный каталог созданный в виде электронной базы данных. Способствует эффективному поиску информации о наличии книг в библиотеке.

Электронный каталог (ЭК) – это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение пользователей.

ЭК обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным клиентам.

Необходимой частью СБА школьной библиотеки являются картотеки. Картотеки - это добрые помощники и библиотекарей, и читателей.
 Отличие картотеки от каталога состоит в том, что это наиболее подвижный, дробный элемент СБА, чаще состоит из материалов по одному направлению, статей из периодических изданий. В нашей школьной библиотеке есть картотека учебников, краеведческая картотека, систематическая картотека статей [4].

Картотека справочных изданий -содержит сведения о всех словарях, справочниках, энциклопедиях имеющихся в нашей библиотеки.

Систематическая картотека статей – центральное место среди картотек занимает систематическая картотека статей. Она является универсальной по содержанию, и ее структура аналогична структуре системати­ческого каталога.

Особенности этой картотеки, отличающие ее от систематического каталога, состоят в оперативном отражении новых материалов из журналов, газет, периодических и продолжающихся сборников.

Карточки располагаются в соответствии с той же системой библиотечно-библиографической классификации (ББК), что и в систематическом каталоге. В пределах каждого деления карточки расставляются в обратной хронологии (более новые материалы стоят в начале раздела). Алфавитно-предметный указатель также помогает ориентироваться в предметных рубриках картотеки.

Краеведческая картотека. В ней собраны описания на документы краеведческого характера, систематизированные по отраслям знаний. Картотека повторяет структуру систематической картотеки статей, карточки располагаются в соответствии с системой библиотечно-библиографической классификации [6].

Тематические картотеки по своему назначению и содержанию близки к рекомендательным библиографическим указателям. Цель их - удовлетворение запросов на литературу по наиболее актуальным проблемам, которые отражены в ряде разделов и подразделов систематического каталога и СКС. Темы картотек прогнозируют появление спроса на книги и статьи и тем самым облегчают поиск этой литературы. Выбор тем определяется либо злободневностью какого-либо явления общественной жизни, либо приближающимися юбилеями учёного, писателя, исторического события, стремление оказать помощь определённой группе читателей в удовлетворении достаточно устойчивого интереса, появившегося в результате досугового увлечения чем-либо в домашнем быту [8].

Рекомендательные указатели и списки содержат в себе подборку литературы по темам, проблемам, предметам и др. При их использование можно быстро узнать, какие книги есть по нужной теме, какие новые поступления пришли в библиотеку. В целом, справочно-библиографический аппарат, является основным источником информации о возможностях библиотеки, о наличии книг в фонде библиотеки.

Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА школьной библиотеки, а именно - справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки [6, 9].

 

Заключение

В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.

Чрезвычайно важным аспектом развития СБА школьных библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.

Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности школьной библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки читателей [1, 6].

В целом организация справочно-библиографического аппарата в школьных библиотеках находится на высоком уровне, о чем свидетельствует ежегодный рост количества читателей, получающих библиографическую информацию, и количество выполненных справок и соответствует требованиям, предъявляемым к справочно-библиографическому аппарату.

 

 



2020-02-04 684 Обсуждений (0)
Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)