Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность органической теории общества Г. Спенсера.



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Сущность органической теории общества Г. Спенсера. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из виднейших представителей английской социологии является Герберт Спенсер, работавший во второй половине 19 века. Спенсер разделяет позицию «социальной физики» или «социальной биологии» и рассматривает общество как своего рода организм. Однако между биологией и социологией Спенсер ставит психологию. Психологическое объяснение социального механизма, с его точки зрения, необходимо, ибо человек и другие биологические организмы различны по уровню эволюционного развития.

Вообще для Спенсера эволюционная теория явилась особенно ценной для изучения общества. Эволюционизм – центральное понятие всей его мировоззренческой концепции. Существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором общество «служит» составляющим его индивидам. В социологии он видел науку о «надорганическом» развитии.

Общие черты спенсеровской социологии предстают в следующем виде:

1) широкое использование историко-сравнительных методов;

2) трактовка общества как организма. Спенсер приводил следующие аналогии:

- общество, как биологический организм, увеличивается в объеме;

- по мере роста общества усложняется его структура, как усложняется строение организма в процессе эволюции;

- как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается дифференциацией функций.

3) идея закономерной эволюции общественной жизни. Спенсер выступал против социальной революции и даже против социальных реформ, настаивая на поддержании естественности процесса эволюции общественных отношений.

Главный фактор развития общества Спенсер видел в разделении труда, которое ведет к высшему типу общественного устройства – индустриальному обществу. Структура всякого общества по Спенсеру включала 3 элемента: производительную, распределительную и регулятивную (государство и право) системы. Спенсер выделял 2 типа: военное и промышленное общества. Военный тип характеризуется сильным централизованным контролем со стороны государства. При таком контроле индивид оказывается в принудительном подчинении у социального целого. В промышленном обществе присутствует политическая свобода и гибкая политическая организация. Власть рассматривается как выражение воли индивидов. Очевидно, что Спенсер считал закономерным движение человечества от военных к индустриальным обществам. Его подход оказал значительное влияние на развитие последующих социологических теорий, в частности, на теорию Дюркгейма о «механической» и «органической» солидарности.

Взгляды Спенсера на взаимоотношения государства и личности основывались на идее справедливости и включали 2 положения:

1) Признание за всяким человеком права на свободную деятельность;

2) Признание известных ограничений этой свободы, необходимых, благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

8. Основные факторы, обусловливающие становление, функционирование и развитие общества по О. Конту и Г. Спенсеру-не нашли(Подойди к нему!)

Учение о социальном факте Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм – виднейший французский социолог конца 19 – начала 20 века. Дюркгейм, как Конт, как и любой представитель французской социологической школы, был убежденным реалистом, то есть подходил к социальной действительности, как к надиндивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Отсюда можно дать определение социальным фактам – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Понятие аномии.

Э.Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми. Возникает этот эффект, когда происходит конфликт между различными функциями общественных элементов. Например, социальное неравенство объясняется существованием определенной общественной организации, для капитализма его времени – это классовое общество.

Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р. Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Связано это с тем, что происходит конфликт между целями и средствами достижения поставленной цели в рамках определенных культурных норм, характерных для данного общества. Таким образом, понятие аномии можно использовать для характеристики явлений, выходящих за рамки культурных установок.

Современное понимание аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Оно активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания. Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т.д. Применительно к социологии можно использовать оценку Р. Мертона, но социальный процесс, как и любой другой имеет свои законы, которые тоже могут нарушаться, поэтому определение Р. Мертона не стоит абсолютизировать.



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Сущность органической теории общества Г. Спенсера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность органической теории общества Г. Спенсера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)