Этапы герменевтического понимания.
В жизни художественного произведения Рикёр выделяет три этапа; каждый из них он обозначает словом «мимесис», заимствованным у Аристотеля, который в своей концепции искусства на первый план ставит его деятельностную природу. Но у Рикёра искусство – это способ передачи традиций человеческой деятельности в культуре. Задача герменевтического анализа литературного произведения – реконструировать операции, «с помощью которых произведение пробивается к непроницаемым глубинам жизни», т.е. то, что автор передает читателю, чтобы тот смог поменять свою деятельность. Мимесис – I отсылает к понятиям жизненного мира и предпонимания, хорошо известным в герменевтике. Автор анализирует мир вокруг, свой практический опыт и «проговаривает» все это в тексте. Автору будущего произведения необходимо обладать практическим понимание жизненного материала, чтобы за кажущейся внешней разрозненностью и беспричинностью увидеть целостность явлений. Мимесис – II - собственно художественное произведение, мир поэтической композиции. Мимесис –III – акт восприятия художественного произведения. Вместе с тем, это актуализация творческого замысла художника, выявление духовных ценностей и введение их – через последующую деятельность индивидов – в контекст общественного бытия. Последний этап обретает полный объем тогда, когда произведение разворачивает перед читателем целый мир, который тот присваивает себе. Под «миром» здесь понимается то, что феноменология и герменевтика обозначают как горизонт ожидания. Мир текста – это мир, проецируемый автором за пределы текста (взаимодействие повествования и «призывных» интенций). Онтологический статус текста пребывает в «подвешенном состоянии»: текст избыточен по отношению к своей структуре и ждет своего прочтения. Одновременно мир текста избыточен и по отношению к миру повседневности, миру повседневной практики. Согласно Рикеру, здесь формируется новое восприятие, новый опыт, где высвечивается несовпадение между воображаемым миром и привычной реальностью. Мир читателя – мир его надежд, чаяний, устремлений. В акте чтения ожидания автора и надежды читателя переплетаются (ни субъективность автора, ни субъективность читателя не являются первичными). При этом интенция автора и интенция текста не лежат на поверхности. Интенция текста должна быть реконструирована, она сама становится герменевтической задачей. Понимание текста – непростая задача, требующая духовных усилий читателя, соединенных с «даром» текста и стимулированных им. Для меня также близка позиция, что в сознании читателя осуществляется работа со смыслом и временем: текст погружается в память читателя и зовет к продуктивному воображению.
Заключение. «Иногда чтение сопровождается борьбой» (П. Рикёр) Я полностью согласна с высказыванием философа. Эти слова лишь подчеркивают его отношение к проблеме понимания и интерпретации текста. Хочется отметить, что без трудов Поля Рикёра очень трудно представить современную герменевтику. Ведь его идеи прочно укоренились в нашей жизни, в нашем мышлении. На основе изложенного можно сделать следующие выводы: -Поль Рикёр герменевтику трактует как теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов. При этом под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение. Переход от понимания к интерпретации предопределён тем, что знаки имеют материальную основу. -При этом, по Рикеру, символом называется всякая структура значения, где один, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, вторичный, косвенный смысл, который может быть понят лишь через первый. Тогда интерпретация оказывается расшифровкой смысла, стоящего за очевидным, напрашивающимся значением, в раскрытии уровней значения, выявлении скрытых смыслов. То есть интерпретация применяется там, где есть многосложный смысл. -Сделан вывод, что в философской герменевтике «текст» должен быть определён как предмет, который может быть прочитан и практически использован согласно герменевтическому принципу применения. Текст включается в практику его читателя-герменевта целостно (независимо от реального размера этого целого и времени, фактически необходимого для его прочтения и понимания), как средство трансформации этой практики. В итоге целью интерпретации литературного текста является создание такого мира, в котором читатель мог бы осуществить свои сокровенные возможности.
V . Литература и Интернет-ресурсы. 1. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 455-456. ные открытия в области философии, теологии, психологии. 2. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. И. Сергеевой. М.: Медиум, 1995. 3. Богданов Е.В. Б73 Философская герменевтика: история и современность: текст лекции/ СПбГУАП. СПб., 2002. 26с. 4. Немцев М.Ю. О понятии «ТЕКСТ» в философской герменевтике (Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр) 5. Микешина Л.А. М59 Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. — 464 с. 6. http://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interpretatsiy-polya-rikyora 7. http://bookucheba.com/istoriya-filosofii/pol-rikr-9852.html 8. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/03/05/1211344546/012._I.S.Vdovina._Pol_Riker.pdf 9. http://www.koob.ru/ricoeur/ 10. http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/217.htm
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |