Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, формирование у них осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов,
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой и живой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
II. Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
- Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Режим проведения занятий:
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
III. Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 66 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 35 минут. Программа рассчитана на детей 7 лет, реализуется за 1 год. Количество учащихся составляет 20 человек.
IV. Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
- владеть экологической культурой, знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
- изучать и постоянно повышать уровень своих знаний о природе.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
.
Содержание программы
№
| Тема
| Содержание занятий
| Количество часов
|
1
| Введение.
| Природа неживая и живая. Взаимосвязи элементов природы.
Роль неживой природы в жизни живого.
| 1
|
2
| Природа неживая и живая.
| Составление цепей питания.
Составление экологических знаков. Экскурсия в природу. Красная книга Белгородской области. Иллюстрации животных.
| 12
|
3
| Самопознание и саморегуляция.
| Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей.
| 18
|
| Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья.
| Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни.
| 16
|
4
| Личная безопасность и профилактика травматизма.
| Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом.
| 19
|
|
| ВСЕГО:
| 66
|
Тематическое планирование кружковых занятий для учащихся 1-х классов
№
| Дата
| Тема
| Содержание занятия
| Кол-во часов
|
1
|
| Введение
| Природа неживая и живая. Взаимосвязи элементов природы.
Роль неживой природы в жизни живого.
| 1
|
|
| Природа неживая и живая
|
| 12
|
2
|
| Экосистемы. Цепи питания.
| Составление цепей питания.
| 1
|
3
|
| Кто как защищается. Защитим природу.
Защита лесов.
| Знакомство с таблицей «Защитные приспособления у растений и животных». Составление памяток «Правила поведения в лесу»
| 1
|
4
|
| Сохранность красоты природы. Изучаем способы охраны территории.
| Знакомство с иллюстрациями заповедных участков Белгородской области.
| 1
|
5,6
|
| Разнообразие растительного мира Белгородской области.
| Экскурсия в природу
« Знакомство с растениями Белгородской области». Нарисовать рисунки растений.
| 2
|
7
|
| Животный мир нашей природной зоны. Красная книга – сигнал бедствия.
| Красная книга Белгородской области. Знакомство с иллюстрациями животных.
| 1
|
8
|
| Подвижные игры
| Игры на свежем воздухе.
| 1
|
9
|
| Вода – кровь Земли. Водные экосистемы. Берегите воду.
| Составление кроссворда: «Обитатели морей».
| 1
|
10
|
| Птицы – наши друзья. Встречаем зимних птиц.
| Изучение иллюстрации птиц. Прослушивание аудиозаписи «голоса птиц». Викторина « Про птиц»
| 1
|
11,12
|
| Природа нашего края.
| Экскурсия в Белгородский зоопарк.
| 2
|
13
|
| Итоговое занятие. Изучая природу – укрепляем своё здоровье.
| Тест по теме « Природа неживая и живая»
| 1
|
|
| Самопознание и саморегуляция
|
| 18
|
14,15
|
| Я не похож на других.
| Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей.
Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник»
| 2
|
16
|
| Моя семья.
| Беседа «Самое дорогое у человека – семья». Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
| 1
|
17,18
|
| Практическая работа:
Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.
| Творческое рисование.
| 2
|
19
|
| Подвижные игры
| Игры на свежем воздухе.
| 1
|
20
|
| Я как член коллектива.
| Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.
| 1
|
21
|
| Путешествие в “Страну Здоровья”.
| Беседа»Что такое здоровье и что такое болезнь?» Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
Конкурс «Собери пословицу»
| 1
|
22
|
| Мои эмоции, чувства и здоровье.
| Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
| 1
|
23
|
| Режим дня.
| Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.
Практическая работа: Составление режима дня.
| 1
|
24,25
|
| Учёба и здоровье.
| Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.
| 2
|
26,27
|
| Домашние задания и здоровье.
| Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Оздоровительная минутка.
| 2
|
28,29
|
| Отдых для здоровья.
| Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Практическая работа: памятка «Мои первые в жизни каникулы»
| 2
|
30,31
|
| Зачем и как я одеваюсь?
| Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практическая работа: Игра «Одевайся по погоде»
| 2
|
30,31
|
| Зачем и как я одеваюсь?
| Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практическая работа: Игра «Одевайся по погоде»
| 2
|
32
|
| ЗОЖ
| Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни.
| 1
|
33
|
| Глаза – главные помощники человека.
| Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
| 1
|
34
|
| Подвижные игры
| Игры на свежем воздухе.
| 1
|
35
|
| Чтобы уши слышали.
| Правила сохранения слуха.
| 1
|
36,37
|
| Почему болят зубы.
Чтобы зубы были здоровыми.
| Рассказ учителя. Анализ ситуации. Творческое рисование.
Беседа. Знакомство со здоровой пищей. Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка?
|
2
|
38,39
|
| Зачем человеку кожа
Правила ухода за кожей.
Если кожа повреждена.
| Оздоровительная минутка.
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
| 2
|
40
|
| Подвижные игры
| Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками
| 1
|
41
|
| Питание – необходимое условие для жизни человека.
| Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
| 1
|
42
|
| Я пришёл из школы.
| Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
| 1
|
43
|
| Подвижные игры
| Подвижные игры по выбору детей.
| 1
|
44
|
| Осанка – стройная спина.
| Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
| 1
|
45
|
| Если хочешь быть здоров.
| Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Подвижные игры на воздухе.
| 1
|
46
|
| Инфекционные болезни.
| Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
| 1
|
47
|
| Прививки от болезней.
| Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
| 1
|
|
| Личная безопасность и профилактика травматизма
|
| 19
|
48,49
|
| Я и опасность.
| Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Практическая работа: игра «Улица полна неожиданностей»
| 2
|
50
|
| Правила безопасности на воде.
| Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
| 1
|
51
|
| Если солнечно и жарко.
| Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
| 1
|
52
|
| Если на улице дождь и гроза.
| Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
| 1
|
53
|
| Опасность в нашем доме.
| Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка.
| 1
|
54,55
|
| Как вести себя на улице.
| Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
| 2
|
56
|
| Как уберечься от мороза.
| Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
| 1
|
57
|
| Чтобы огонь не причинил вреда.
| Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
| 1
|
58
|
| Чем опасен электрический ток.
| Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка.
| 1
|
59
|
| Травмы.
| Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
| 1
|
60
|
| Укусы насекомых.
| Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
| 1
|
61
|
| Что мы знаем про собак и кошек.
| Беседа о домашних животных. Чтение стихотворений. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка.
| 1
|
62
|
| Отравление ядовитыми веществами.
| Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
| 1
|
63
|
| Отравление угарным газом.
| Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
| 1
|
64,65
|
| Как помочь себе при тепловом ударе.
| Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
| 2
|
66
|
| Я выбираю движение. Обобщающий урок.
| Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
| 1
|