Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природные компоненты на службе туристской индустрии и проблемы их рационального использования



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Природные компоненты на службе туристской индустрии и проблемы их рационального использования 0.00 из 5.00 0 оценок




В течение многих веков хозяйственная деятельность людей определялась принципом неограниченного экономического роста, что привело к истощению природных ресурсов и ухудшению среды обитания. Началась и продолжается деградация природной среды, происходят:

1) загрязнение атмосферного воздуха, а также поверхностных и подземных вод;

2) изменение растительного покрова, проявляющееся в сокращении лесных площадей, уменьшении запасов лекарственных, плодово-ягодных и других растений, повсеместном обеднении флористического разнообразия;

3) снижение численности многих промысловых зверей и птиц, амфибий и рептилий, насекомых-опылителей, многих промысловых беспозвоночных;

4) другие негативные изменения естественной среды обитания.[6]

Как известно, значительная часть современных видов туризма ориентирована на использование преимущественно природных туристских ресурсов. За рубежом они были объединены под названием «nature based tourism» (природный туризм). В их числе и экотуризм. Мировой опыт свидетельствует, что экотуризм действительно реальный инструмент реализации идеи устойчивого развития. Но вместе с тем если он находится в руках алчных и неразумных людей, то легко может принести гораздо больше вреда, чем массовый туризм, так как в основном затрагивает легко разрушаемые природные комплексы, а также открывает «толпам» потребителей ранее неизвестные районы.

Воздействие туризма на природные комплексы бывает прямое и косвенное, размер и ход которого трудно определить.

Прямое воздействие включает:

1) истребление представителей флоры и фауны в процессе охоты, рыболовства, уничтожение естественных условий обитания путем включения территорий в хозяйственную деятельность и т.д.;

2) вмешательство в естественные процессы жизнедеятельности растений и животных путем их кормления, разведения в искусственно созданных условиях, наблюдения за ними, шумовым воздействием, разрушением гнезд, нор и т.д.;

3) привнесение и распространение инфекций, заболеваний через продукты жизнедеятельности человека (экскременты, органические пищевые отходы), хозяйственную деятельность (вырубка лесов, нарушения в почве и т.д.).[7]

К косвенному влиянию относятся:

1) изменение естественной среды обитания;

2) глобальное антропогенное воздействие на компоненты географической среды (загрязнение почвы и поверхностных вод, вырубка лесов и развитие эрозии, глобальные изменения климата, загрязнение атмосферы и т.д.);

3) искусственное разведение животных, создание человеком животных и растений с заданными свойствами (генетически измененных, мутантов), воздействие которых на естественную природу и на самого человека еще не изучено.[8]

Наиболее сильно страдают малые популяции редких животных и растений (эндемики, реликты) или медленно воспроизводящиеся виды.

Управлять процессом влияния туризма на природу также можно прямо или косвенно. Вариант прямого управления включает ограничение общего числа посетителей согласно предельно допустимой туристской нагрузке на природные комплексы, зонирование особо охраняемых природных территорий и территорий природных объектов туристского показа, использование специальных технологий, минимизирующих загрязнение окружающей среды. Образно говоря, это силовая политика, основанная на принуждении (штрафы, предписания, тарифы, выписка пропусков и т.д.), демонстрации того, как нельзя поступать.

Косвенный вариант основывается на изменении поведения туристов путем повышения уровня образования, воспитания уважительного, гуманного отношения к местным жителям, животным и растениям и является более гибким. Необходимо сочетать оба варианта воздействия на туристов, ибо каждый в отдельности не даст желаемого результата.

Под загрязнением атмосферы понимают любое изменение ее состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека, состояние растений и животных. Загрязнение атмосферы может быть вызвано природными процессами (тогда его называют природным или естественным) и деятельностью человека (антропогенное загрязнение).[9]

Природными источниками загрязнений атмосферного воздуха служат прежде всего вулканические выбросы, лесные и степные пожары, пыльные бури, тайфуны, массовое цветение растений и т. п. Обычно эти факторы не оказывают резко отрицательного воздействия на природные экосистемы, за исключением широкомасштабных катастрофических явлений. Источником запыленности атмосферы могут быть крупные лесные пожары. Значительное загрязнение атмосферы природного происхождения вызывается пыльными бурями; их образование связано с переносом сильным ветром поднятых с земной поверхности пылевых частиц. Этому могут способствовать природные факторы (засуха и др.) и деятельность человека (чрезмерная распашка, выпас скота и т. п.).

