Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техника «Концентрация внимания на чувствах»



2020-02-03 404 Обсуждений (0)
Техника «Концентрация внимания на чувствах» 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнение «Воспоминание»[83]

Ведущий: «Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно види­те? Дверь — кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других лю­дей? Не пытайтесь «вытаскивать» что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь. Просто «отправьтесь» в то место, кото­рое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть».

Упражнение «Чувственное воспоминание»[84]

Ведущий: «Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируйтесь исключительно на зрении, попы­тайтесь включить как можно больше чувств: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувст­вовали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, ко­торый сопровождал этот опыт.

Избегаете ли вы вспоминать определенного человека? За­мечаете ли вы, что можете вспомнить неживые объекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаете ситуации, остаются ли они статическими или появляется дви­жение? Присутствует ли в этом нечто драматическое? Возни­кают ли только отрывки, или вы можете прослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются?»

Упражнение «Управление эмоциями»[85]

Ведущий: «Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите ку­лаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию — в данном случае фрустрированный страх. Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоция раз­горится с полной силой и ясностью. И, наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные со­ответствующие телесные действия: в сжимании кулаков, воз­бужденном дыхании и т.п. вы начинаете чувствовать гнев».

Упражнение «Настроения»[86]

Ведущий: «Попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретя эти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивай­тесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение мину­ты вы можете почувствовать несколько разных настроений».

Упражнение «Внутреннее молчание»[87]

Ведущий: «Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержи­тесь от внутренней речи; при этом оставайтесь пробужденным и осознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколь­ко секунд, «думание» навязчиво возобновится. Для начала хоро­шо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и внутренней речью; позвольте им сменять друг дру­га. Хороший способ — координировать это с дыханием. Попро­буйте останавливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим сло­вам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализации станут яр­че, ощущения тела — определеннее, эмоции — яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут быть направлены на выпол­нение этих более простых и более фундаментальных функций».

Упражнение «Внутренняя речь»[88]

Ведущий: «Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать: ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы гово­рите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Стараетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за дру­га? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?»

Упражнение «Визуализация» [89]

Ведущий: «Это упражнение лучше проделывать, находясь в расслабленном положе­нии, желательно лежа. Образы, которые, казалось бы, самопроизволь­но появляются у вас в голове, на самом деле — в ва­шей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.

Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…

Вообразите большой белый экран…

Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поме­стите на экран белую розу…

Поменяйте белую розу на красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет, как Алиса в Стране Чудес.)

Уберите розу и представьте комнату, в кото­рой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет и т. п.

Переверните картинку. Посмотрите на комна­ту с потолка. (Если это трудно сделать, то вообра­зите себя на потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз.)

Теперь снова вообразите большой белый экран.

Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим.

Поменяйте синий фильтр на красный. Сделайте экран зеленым.

Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение».

Обсуждение: «Удалось ли вам достигнуть всех эффектов, таких, как, например, поворот комнаты или смена цветов? Ничего страшного, и без подготовки легко вы сможете уви­деть пустой экран, вообразить цветок и представить обстановку вашей комнаты. И уже это достаточное до­казательство того, что продуцируемые вами образы в вашей власти, вы вольны вызывать или не вызывать их. Поэтому, если вы вдруг обнаружите, что «разгля­дываете» некий психический образ, вызывающий у вас беспокойство, попытайтесь осознать, что вы сами за него в ответе, вы сами его создали и сами можете изме­нить его на более приятный, подобно тому как раскра­сили белую розу в красный цвет».

Упражнение «Эмоционально-коррективное переживание» [90]

«Запишите тревожащий вас эпизод в виде не­большого рассказа, написанного в настоящем вре­мени от первого лица. Попытайтесь как можно более точно вспомнить все события. Восстановите диалоги. Запишите ваши чувства.

Затем перепишите историю так, как вы бы хо­тели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю. Отомстите мучителю. Или полюбите человека, которого вы ненави­дите. Делайте все, что хотите. Создайте новые диалоги. Запишите ваши чувства. Придумайте свой собственный финал и развязку».

Это упражнение может быть проделано как индивидуально, так и в группе. В результате тягостное событие будет заново пережито, субъективно завершено и перестанет постоянно «прокручиваться» в голове.



2020-02-03 404 Обсуждений (0)
Техника «Концентрация внимания на чувствах» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техника «Концентрация внимания на чувствах»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)