Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Понятие герменевтики Поля Рикёра.



2020-02-04 572 Обсуждений (0)
I. Понятие герменевтики Поля Рикёра. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

По дисциплине «История и философия науки»

 «Понимание литературного текста в герменевтической философии Поля Рикёра»

Выполнила

аспирантка

1 курса

Филологического факультета

Громова А.В.

 

Научный руководитель

Д. фил. н., профессор

Крюкова Н.Ф.

 

Проверил

Д.ф.н., профессор

Войцехович В.Э.

Тверь

2015г.


Введение.

I. Понятие герменевтики Поля Рикёра.

II. Понятие «текст» в философской герменевтике П. Рикёра.

III. Проблема понимания у П. Рикёра.

1. Диалектика понимания и объяснения.

2. Концепция повествовательной идентичности.

3. Этапы герменевтического понимания.

IV. Заключение.

V. Литература и Интернет-ресурсы.

 

Введение.

 

Имя Поля Рикёра сегодня находится в одном ряду с признанными классиками современной философской герменевтики — М. Хайдеггером и Г.Г. Гадамером. В своем творчестве при решении конкретных теоретических проблем он постоянно стремился использовать понятия и технические приемы, разработанные в рамках основных европейских традиций мышления. По мнению JI. Хана, философские сочинения Рикера способствовали превращению термина «герменевтика» в привычное, знакомое сегодня нам слово. Он смог придать свежесть и значимость многим философским темам, например, таким как диалектика объяснения и понимания, проблема времени, проблема личной идентичности, вырастающей из нарративной идентичности, концепция философии как диалога с наукой.

Меня заинтересовала, по преимуществу, проблема понимания текста в герменевтической философии Поля Рикера.

Цель моего реферата – ознакомиться с философской герменевтикой текста Поля Рикера.

В соответствии с поставленной целью я выдвигаю следующие задачи:

• раскрыть особенности понятия герменевтики Поля Рикёра;

• раскрыть диалектику процессов объяснения и понимания;

• разобрать концепцию повествовательной идентичности;

• рассмотреть этапы герменевтического понимания литературного произведения.

 

I. Понятие герменевтики Поля Рикёра.

Философская герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

Одним из самых значительных философов 20 века является французский философ Поль Рикёр (1913-2005) - профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. Основные сочинения: "Карл Ясперс и философия существования" (1947), "Габриэль Марсель и Карл Ясперс", "Философия таинства и философия парадокса" (1948), "Философия воли", "Конечность и виновность"(1960), позже вышли в двух томах: "Человек погрешимый", "Символика зла. Об интерпретации". "Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике" (1969), "Живая метафора" (1975), "Теория интерпретации. Дискурс и избыток значения" (1976), "От текста к действию. Очерки по герменевтике" (1986), "Школа феноменологии" (1986), "Я - сам как другой" (1990), и др.

Поль Рикёр принадлежит к числу классиков современной философии. Его интересы носят универсальный характер. Интеллектуальное наследие Рикёра содержит множество аспектов, важнейшим из которых является герменевтика.

 В своих работах он акцентирует внимание на проблеме взаимодействия и взаимопонимания людей, их общении и совместном бытии. Его философию характеризует систематичность и диалектико-критическое мышление. Работы Рикера способствовали развитию различных областей философского знания, включая историю философии, эстетику, метафизику, экзистенциализм, феноменологию, герменевтику, структурализм, психоанализ, теорию интерпретации, теорию действия, философию языка, теорию повествования, философию религии, моральную и политическую философию, методологию гуманитарных наук.

П. Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением ее как способа бытия. Основную свою задачу философ видит в том, чтобы, создавая философию жизни, воспользоваться всеми ресурсами гегелевской философии духа. С точки зрения методологической это, по его словам, означает "привить проблему герменевтики к феноменологическому методу". Идя таким путем, философ намеревается преодолеть крайности объективизма и субъективизма, натурализма и антропологизма, сциентизма и антисциентизма, противоречия между которыми привели современную философию к глубокому кризису.