Антропогенное загрязнение атмосферы по своим масштабам значительно превосходит природное. Оно оказывает воздействие на атмосферу различным образом, влияя непосредственно на ее состояние (нагревание, изменение влажности и др.), воздействуя на физико-химические свойства атмосферы (увеличивая концентрации диоксида серы, твердых частиц и т. п.), изменяя свойства подстилающей поверхности (сведение лесов увеличивает скорость ветров, распашка природных ландшафтов изменяет способность земной поверхности отражать солнечные лучи т. д.).

К основным антропогенным источникам загрязнения относят промышленные предприятия, отопительные системы зданий (котельные установки), транспорт, сельское хозяйство. Техногенные выбросы в атмосферу насчитывают десятки тысяч видов веществ. Более 90% их массы приходится на углекислый газ и пары воды. Другие наиболее распространенные загрязнители сравнительно немногочисленны: твердые пылевые частицы, окись углерода (СО), диоксид серы (S02), окислы азота (N0 и N02), углеводороды, сероводород (H2S), аммиак (NH3), хлор (С1), соединения фосфора, фтористый водород.

Наибольшая загрязненность атмосферы отмечается в индустриальных регионах мира на Россию – приходится около одной седьмой части от всех стран.

Наибольшее количество загрязнителей антропогенного происхождения попадает в атмосферу Земли в результате сжигания различных видов топлива – нефти и нефтепродуктов, каменного и бурого угля, природного газа, дров, торфа и других, основу которых составляют органические вещества. Все виды органического топлива содержат в себе углерод и водород, которые при горении образуют оксиды углерода (СО и С02) и воду, а также другие вещества, среди которых чаще других встречается сера (она сгорая, образует один из самых токсичных выбросов – диоксид серы). Помимо этого, когда пламя достигает высокой температуры, основной компонент атмосферного воздуха – азот вступает в соединение с кислородом, образуя высокотоксичные соединения азота (NO и N02).

Самое экологичное топливо – газ (как природный, так и получаемый при переработке нефти). Этот вид топлива в три раза меньше загрязняет атмосферный воздух, чем мазут, и в пять раз меньше, чем уголь, при сгорании которого образуется много золы и выбрасывается в атмосферу большое количество пылевых частиц.

Для уменьшения концентрации в атмосфере вредных примесей, источником которых в основном являются промышленные предприятия и транспорт, применяют разные методы, в том числе нижеперечисленные.

1. Устанавливают очистное оборудование для улавливания загрязняющих веществ. При этом степень улавливания отдельных видов загрязнителей сильно различается. Так, например, в России для твердых выбросов этот показатель составляет 94%, для жидких и газообразующих – лишь 28% (при этом для таких токсичных выбросов, как окислы серы и азота, степень улавливания еще ниже и составляет соответственно 15% и 9%).

2. Сооружают высокие и сверхвысокие дымовые трубы. Чем в более высокие слои воздуха выбрасываются загрязняющие вещества, тем ниже их концентрация в приземном слое, но на тем большую площадь они рассеиваются.

3. Совершенствуют существующие и создают новые промышленные технологии, при этом нередко применяют принципиально новые экологически чистые схемы производства. Так, ускоренными темпами развивается особое направление в металлургии – биометаллургия.

4. Располагают промышленные предприятия с учетом розы ветров.

5. Создают санитарно-защитные зоны вокруг промышленных предприятий (шириной от 50 м до 1 км в зависимости от токсичности выбросов), в которых запрещено строительство жилых зданий.

6. Осуществляют посадку зеленых насаждений (каждое взрослое дерево способно поглощать 30–40 кг пыли и копоти в год).[10]

Для сокращения вредного влияния выхлопных газов автомобилей на здоровье людей и состояние животных и растений применяют многие методы, в том числе следующие:

1. Совершенствуют существующие модели двигателей и уменьшают все корпуса автомобилей, чтобы сократить потребление топлива.

2. Применяют новые виды топлива. В развитых странах растет число автомобилей, работающих только на природном газе или способных потреблять сразу два вида топлива – газ и бензин. Разрабатываются двигатели, которые смогут работать на принципиально новых, экологически чистых видах топлива, например, на жидком водороде, выхлопные газы автомобилей в этом случае будут представлять собой пары воды. Новый вид топлива для автомобилей с 1970-х гг. нашел свое применение в Бразилии. В 1973 г. цены на нефть в мире резко повысились, что заставило бразильцев искать другие виды топлива. Ученые предложили использовать этиловый спирт – его можно добывать из отходов переработки сахарного тростника. Бразилия является крупнейшим в мире производителем сахара из сахарного тростника, поэтому в ней этиловый спирт в качестве автомобильного топлива гораздо дешевле бензина, при этом выхлопные газы содержат гораздо меньше окиси углерода, отравляющей атмосферу. В настоящее время в этой стране почти треть автомобилей ездит на «зеленом бензине».

3. Используют нейтрализаторы, которые крепятся к выхлопной трубе для очистки выхлопных газов. Нейтрализаторы представляют собой металлическую оболочку, где находятся либо гранулы, на поверхности которых нанесен активный слой с добавками благородных металлов (платины, палладия), либо керамический блок в виде сот. В развитых странах запрещено движение автомобилей, не снабженных нейтрализаторами.

4. Применяют автоматизированные системы регулирования движения, чтобы уменьшить время работы двигателей автомобилей в режиме холостого хода и набора скорости (при этих режимах объемы выхлопных газов и содержание в них вредных веществ максимальны).

5. Создают вдоль дорог зону зеленых насаждений, которые способны более чем на половину уменьшать вредное воздействие выхлопных газов на окружающую среду.[11]

Нужно особо подчеркнуть высокую экологическую эффективность озеленения. Деревья хорошо очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объем отработанных газов, какой автомобиль в среднем выделяет за 25 тыс. км пробега. В зеленых массивах каждое зеленое дерево поглощает за год в среднем 30–40 кг пыли и других твердых частиц, причем дерево с богатой лиственной кроной – до 68 кг. Одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько свободного кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Гектар деревьев и кустарников только за один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми. С каждого гектара, занятого деревьями, за год вьщеляется до 30 кг полезных для человека эфирных масел. Температура воздуха среди насаждений в жаркую погоду на 8–12 °С. Ниже, чем в городской застройке. В зеленых массивах уже на расстоянии 30 м от проезжей части улицы вдвое меньше микробов, чем на транспортных магистралях. На озелененных участках микрорайонов запыленность воздуха на 40% ниже, чем на хорошо сокращают шумовое загрязнение.

В зависимости от масштабов распространения загрязнителей можно подразделять загрязнение атмосферы на локальное, региональное и глобальное. Наиболее распространенными проявлениями локального и регионального загрязнения атмосферы являются смоги и кислотные дожди.

Смог (от английских слов smoke – дым, копоть и fog – туман) – это сильное загрязнение воздуха в больших городах и промышленных центрах, обусловленное застаиванием больших масс воздуха. Смог – смесь техногенной пыли, дыма, паров бензина, оксидов азота, углерода, диоксида серы и других газов. Необходимым условием для образования любого типа смога является температурная инверсия (от латинского слова inversio – перестановка), которая проявляется в повышении температуры воздуха с высотой в приземном слое атмосферы (как правило, до высоты не выше 0,5 км) вместо обычного понижения, характерного для тропосферы. При этом теплый воздух, который легче холодного, находясь вверху, не перемешивается с более тяжелым холодным. Температурная инверсия чаще всего связана с охлаждением воздуха от более холодной земной поверхности. В результате нарушения циркуляции атмосферного воздуха, загрязняющие вещества не могут подняться вверх и не рассеиваются, при повышенной влажности воздуха возникают туманы. Интенсивный смог вызывает аллергические реакции, раздражение глаз, расстройство кровообращения, поражает органы дыхания, повреждает растения, здания и сооружения (особенно сильно страдают скульптурные элементы).

Выделяют 3 типа смогов: влажный (лондонский), сухой (фотохимический, лос-анджелесский) и ледяной (аляскинский).