Одна из задач первой самостоятельной работы заключается в сопоставлении феноменологически трактуемого внимания с проблемами истины и свободы. Так Рикёр начинает "соединение" феноменологии и экзистенциализма, заимствуя у первой метод анализа, у второй - смысл "воплощенного существования". В итоге Рикёр обнаруживает кардинальную двойственность человеческого опыта: будучи восприятием, он связан с объектом, но одновременно опыт - это активность, поскольку он свойствен свободно ориентирующемуся вниманию.

Соглашаясь в целом с экзистенциалистской трактовкой человека, Рикёр вместе с тем критикует ее за монизм, допускающий только одно толкование существования - воображение, эмоции, переживания и т.п. Рикёр находит возможным "перевернуть" перспективу экзистенциалистского анализа и исследовать не только то, что следует за экзистенциалистской изначальностью, но и саму экзистенциальную ситуацию, способ существования, в котором укоренен субъект. В результате этой операции Рикёр обнаруживает область бессознательного, то, что принимается субъектом как необходимость и преобразуется им в практическую категорию. Рикёр не считает бессознательное чем-то принципиально недоступным сознанию.

Согласно Рикёру, потребности, желания, привычки человека приобретают подлинный смысл только по отношению к воле, которую они вызывают, мотивируют; воля же завершает их смысл, она детерминирует их своим выбором.

При разработке методологии феноменологической онтологии Рикёр опирается на психоаналитический метод истолкования, выделяя в нем следующие моменты.

Во-первых, психоанализ идет к онтологии путем критики сознания:

-"интерпретации снов, фантазмов, мифов, символов, какие предлагает психоанализ, суть своего рода оспаривание претензий сознания быть источником смысла";

- психоанализ говорит об "утраченных объектах, которые надлежит отыскать символически", что, по мысли Рикёра, является условием для создания герменевтики, освобожденной от предрассудков Ego, где проблематика рефлексии преодолевается в проблематике существования.

И второе, на что обращает внимание Рикёр, осмысливая психоаналитическую методологию: только в интерпретации и при ее помощи возможно движение к онтологии.

Для Рикёра слово, изречение очевидно обладают символической функцией. При этом он четко отличает философию языка от науки о языке. Основу этого отличия он видит в том, что науку о языке интересует замкнутая система знаков, философия же языка "прорывает" эту замкнутость в направлении бытия и исследует феномен языка как элемент обмена между структурой и событием; ведущая роль в этом обмене принадлежит живому слову.

Так язык указывает на возможность символической функции и определяет логику герменевтики как логику двойного смысла. Семантически символ образован таким образом, что он дает смысл при помощи смысла, в нем изначальный, буквальный, иногда физический смысл отсылает к смыслу иносказательному, экзистенциальному, духовному. Таким образом, символ зовет к интерпретации и к говорению.

Метафора наиболее очевидно демонстрирует символическую функцию языка: когда язык пользуется метафорой, буквальный смысл отступает перед метафорическим смыслом, однако тем самым усиливается соотнесенность слова с реальностью и углубляется эвристическая деятельность субъекта. В метафорическом выражении, нарушающем семантическую правильность фразы и несовместимым с ее буквальным прочтением, Рикёр обнаруживает осуществление человеческой способности к творчеству.

Начатое Рикёром в 80-е годы осмысление повествовательной функции культуры и предпринимаемые в связи с этим попытки соединить феноменологию с лингвистическим анализом, герменевтику - с аналитической философией позволяют мыслителю перейти от анализа фрагментов культуры, запечатленных в слове или фразе, к анализу текстов культуры.

Таким образом, Поль Рикер герменевтику трактует как теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика обозначает не что иное, как последовательное осуществление интерпретаций. При этом под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, речь и т.д.). Поскольку знаки имеют материальную основу, моделью которой является письменность, то их можно интерпретировать. Следовательно, понимание это проникновение в другое сознание с помощью внешнего обозначения, а интерпретация понимание, направленное на зафиксированные в письменной форме знаки.



2020-02-04 572 Обсуждений (0)
I. Понятие герменевтики Поля Рикёра. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Понятие герменевтики Поля Рикёра.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)