Кислотные дожди – это атмосферные осадки, подкисленные (число рН ниже 5,6) из-за растворения в атмосферной влаге антропогенных выбросов (таких, как окислы серы, азота и др.).[12]

Ливневые дожди оказываются менее кислыми, чем слабые моросящие: при той же исходной концентрации загрязнителей в воздухе в последнем случае они растворяются в меньшем количестве воды. В промышленных районах, в атмосферу которых выбрасывается особенного много окислов азота и серы, слабые моросящие дожди иногда оказываются настолько кислыми, что повреждают не только растительность, но и одежду людей, вызывают сильное раздражение дыхательных путей и кожи, ускоряют коррозию металлических конструкций, разрушают скульптуры, приводят к массовой гибели рыбы в водоемах и т. п. В России, особенно на Кольском полуострове, на Урале и в районе Норильска из-за выбросов Норильского медно-никелевого комбината (на него приходится значительная часть всего объема выбросов в атмосферу предприятий цветной металлургии России) громадные площади тундры и лесотундры Таймырского полуострова стали безжизненными.

В ряде случаев проблемы кислотных дождей переходят в разряд межнациональных. Проблема кислотных дождей постепенно приобретает глобальные масштабы. Особенно опасно подкисление океанических мелководий, которое приводит к невозможности размножения многих морских беспозвоночных животных, что может вызвать разрыв пищевых цепей и глубокое нарушение экологического равновесия в Мировом океане.

К глобальным проблемам, связанным с антропогенным загрязнением атмосферы, относят проблему нарушения озонового слоя в стратосфере (проблема озоновых дыр) и проблему усиления парникового эффекта.

Озоновые дыры – это пространство в озоновом слое стратосферы с пониженным содержанием озона. Слой повышенной концентрации озона в стратосфере (содержание в нем озона обычно в 10 раз выше, чем у поверхности Земли) защищает земные организмы от губительной жесткой ультрафиолетовой солнечной радиации.

В 1970-х гг. появились сообщения о региональных снижениях содержания озона в стратосфере. Особенно заметной стала сезонно пульсирующая озоновая дыра над Антарктидой, часто выходящая за контуры этого континента, при этом содержание озона в ней за 1980-е гг. уменьшалось почти вдвое. Менее значительные по размеру озоновые дыры и не с таким значительным снижением концентрации озона наблюдаются над Арктикой.

Регулярные астрономические измерения со специального спутника показали, что появление и исчезновение озоновых дыр происходит каждый год. При этом над Антарктидой величина дыры возрастает. В середине сентября 2000 г. был побит абсолютный рекорд величины дыры за весь период наблюдения, ее площадь достигла 28 млн км2, что почти в три раза больше территории США; однако затем она стала необычно быстро затягиваться и полностью исчезла через два месяца. Стало очевидным, что сезонность появления озоновых дыр связана с особенностями глобальной циркуляции воздуха в атмосфере. Ученых настораживает систематический рост их размеров.

Существует несколько гипотез о причинах нарушения озонового слоя. Большинство ученых склоняется к мнению о техногенном происхождении озоновых дыр. Их оппоненты утверждают, что снижение содержания озона в озоновом слое над отдельными регионами Земли и в целом в атмосфере (скорость глобального уменьшения оценена в 0,5–0,7% в год) связана не с техногенными выбросами, а с вековыми колебаниями аэрохимических свойств атмосферы и независимыми изменениями климата.

Установлено, что разрушителями озона в атмосфере могут являться соединения как азота и водорода (например, аммиак, метан), так и хлора, прежде всего хлорфторсодержащие вещества (фреоны). Сторонники гипотезы о техногенном происхождении озоновых дыр считают главной причиной их возникновения попадание фреонов в стратосферу. Фреоны применяют в холодильных установках, кондиционерах, огнетушителях, аэрозольных баллончиках и т. п. В 1987 г. был подписан Монреальский протокол (в нем участвовали более 50 стран) о постепенной ликвидации применяющих фреоны технологий и прекращении производства самих фреонов. Результатом явилось прекращение роста содержания хлоридов в атмосфере Земли в 1990 г., с 1994 г. их содержание постоянно снижается.[13]

Проблема усиления парникового эффекта связана с потеплением климата на Земле (за последние 50 лет средняя температура атмосферы повысилась на 0,7 °С) за счет повышения содержания в атмосфере веществ, которые препятствуют длинноволновому, тепловому излучению с земной поверхности. Такими веществами (парниковыми газами) являются углекислый газ, окислы азота, метан, пары воды, фреоны и др.

Одна из наиболее устойчивых тенденций последних десятилетий – рост концентрации углекислого газа в атмосфере: с начала XX в. она увеличилась в 1,12 раза, за последние двадцать лет ее рост в тропосфере составил 0,3–0,4% в год. Предполагается, что удвоение содержания углекислого газа в атмосфере Земли может произойти к середине нынешнего века. Следствием этого станет увеличение средней температуры воздуха на нашей планете.

Различные расчеты предсказывают увеличение температуры на полюсах на 5–6 °С, а в средних широтах на 2–3 °С. Однако достоверность таких количественных прогнозов невелика, так как невозможно достаточно полно учесть все сопутствующие явления. В настоящее время пока еще нет методов, которые давали бы возможность с высокой степенью надежности учесть изменения систем океанических течений и воздушных потоков в условиях нового теплового баланса, определить изменения отражательной способности ледников и полярных льдов и степень влияния увеличения облачного покрова Земли на ее температурный режим. Вместе с тем не следует недооценивать опасность таяния полярных льдов и ледников: если это произойдет, огромные территории, на которых ныне живет не менее четверти всего человечества, могут оказаться под водой.

Решение проблемы усиления парникового эффекта, как правило, связывают с уменьшением поступления в атмосферу именно углекислого газа, увеличению содержания других парниковых газов уделяется значительно меньше внимания.

Предлагаются разные пути предотвращения опасного повышения концентрации в атмосфере углекислого газа. Один из них – уменьшение сжигания органического топлива. Он лежит в области перспективных технических разработок новых источников энергии, однако в ближайшие годы вряд ли произойдет серьезное снижение масштабов сжигания традиционных видов топлива – нефтепродуктов, угля и газа.

Второй путь – увеличение площади растительного покрова на Земле, прежде всего лесного. При этом приходится иметь в виду, что растительные экосистемы не только поглощают углекислый газ при фотосинтезе, но и выделяют его как при дыхании растений, так и при гниении органических остатков.

Еще один путь – снижение антропогенного загрязнения Мирового океана. Антропогенные загрязнители подавляют фотосинтезирующую активность океанических микроорганизмов, угнетают их способность поглощать углекислый газ из атмосферы, преобразовывая его в органические вещества донных отложений.

Многие ученые подвергают сомнению точку зрения о преимущественно техногенной обусловленности современных климатических изменений за счет увеличения содержания в атмосфере парниковых газов, прежде всего углекислого газа.

Они связывают повышение глобальной температуры с естественными температурными колебаниями, которые неоднократно происходили в геологической истории Земли за счет изменения наклона оси вращения нашей планеты, изменения орбиты ее вращения и т. п.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха в нашей стране особенно обострилась с 1960–1970 гг. XX в. В начале 2000-х гг. в России было более 200 городов (202 – 2000 г., 207 – 2001 г.), в которых средние за год концентрация вредных веществ превышали установленные нормативы (табл. 1, 2 ). В них проживали более 44% всего и свыше 61% городского населения страны. Теперь порядка 70 млн чел. (до 48% общей численности населения страны) дышат воздухом, насыщенным вредными для здоровья веществами в концентрациях, превышающих нормы. Воздействию загрязненного атмосферного воздуха подвергаются в процентах от общей численности населения каждого экономического района: в Центральном – 37%, Северо-Западном – 71%, Северном – 19%, Волго-Вятском – 7,2%, Центрально-Черноземном – 27%, Поволжском – 40%, Северо-Кавказском – 16%, Уральском – 19%, Западно-Сибирском – 39%, Восточно-Сибирском – 41%, Дальневосточном районе – 19% населения. Основной вклад в загрязнение воздуха вносят предприятия черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, стройиндустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности и автотранспорт.

Среди городов, выделяющихся наибольшим уровнем загрязнения воздуха: Бийск, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Краснодар, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Новокузнецк, Омск, Ростов-на-Дону, Селенгинск, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Череповец, Чита, Южно-Сахалинск и некоторые другие.

Увеличение масштабов загрязнения атмосферного воздуха происходят не только из-за роста промышленных выбросов, обусловленных нарастанием объемов производства, а также из-за роста парка автомобилей (особенно легковых), сжигающих все большее количество топлива при отсутствии на них средств обезвреживания отработавших газов. Кроме этого, во многих городах происходит существенное сокращение экологически чистых общественных видов транспорта – троллейбусов и трамваев – при увеличении парка маршрутных такси и автобусов.

По всем показателям загрязнения воздуха ежегодно увеличивается число населенных пунктов (прежде всего – городов) и число жителей в них, подверженных высокому и возрастающему воздействию вредных примесей в атмосферном воздухе.

2. Объем уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ сократился, в связи с падением в 1990-е гг. объемов производства и, соответственно, объемов вредных выбросов, и, в основном, из-за недостаточного оснащения предприятий пыле-газоулавливающими установками, их неисправностью или пониженной эффективностью функционирования (уловлено и обезврежено в 1990 г. – 116,9 млн т, в 1999 г. – 61,1 млн т; сокращение в 1,9 раза), но в 2000 г. – уже 66,5 млн т. Пока из всех российских предприятий, загрязняющих атмосферу, только 40% оборудованы современными пылегазоочистными установками, из которых 20% временно не работают или работают не вполне эффективно.

3. Объем уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в процентах от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников фактически не изменился (1990 г. – 77%, 1996 г. – 76%, 2000 г. – 78%).

4. Резко сократившиеся масштабы ввода в действие мощностей по охране атмосферного воздуха сдерживают работы по сохранению его качества.[14]

В России мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляется на трех уровнях: местном, региональном, глобальном. На первом уровне он осуществляется сетью стационарных постов в разных городах, поселках и их частях, а также с помощью передвижных лабораторий. Мониторинг на региональном уровне осуществляется на специализированных станциях вдоль государственной границы России. Мониторинг глобального загрязнения атмосферного воздуха осуществляется на четырех базовых фоновых станциях (по две в Европейской и Азиатской частях страны) и еще на нескольких фоновых станциях, расположенных в биосферных заповедниках и заповедных территориях нашей страны.

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать природно-исторический облик парков, развитие туризма должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

Природное наследиепринято делить на следующие категории:

· достояние, используемое в основном туристами;

· достояние смешанного пользования (заповедники, парки и пр.);

· достояние, используемое в основном местным населением.[15]

Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:

· подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;

· определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных природных памятников;

· использование в целях туризма национального достояния, включающего природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (искусство, ремесла, фольклор);

· проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к природным ценностям региона.

Выделяют четыре принципа адекватного туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности культурного, исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.[16]

Туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а, следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем – проблему сезонного колебания спроса – путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.


Заключение

В заключении следует отметить, что туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.

Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением ряда задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.

Ресурсная и потенциальная база туризма Российской Федерации своим многообразием и разновидностью требует нетрадиционного отношения государства и общества в целом к выявлению и консолидации имеющихся материальных, управленческих, экономических и социально-культурных предпосылок для интенсивного развития туристско-экскурсионного комплекса страны.

Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма, обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.

Выводы. Тем не менее пока сохраняется не вполне рациональное природопользование, что определяет продолжающуюся деградацию природной среды и истощение природных ресурсов. Жизненно необходим переход к практике действительно рационального природопользования, включающего экономную эксплуатацию природных ресурсов, эффективный режим их охраны и воспроизводства, более совершенную и действенную воспитательную и образовательную политику в стране. Научная разработка актуальной системы принципов и мер (экологических, экономических, правовых, демографических и др.), а также конкретных рекомендаций в экологическом поле позволит более эффективно решать эколого-экономические проблемы России и ее регионов.

 


Литература

1. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика. СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с.

2. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.

3. Самойленко А.А. География туризма. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 368.

4. Храбовиченко В.В. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

5. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. – 304 с.

 


[1] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 7.

[2] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 9.

[3] Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика. СПб.: СПбГУП, 2003. с. 31.

[4] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 9.

[5] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 10.

[6] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 17.

[7] Храбовиченко В.В. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2003. с. 11.

[8] Там же, с. 12.

[9] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 19.

[10] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 20.

[11] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 21-23.

[12] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 22.

[13] Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией доктора географических наук В.Г. Глушковой. М.: московский лицей, 2003. с. 23.

[14] Самойленко А.А. География туризма. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 152.

[15] Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2003. с. 119.

[16] Там же, с. 121.



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Природные компоненты на службе туристской индустрии и проблемы их рационального использования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природные компоненты на службе туристской индустрии и проблемы их рационального использования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)